Проблемы роста числа аварий с участием общественного транспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 08.05.2017

Статья просмотрена: 1004 раза

Библиографическое описание:

Самигуллина, А. Г. Проблемы роста числа аварий с участием общественного транспорта / А. Г. Самигуллина, Т. М. Саманишвили. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43245/ (дата обращения: 18.12.2024).



Рост интенсивности дорожного движения, а также увеличение численности транспортных средств на улично-дорожной сети городов приводит к повышению тесноты взаимодействия участников дорожного движения и возникновению дорожных конфликтов, следствием которых является возникновение дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Ежедневно на участках дороги происходит множество ДТП. Немалая часть из них приходится на аварии с участием пассажирского транспорта. При этом по статистике самым опасным видом общественного транспорта являются автобусы и маршрутные такси.

На участке дороги происходит ДТП, с участием общественного транспорта, причиной аварий могут быть:

1) водитель, который превышает скорость из-за отклонения движения по расписанию. Превышение скорости — это еще одна частая причина ДТП. На больших скоростях водитель не успевает адекватно среагировать на изменяющуюся дорожную обстановку;

2) несоблюдение требований дорожных знаков и сигналов светофоров;

3) нарушение правил эксплуатации транспортного средства, из-за чего оно находится в неудовлетворительном состоянии;

4) несоблюдение дистанции между движущимися автомобилями;

5) неправильное маневрирование на проезжей части: при обгоне с выездом на встречную полосу, при объезде препятствий или стоящих транспортных средств, при пересечении перекрестков (особенно кольцевых), при опережении с перемещением в крайний левый ряд, при перестроении и так далее;

6) несоблюдение режимов сна и работы;

7) недостаточная профессиональная подготовка, малый опыт управления транспортным средством.

ДТП классифицируют по пяти категориям, классификация представлена на рисунке 1.

C:\Users\Nastya\Desktop\Статья\slide-7.jpg

Рис. 1. Классификация ДТП

При проведении исследования факторов возникновения ДТП, были выделены те, которые действительно влияют на общее число аварий:

1) Число аварий больше в апреле-мае, меньше — в зимние месяцы. Пик аварийности каждый день приходится на вечерние часы, когда люди возвращаются с работы. Наибольшее количество ДТП происходит в конце рабочей недели, наименьшее — в выходные.

2) На аварийность сильно влияют систематические факторы, такие как состояние погоды, наличие сооружений, состояние покрытия. Влияет и освещенность (работа световых приборов), причем включенные фары снижают аварийность и в сумеречное/светлое время.

3) Наиболее часто регистрируются наезды на пешеходов и мелкие столкновения с 1–2 пострадавшими. Столкновения в основном происходят на перекрестках, а наезды — на пешеходных переходах.

4) Аварии на крупных магистралях с участием общественного транспорта происходят реже, чем на некрупных дорогах, но характеризуются большим числом пострадавших.

При анализе дорожно-транспортного происшествия используются методы:

Количественный метод. Под количественным методом подразумевают анализ данных, представленных в виде чисел, выполняемый по формальным (математическим) правилам. Метод отвечает на вопросы что, где, когда, оценивает уровень аварийности в привязке к определенному месту (перекресток, дорога, регион) и времени их совершения; показывает динамику аварийности.

Качественный метод. Под качественным методом подразумевается анализ данных, представленных в виде чисел или описания в произвольной форме, выполняемой как формальными методами, так и неформальными на основе опыта и знаний анализирующего человека. Метод отвечает на вопрос: почему, по какой причине. Служит для установления причинно-следственных связей возникновения и механизма развития ДТП. Позволяет выявить причины и факторы возникновения ДТП и степень их влияния на ДТП по каждому из составляющих системы «водитель — автомобиль — дорога».

Топографический метод. Топографический метод заключается в нанесении на карту анализируемых сведений и обработке этих сведений количественным или качественным методом. Отвечает на вопрос: где на местном совершаются аварии. Позволяет выявить места концентрации ДТП в стране, городе, участках дорог, перекрестках и т. д.

Для определения показателей аварийности используются:

Абсолютные показатели — результат накопления данных о единичных ДТП общее количество ДТП, количество погибших или раненных, суммарный ущерб от ДТП и т. п. Они служат для сравнения работы предприятий, организаций за определенные периоды времени, но непригодны для сравнительного анализа разных предприятий из-за из их специфических особенностей.

Относительные показатели — образуются делением одного показателя на другой. Например, количество ДТП на 1 млн. авт.-км пробега, число погибших или раненных на 10 тысяч транспортных средств, на 100 тысяч населения, на 100 км автодорог. Эти показатели позволяют объективно сравнивать уровень аварийности в регионах, отличающихся по численности населения, протяженности автодорог и т. д.

Удельные показатели — представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя в другом. Набор удельных показателей аварийности позволяет сравнивать различные регионы или АТП. Примером удельных показателей является удельный вес столкновений, опрокидываний, наездов и ДТП других видов в общем количестве ДТП.

