Эволюция структуры и организации военной авиации в межвоенный период | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шарипов, А. Р. Эволюция структуры и организации военной авиации в межвоенный период / А. Р. Шарипов, Я. В. Нитаев, Е. В. Анфалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 258-261. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43255/ (дата обращения: 16.11.2024).



Бурное развитие авиации выпадает на межвоенный период с 1918 по 1939 годы. Ведущие и экономически развитые государства мира выделяли огромные средства на совершенствование и развитие, стремительно увеличивая количество боевой техники в военно-воздушных силах. Этот процесс ярко охарактеризовал на XVIII съезде ВКП(б) маршал Советского Союза К. Е. Ворошилова: «Авиационное строительство форсировано продолжается всеми капиталистическими странами. Авиация — этот молодой род войск — рассматривается всеми империалистическими армиями как панацея от всех военных затруднений. На авиацию империалистами поставлена ставка, через нее буржуазно-империалистические и фашистские правящие круги надеются добиться в будущей войне победы»

Качество и количество военно-воздушных сил некоторых крупных государств с довольно большой скоростью изменялись в лучшую сторону. Так в 1938 г., например, в составе вооруженных сил Германии имелось около 4020 боевых самолетов, Во Франции — 4000, Италии — 2161, Японии — 3005, Англии — 2238 самолетов. На аэродромы поступали самолеты, которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходили своих предшественников однотипных самолетов времен первой мировой войны.

Во многих странах (Германия, Италия, Франция) были сформированы не только соединения, но и оперативные объединения авиации, а военно-воздушные силы выделены в самостоятельный вид вооруженных сил. Военно-воздушные силы стали способны решать крупные оперативно-стратегические задачи как во взаимодействии с другими видами вооруженных сил, так и самостоятельно.

Под влиянием огромных успехов, достигнутых в развитии авиации, коренным образом изменились взгляды на применение военно-воздушных сил, а также на организацию и ведение борьбы за господство в воздухе.

Накануне Первой мировой войны военная авиация начала зарождаться в больше части в развитых странах. К лету 1914 года пять крупнейших государств имели на вооружении 1340 самолетов. Все они не имели оружия и были снабжены самым простейшим пилотажно-навигационным оборудованием.

Первыми организаторскими формами во Франции и Англии являлись — авиационная эскадрилья численностью до 10 самолетов, а в Германии и России — авиационные роты и отряды, в которые входило 6 самолетов.

В ходе Первой мировой войны выделялось 3 основных вида авиации: разведывательная, бомбардировочная и истребительная.

Самой многочисленной являлась разведывательная авиация.

Усложнялась организационная структура военной авиации. Появились авиационные части: эскадрильи, группы, бригады, создавались соединения.

В 1916–1917 гг. в ряде государств авиаотряды стали объединять в авиагруппы и эскадрильи по 3–5 отрядов и более в каждой. Сначала появились армейские авиагруппы, а потом и фронтовые.

Рост количества боевых самолетов, необходимости массированного использования военной авиации и усиления армейских и фронтовых авиагрупп способствовало созданию более крупных формирований — авиационных соединений: эскадр, авиабригад и воздушных дивизий. Наиболее крупным авиационным соединением в годы первой мировой войны была воздушная дивизия.

Первая мировая война стала одним из самым важных этапов в развитии организации и структуры вооруженных сил и авиации в целом. Так же опыт войны внес свои изменения в военные уставы и наставления, это и послужило стать основой для развития отечественных ВВС в после военные годы.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции настала необходимость в создании Рабоче-крестьянской армии и Красного Воздушного Флота.

Весной 1918 на основе остатков старой армии на добровольной основе начали создаваться новые боевые отряды красной авиации. Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (РККВФ) содержал в себе авиационный и воздухоплавательные отряды, которые являлись основной тактической единицей.

С мая 1918 года штатный состав авиаотряда включал: 6 самолетов, отделение радио-проводной связи, подразделения тыла (техническая и хозяйственная части со складами, гараж и аэродромная команда). Авиаотряд базировался на одном и входил в состав стрелковых и кавалерских дивизий, армий фронта.

В 1920 году в целях массированного использования сил и средств на фронтах боевых действий были сформированы авиагруппы (10–20 авиаотрядов в каждой). На Южном фронте действовало всего две группы, а на Восточном четыре.

Авиационные дивизионы в составе, которых были самолеты «Илья Муромец» подчинялись Главному командованию Красной Армии.

В августе 1919 г. в Красной Армии имелось 67 авиационных и 28 воздухоплавательных отрядов, дивизион самолетов «Илья Муромец», авиагруппа особого назначения.

После гражданской войны началось активное совершенствование авиационной техники, увеличение численности авиационного парка повлекло за собой изменение в структуре ВВС.

Начало совершенствования было положено в 1924, когда были созданы авиационные части — эскадрильи, состоящие из трех отрядов, по три звена трехсамолетного состава в каждом. В начале 30-х годов начался переход от отдельных эскадрилий к однородным и смешанным авиационным соединениям — бригады. В 1933 году бригады тяжелой бомбардировочной авиации начали сводится в корпуса, для выполнения оперативных задач в глубоком тылу противника.

Рис. 1. Структура ВВС в 1933

В 1936 году в ВВС формируется первое авиационное оперативное объединение — армия особого назначения(АОН). В начале 1930 имел уже три авиационные армии, включавшие в себя тяжелобомбардировочную, легкобомбардировочную и истребительную авиационные бригады. Однако в 1940 г. управление АОН было расформировано, а их соединения и части вошли во вновь созданную дальнебомбардировочную авиацию главного командования(ДБА ГК).

Новый точечный рисунок (2)

Рис. 2 Организационная структура ВВС РККА в 1936 году

С 1938 г. В качестве авиационных частей начали формироваться авиационные полки. