Рост интенсивности дорожного движения, а также увеличение численности транспортных средств на улично-дорожной сети городов приводит к повышению тесноты взаимодействия участников дорожного движения и возникновению дорожных конфликтов, следствием которых является возникновение дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Ежедневно на участках дороги происходит множество ДТП. Немалая часть из них приходится на аварии с участием пассажирского транспорта. При этом по статистике самым опасным видом общественного транспорта являются автобусы и маршрутные такси.
На участке дороги происходит ДТП, с участием общественного транспорта, причиной аварий могут быть:
1) водитель, который превышает скорость из-за отклонения движения по расписанию. Превышение скорости — это еще одна частая причина ДТП. На больших скоростях водитель не успевает адекватно среагировать на изменяющуюся дорожную обстановку;
2) несоблюдение требований дорожных знаков и сигналов светофоров;
3) нарушение правил эксплуатации транспортного средства, из-за чего оно находится в неудовлетворительном состоянии;
4) несоблюдение дистанции между движущимися автомобилями;
5) неправильное маневрирование на проезжей части: при обгоне с выездом на встречную полосу, при объезде препятствий или стоящих транспортных средств, при пересечении перекрестков (особенно кольцевых), при опережении с перемещением в крайний левый ряд, при перестроении и так далее;
6) несоблюдение режимов сна и работы;
7) недостаточная профессиональная подготовка, малый опыт управления транспортным средством.
ДТП классифицируют по пяти категориям, классификация представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация ДТП
При проведении исследования факторов возникновения ДТП, были выделены те, которые действительно влияют на общее число аварий:
1) Число аварий больше в апреле-мае, меньше — в зимние месяцы. Пик аварийности каждый день приходится на вечерние часы, когда люди возвращаются с работы. Наибольшее количество ДТП происходит в конце рабочей недели, наименьшее — в выходные.
2) На аварийность сильно влияют систематические факторы, такие как состояние погоды, наличие сооружений, состояние покрытия. Влияет и освещенность (работа световых приборов), причем включенные фары снижают аварийность и в сумеречное/светлое время.
3) Наиболее часто регистрируются наезды на пешеходов и мелкие столкновения с 1–2 пострадавшими. Столкновения в основном происходят на перекрестках, а наезды — на пешеходных переходах.
4) Аварии на крупных магистралях с участием общественного транспорта происходят реже, чем на некрупных дорогах, но характеризуются большим числом пострадавших.
При анализе дорожно-транспортного происшествия используются методы:
‒ Количественный метод. Под количественным методом подразумевают анализ данных, представленных в виде чисел, выполняемый по формальным (математическим) правилам. Метод отвечает на вопросы что, где, когда, оценивает уровень аварийности в привязке к определенному месту (перекресток, дорога, регион) и времени их совершения; показывает динамику аварийности.
‒ Качественный метод. Под качественным методом подразумевается анализ данных, представленных в виде чисел или описания в произвольной форме, выполняемой как формальными методами, так и неформальными на основе опыта и знаний анализирующего человека. Метод отвечает на вопрос: почему, по какой причине. Служит для установления причинно-следственных связей возникновения и механизма развития ДТП. Позволяет выявить причины и факторы возникновения ДТП и степень их влияния на ДТП по каждому из составляющих системы «водитель — автомобиль — дорога».
‒ Топографический метод. Топографический метод заключается в нанесении на карту анализируемых сведений и обработке этих сведений количественным или качественным методом. Отвечает на вопрос: где на местном совершаются аварии. Позволяет выявить места концентрации ДТП в стране, городе, участках дорог, перекрестках и т. д.
Для определения показателей аварийности используются:
‒ Абсолютные показатели — результат накопления данных о единичных ДТП общее количество ДТП, количество погибших или раненных, суммарный ущерб от ДТП и т. п. Они служат для сравнения работы предприятий, организаций за определенные периоды времени, но непригодны для сравнительного анализа разных предприятий из-за из их специфических особенностей.