Безопасность дорожного движения характеризуется сложным комплексом взаимодействия водителя, автомобиля, дороги, среды и других участников движения (ВАДСУ) (рисунок 2). Данная система позволяет учитывать влияние указанных элементов каждой подсистемы, на уровень безопасности дорожного движения, а также дать комплексное описание параметров данной подсистемы, необходимых для проведения расследования и экспертизы ДТП.

Рис. 2. Факторы, определяющие уровень безопасности движения

Система «водитель, автомобиль, дорога, среда и другие участники движения» состоит из активных и пассивных составляющих. Разницей между ними является возможность активных составляющих целенаправленно изменять состояние всей системы.

В активные составляющие включены следующие подсистемы:

«Водитель» — оператор, управляющий транспортное средство, который в зависимости от поступающей ему информации от других элементов системы, делает сознательный выбор в пользу наиболее оптимального для сложившейся ситуации способа реагирования, а также имеет возможность постоянного контроля за результатами своих действий.

«Другие участники движения» — пешеходы и водители, которые находятся в пределах взаимодействия с другими подсистемами.

Обе подсистемы относятся к активным составляющим в связи с тем, что обладают возможностью предотвратить ДТП.

К пассивным составляющим системы отнесены подсистемы «Автомобиль», «Дорога», «Среда».

Основными методами получения исходных данных для проведения экспертизы дорожно-транспортного происшествия являются осмотр места ДТП, а также следственный эксперимент, которые опираются на сбор основных параметров и на их достоверность. Статистический и графоаналитический методы опираются только на графики, табличные данные, полученные более 30-ти лет назад, а также на достаточно объемную статистическую выборку. Вследствие данного факта статистический и графоаналитический методы являются достаточно неточными.

Метод компьютерного моделирования используется для визуализации аварии на стадии «сближение-контакт-разлет». В ходе расчетного метода используются различные формулы, применяемые для вычисления главных параметров, необходимых для определения наличия у водителя технической возможности избежать ДТП. Аналитический метод используется при определении возможности предотвращения ДТП.

В ходе исследования были определены мероприятия по предотвращению ДТП:

1) совершенствование системы подготовки, переподготовки водителей и инженерно-технических работников;

2) улучшение медицинского обслуживания водителей и контроля за состоянием их здоровья;

3) улучшение технического состояния транспортных средств, дорожных условий, совершенствование организации перевозок и контроль за работой водителей на линии;

4) совершенствование деятельности службы безопасности движения;

5) совершенствование работы с кадрами.

В завершении можно отметить, что в дорожном движении имеются серьезные недостатки, приводящие к огромным потерям. Дорожное движение нуждается в совершенствовании, в обеспечении безопасности пассажирских перевозок, использование мероприятий по предотвращению ДТП поможет повысить уровень обеспечения безопасности на дорогах, а также значительно сократить количество аварий.

Литература:

  1. Евтюков С. А. Дорожно-транспортные происшествия: расследование, реконструкция, экспертиза / С. А. Евтюков, Я. В. Васильев. — СПб.: ДНК, 2008. — 390 с.
  2. Домке Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация и безопасность движения (автомоб. транспорт)" направления подготовки «Организация перевозок и упр. на транспорте»/ Э. Р. Домке. — СПб.: Академия, 2009.– 288 с.
  3. Пугачев И. Н. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомоб. транспорт)" / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. — СПб.: Академия, 2009.– 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ДТП, качественный метод, общественный транспорт, транспортное средство, анализ данных, графоаналитический метод, дорожно-транспортное происшествие, количественный метод, топографический метод.


Похожие статьи

Уменьшение аварийных ситуаций пассажирских автобусных перевозок путем внедрения современных технологий безопасности

Проблемы, связанные с бесплатным предоставлением земельных участков в собственность граждан в муниципальных образованиях Иркутской области

Проблемы переквалификации персонала в образовательном учреждении

Необходимость существования комиссий по делам несовершеннолетних как фактора сохранения общественного порядка в муниципалитетах

Финансовые проблемы повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев

Проблемные аспекты квалификации хищений с использованием электронных средств платежа

Угрозы экологической безопасности в сфере землепользования

Проблема нехватки парковочных мест в Набережных Челнах

Проблемы навязывания услуг страхования при получении потребительского кредита

Споры в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Похожие статьи

Уменьшение аварийных ситуаций пассажирских автобусных перевозок путем внедрения современных технологий безопасности

Проблемы, связанные с бесплатным предоставлением земельных участков в собственность граждан в муниципальных образованиях Иркутской области

Проблемы переквалификации персонала в образовательном учреждении

Необходимость существования комиссий по делам несовершеннолетних как фактора сохранения общественного порядка в муниципалитетах

Финансовые проблемы повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев

Проблемные аспекты квалификации хищений с использованием электронных средств платежа

Угрозы экологической безопасности в сфере землепользования

Проблема нехватки парковочных мест в Набережных Челнах

Проблемы навязывания услуг страхования при получении потребительского кредита

Споры в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Задать вопрос