Ключевые слова: дошкольное образование, внимание дошкольников, произвольное внимание, непроизвольное внимание, распределение, устойчивость, концентрация, переключение
Дошкольное образование рассматривается как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Произвольное внимание выступает важнейшим регулятором деятельности ребенка в целом и создает необходимую основу для его успешного обучения. Кроме этого, высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения.
Рубинштейн С. Л. рассматривает понятие внимание — как избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в познавательную деятельность, направленную на объект. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту, которое и выражается во внимании: то есть объект становится более отчетливым.
Гоноболин Ф. Н. под понятием внимание понимает то свойство или особенность психической деятельности человека, которое обеспечивает наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.
Проблема внимания в отечественной психологии рассматривалась с разных теоретических позиций. Несомненно, фундаментальное значение имеют работы Л. C. Выготского, рассматривающего внимание в рамках культурно-исторической теории, и Д. Н. Узнадзе, изучающего внимание с позиций психологии установки; исследования Ф. Н. Гоноболина, Н. Ф. Добрынина, C. Л. Рубинштейна, И. В. Страхова, которые определяют внимание как «направленность и сосредоточенность любой деятельности»; работы П. Я. Гальперина, рассматривающего внимание как «специальную деятельность контроля» [4]. Наиболее важными свойствами произвольного внимания большинство психологов (Н. Ф. Добрынин, C. Л. Рубинштейн) считают устойчивость и концентрацию [4].
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором отражена необходимость развития психических процессов дошкольников, в том числе и произвольного внимания, что определяет актуальность развития произвольного внимания старших дошкольников.
Внимание характеризуется целым рядом свойств. Под свойствами внимания понимаются объём, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, переключаемость [4].
Ю. Б. Гиппенрейтер указывает, что объём внимания представляет собой количество объектов, которое воспринимается человеком одновременно. Объединённые по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем необъединённые. Объём внимания у взрослого человека превышает объём внимания у ребёнка. Концентрация внимания представляет собой степень сосредоточения сознания человека на объекте. Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем внимание концентрированнее. Распределение внимания выражается в том, что человек умеет одновременно выполнять несколько действий и вести наблюдение за несколькими процессами и объектами [3].
Значительное влияние на устойчивость внимания оказывает интерес. Необходимым условием устойчивость внимания является разнообразие впечатлений и выполняемых действий.
Наряду с устойчивостью внимания определяют и противоположное свойство, такое как отвлекаемость. Физиологической основой отвлекаемости является внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями или продолжительное действие одного и того же раздражителя (В. Я. Дормашев, П. А. Романов) [5]. Физиологический механизм внимания, по мнению Л. С. Выготского, рассматривается как фильтр, который расположен на разных уровнях нервной системы, основной задачей которого выступает отсеивание малозначимых сигналов. Работа внимания связывается ретикулярной формацией, то есть анатомически и функционально обособленной нервной тканью, которая расположена в стволе головного мозга и подкорковых областях. Она тормозит одни импульсы и усиливает другие, пропуская их в кору головного мозга. В результате такого процесса происходит отбор стимулов, достигающих зону ясного видения [2].
По активности человека в организации внимания выделяют три основных вида внимания:
– непроизвольное,
– произвольное;
– послепроизвольное (В. Я. Дормашев, П. А. Романов) [5].
Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей его как раздражителя. Данный вид внимания возникает без волевых усилий, причинами его возникновения являются объективные особенности предметов и явлений, структурная организация, интенсивность объекта, новизна, необычность, резкая смена объекта.
Произвольное внимание представляет собой сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, в психологии его называют активное или волевое.
С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин считают, что при произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что необходимо делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания взаимосвязано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. При этом волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил, направленная на достижение поставленной цели [4].
Произвольное внимание как свойство личности не может быть сформировано независимо от самой личности. Организация произвольного внимания требует учёта ряда условий:
- Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познании включено практическое действие.
- Правильная обстановка рабочего места.
- Психическое состояние человека.
- Словесное напоминание самому себе.
Произвольное внимание также подразделяют на подвиды, а именно, собственно произвольное внимание, при котором необходимость в внимании в конфликта выбранным объектом или деятельности и непроизвольного внимания. Это также внимание, проявляется в решения на бдительность, и внимание, обладает произвольного и внимания.
Основой функцией внимания активное протекания психических процессов. В время внимание часто рассматривается как деятельность, на поведения, поддержание избирательной активности.
Основными характеристиками внимания является:
– целенаправленность,
– организованный деятельности,
– устойчивость.
Произвольное внимание под интересов человека, долга и обязанностей.
В работе Ю. Б. указывается, что внимания из-за того, что взрослые при разнообразных и средств внимание, им, тем давая ребёнку средства, с помощью он и сам управлять вниманием. стимулами выступают инструкция, вида деятельности, наглядностей, использование условных [3].
Д. Б. Эльконин считает, что внимания дошкольников с тем, что изменяется их жизни. это в том, что они активно новые виды деятельности: игровую, трудовую, виды деятельности. требования взрослого, ребёнок управлять своим вниманием, поставленные требуют от него на предмете .
Проблема изучения игры как развития детей, а формы организации занимались исследователи как А. К. Бондаренко, Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, А. П. Усова, Е.И. и другие. В работах многих исследователей игра как игра, предназначенная для обучения и младших школьников.
Дидактические игры — это игр с правилами, создаваемых в целях и детей. Эти игры на конкретных задач детей, но в, то же в них воспитательное и развивающее игровой деятельности. По Д. В. Менджерицкой, в ней заключены для внимания дошкольников, складывается соподчинение и действий, что влияет на развитие концентрации, объема, внимания дошкольников [6].
В педагогике традиционное дидактических игр на три основных вида — игры с предметами, настольно-печатные игры и игры. Каждая дидактическая игра определённую структуру, несколько компонентов:
- Дидактическая – это основной элемент игры, подчинены все элементы. Для детей задача как игровая. В ней программа игровых действий, с её стимулируется их выполнить. Часто игровая заложена в самой игры.
- Игровые – это способы проявления ребёнка в целях. В старших дошкольников преобладают действия характера, как проявить наблюдательность, ранее усвоенное, предметы по тем или иным признакам.
- Правила — они реализацию игрового содержания. одной игры различаются. Они могут направлять и деятельность, характер и условия игровых действий, их последовательность, регулировать между играющими. они ограничивать меру двигательной и т. д.
Рассматривая роль игры в внимания старшего дошкольного возраста, Н. Я. Михайленко, Н.А. отмечают ряд аспектов. всего, любая дидактическая игра инструкцию, она как регулятор действий ребёнка. инструкцию, он её как цель, и она уже регулятором его действий. В с этим, принимая в игре, ребёнок концентрировать, сосредотачивать своё внимание, свою на поставленной задаче и игровом [6].
Литература:
- Бондаренко, А.К. игры в саду: Кн. для детского сада / А. К. Бондаренко. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 148 с.
- Выготский, Л.С. высших форм в детском возрасте [Текст] / Л.С. // Хрестоматия по вниманию.- М., 2006.- 186 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. в психологию. Курс лекций [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: ЧеРо, 2007. — 336с.
- Добрынин Н. Ф. Особенности внимания в значимой [Текст] / Н. Ф. Добрынин, И.Л. // Вопросы психологии деятельности. — М., 2010.- С.23–29.
- Дормашев, В.Я., Романов, В.Я. внимания [Текст] / В. Я. Дормашев, П. А. Романов. — Изд. 2-е, перераб. и исправл.- М.: Тривола, 2009. — 336 с.
- Менджерицкая, Д. В. о игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. — М., 2008. — 128с.