‒ Относительные показатели — образуются делением одного показателя на другой. Например, количество ДТП на 1 млн. авт.-км пробега, число погибших или раненных на 10 тысяч транспортных средств, на 100 тысяч населения, на 100 км автодорог. Эти показатели позволяют объективно сравнивать уровень аварийности в регионах, отличающихся по численности населения, протяженности автодорог и т. д.
‒ Удельные показатели — представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя в другом. Набор удельных показателей аварийности позволяет сравнивать различные регионы или АТП. Примером удельных показателей является удельный вес столкновений, опрокидываний, наездов и ДТП других видов в общем количестве ДТП.
Безопасность дорожного движения характеризуется сложным комплексом взаимодействия водителя, автомобиля, дороги, среды и других участников движения (ВАДСУ) (рисунок 2). Данная система позволяет учитывать влияние указанных элементов каждой подсистемы, на уровень безопасности дорожного движения, а также дать комплексное описание параметров данной подсистемы, необходимых для проведения расследования и экспертизы ДТП.
Рис. 2. Факторы, определяющие уровень безопасности движения
Система «водитель, автомобиль, дорога, среда и другие участники движения» состоит из активных и пассивных составляющих. Разницей между ними является возможность активных составляющих целенаправленно изменять состояние всей системы.
В активные составляющие включены следующие подсистемы:
«Водитель» — оператор, управляющий транспортное средство, который в зависимости от поступающей ему информации от других элементов системы, делает сознательный выбор в пользу наиболее оптимального для сложившейся ситуации способа реагирования, а также имеет возможность постоянного контроля за результатами своих действий.
«Другие участники движения» — пешеходы и водители, которые находятся в пределах взаимодействия с другими подсистемами.
Обе подсистемы относятся к активным составляющим в связи с тем, что обладают возможностью предотвратить ДТП.
К пассивным составляющим системы отнесены подсистемы «Автомобиль», «Дорога», «Среда».
Основными методами получения исходных данных для проведения экспертизы дорожно-транспортного происшествия являются осмотр места ДТП, а также следственный эксперимент, которые опираются на сбор основных параметров и на их достоверность. Статистический и графоаналитический методы опираются только на графики, табличные данные, полученные более 30-ти лет назад, а также на достаточно объемную статистическую выборку. Вследствие данного факта статистический и графоаналитический методы являются достаточно неточными.
Метод компьютерного моделирования используется для визуализации аварии на стадии «сближение-контакт-разлет». В ходе расчетного метода используются различные формулы, применяемые для вычисления главных параметров, необходимых для определения наличия у водителя технической возможности избежать ДТП. Аналитический метод используется при определении возможности предотвращения ДТП.
В ходе исследования были определены мероприятия по предотвращению ДТП:
1) совершенствование системы подготовки, переподготовки водителей и инженерно-технических работников;
2) улучшение медицинского обслуживания водителей и контроля за состоянием их здоровья;
3) улучшение технического состояния транспортных средств, дорожных условий, совершенствование организации перевозок и контроль за работой водителей на линии;
4) совершенствование деятельности службы безопасности движения;
5) совершенствование работы с кадрами.
В завершении можно отметить, что в дорожном движении имеются серьезные недостатки, приводящие к огромным потерям. Дорожное движение нуждается в совершенствовании, в обеспечении безопасности пассажирских перевозок, использование мероприятий по предотвращению ДТП поможет повысить уровень обеспечения безопасности на дорогах, а также значительно сократить количество аварий.
Литература:
- Евтюков С. А. Дорожно-транспортные происшествия: расследование, реконструкция, экспертиза / С. А. Евтюков, Я. В. Васильев. — СПб.: ДНК, 2008. — 390 с.
- Домке Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация и безопасность движения (автомоб. транспорт)" направления подготовки «Организация перевозок и упр. на транспорте»/ Э. Р. Домке. — СПб.: Академия, 2009.– 288 с.
- Пугачев И. Н. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомоб. транспорт)" / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. — СПб.: Академия, 2009.– 272 с.