Институт выдачи в международном уголовном праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 17.05.2017

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Ширинова, Ф. Н. Институт выдачи в международном уголовном праве / Ф. Н. Ширинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 253-256. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43238/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современная преступность не знает территориальных границ, и это диктует необходимость все более тесного сотрудничества государств в борьбе против нее. При этом важно обеспечить должный баланс между интересами государств при решении вопросов выдачи и правами выдаваемых лиц.

Правовая реформа, проводимая в нашей стране, пересмотр действующего законодательства обуславливает необходимость ясного понимания и последовательного проведения согласованной и гуманной политики в области прав человека. В деле поддержания международного мира и безопасности значительное место занимает принцип международно-правовой ответственности государств. В международных отношениях не должно быть места произволу и нарушениям государствами своих обязательств, из каких бы источников эти обязательства ни возникали, а виновные в таких нарушениях государства должны нести ответственность, объем, виды и формы которой определяются международным правом. Различия в правовых системах государств находят отражение и в международно-правовом регулировании института выдачи. Англо-американская система отрицает существование многих принятых другими странами принципов выдачи в качестве общеобязательных. Главное значение придается двусторонним договорам, особенно когда речь идет о сотрудничестве с государствами с иной системой права.

В отличие от внутреннего права, где существует аппарат государственного принуждения, в международных отношениях действует принцип добровольного и добросовестного выполнения государствами своих обязательств по международному праву (pacta sunt servanta). Невыполнение государствами своих обязательств всегда, хотя бы опосредствованно, приводит в той или иной мере к нарушению международного правопорядка, поскольку это подрывает веру в значение принципа pacta sunt servanta, служащего основой международного общения.

Выдача — древнейшая форма взаимной помощи государств в борьбе с преступностью. Можно привести много примеров из истории развития формы взаимной помощи. Право государств неодинаково регламентирует институт выдачи. Существуют два основных вида комплекса норм института выдачи: первый условно можно назвать европейским, второй — англо-американским. Первый распространен в странах романо-германского права континентальной Европы и латиноамериканских странах, а также бывших колониях, за исключением британских. Второй присущ государствам «общего прав».

В результате восстановления общедемократической идеи невыдачи за политические преступления в праве большой группы государств существенно упрочиваются позиции этой концепции в международных отношениях. В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека. Многие принципиальные ее положения явились результатом усилий мирового сообщества придать ей характер, отвечающий интересам широких народных масс. Многие страны приняли самое активное участие в разработке Международных пактов о правах человека, конвенций о запрещении всех форм расовой дискриминации, о предупреждении преступления геноцида, о пресечении преступления апартеида и т. д. Сегодня институт выдачи приобретает особое значение. В результате интеграционных процессов границы многих государств стали «прозрачными», усовершенствовались средства коммуникации. Все это существенно облегчает лицам, совершившим преступление в одном государстве, укрыться в другом.

Право государств неодинаково регламентирует институт выдачи. Существуют два основных вида комплекса норм института выдачи: первый условно можно назвать европейским, второй — англо-американским. Первый распространен в странах романо-германского права континентальной Европы и латиноамериканских странах, а также бывших колониях, за исключением британских. Второй присущ государствам «общего права» [1, с. 65]. Еще более важно то, что новые условия активно используются организованной преступностью, которая в растущей мере обретает международный характер. Известно немало случаев, когда организованная преступность оказывает существенное влияние на национальную экономику и госаппарат. Ее деятельность приобретает новые масштабы и становится все более опасной по содержанию. Это незаконная торговля наркотиками, терроризм, отмывание денег, преступления против безопасности гражданской авиации и морского судоходства и др.

Международно-правовое регулирование прав и основных свобод человека носит особый, специфический характер. Эта специфика связана, прежде всего, с тем обстоятельством, что за исключением некоторых случаев, вопрос о конкретном осуществлении прав человека и их непосредственной регламентации входит в сферу внутренней компетенции государств. Международное право регулирует правоотношения главным образом государств. Отдельные лица не могут быть непосредственными носителями прав и обязанностей по международному праву. Конкретное содержание отдельных прав и основных свобод человека в национальном законодательстве зависит, в конечном счете, от социальной природы тех или иных государств, которые должны обеспечивать эти права и свободы. Устав ООН, как и принятые, в послевоенные годы соглашения в области прав человека, относит их исключительно к внутренней компетенции государств. В них речь идет не о «международной защите» прав человека, а о развитии международного сотрудничества в целях содействия всеобщему уважению и соблюдению прав и основных свобод человека.

Возникает такое положение, когда осуществление прав человека, являясь объектом регулирования в целом ряде международных соглашений, число которых быстро увеличивается, и которые носят, несомненно, нормативно-обязательный характер, остается, кроме ограниченного числа случаев, исключительно делом соответствующих государств. С точки зрения международного права международное сообщество — это совокупность в первую очередь государств, связанных друг с другом многообразными политическими, экономическими и прочими отношениями, причем регулирование этих отношений должно осуществляться на основе соблюдения принципов суверенного равенства государств и их невмешательства во внутренние дела друг друга.

Эти принципы были закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, и во многих других важных международных документах.

С точки зрения международного права международное сообщество — это совокупность в первую очередь государств, связанных друг с другом многообразными политическими, экономическими и прочими отношениями, причем регулирование этих отношений должно осуществляться на основе соблюдения принципов суверенного равенства государств и их невмешательства во внутренние дела друг друга. Эти принципы были закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, и во многих других важных международных документах [2, с. 115].

Уважение к правам и основным свободам человека является в настоящее время одним из общепризнанных принципов международного права. Возникновение этого нового принципа вызывает необходимость показать его соотношение с другими ранее сложившимися принципами, выявить его роль в развитии мирного сосуществования между народами, определить его истинное место в процессе разрядки. Как подчеркивается в Уставе ООН, всеобщее уважение и соблюдение прав и основных свобод человека без каких-либо различий, равно как и повышение уровня жизни, полная занятость населения, условия экономического и социального прогресса и развития, разрешение международных проблем в области культуры и образования должны поощряться «с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов» [1, с. 65].

Современное международное право достаточно четко определило параметры применения института выдачи, дало ответ на вопросы, которые обычно возникают в этой связи в отношениях между государствами. В настоящее время институт выдачи однозначно применяется только к лицам, которые уже осуждены, или к предполагаемым преступникам, т. е. к тем, кто обвиняется в совершении преступления. Вместе с тем даже сейчас нередки случаи, когда государство обращается к другому государству с требованием о выдаче на том основании, что лицо, находящееся на его территории, является гражданином государства, требующего выдачи. Но в отношениях между государствами действует общепризнанная норма, согласно которой полагается соблюдать право каждого лица покидать любую страну; включая свою собственную, и государства обычно с уважением относятся к этому праву. Они не принимают в отношении иностранных граждан никаких насильственных мер по их выдаче или высылке, если эти иностранцы законным образом находятся на их территории и не совершили каких-либо действий, влекущих за собой выдворение в соответствии с законодательством.

Получает определенное распространение принцип, согласно которому лица, преследуемые по политическим мотивам и в этой связи покинувшие родину, выдаче не подлежат. Как правило, выдачи требует государство, гражданином которого является предполагаемый преступник, государство, на территории которого совершено преступление, а также государство, потерпевшее от преступления.

Действующие в настоящее время положительные начала относительно выдачи преступников основываются:

1) на международных карательных конвенциях;

2) на законах о выдаче, изданных в некоторых государствах.

Современная преступность не знает территориальных границ, и это диктует необходимость все более тесного сотрудничества государств в борьбе против нее. При этом важно обеспечить должный баланс между интересами государств при решении вопросов выдачи и правами выдаваемых лиц. В результате восстановления общедемократической идеи невыдачи за политические преступления в праве большой группы государств существенно упрочиваются позиции этой концепции в международных отношениях. В некоторых странах приняты специальные законы о выдаче, но в большинстве соответствующие нормы содержатся в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном праве. В качестве примера новых законов о выдаче можно указать на законы Австрии, Германии и Швеции. Все они основаны на тех же принципах, что и Европейская конвенция о выдаче 1957 г. (ее содержание будет изложено достаточно подробно), и предусматривают возможность отказа в выдаче, если судебная система запрашивающего государства не отвечает требованиям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Примером правовой системы, в которой отсутствует специальный закон о выдаче, служит система Италии. Соответствующие вопросы регламентируются Конституцией, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами. Общие принципы те же, что и в законах о выдаче европейских государств. В частности, выдача, как правило, не может быть произведена без решения суда.

Литература:

  1. Лукашук. И. И. Международное уголовное право. — М., 1999.
  2. Международное уголовное право. — М., 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): государство, выдача, институт выдачи, основная свобода человека, отношение, Устав ООН, лицо, принцип, всеобщее уважение, Европейская конвенция.


Задать вопрос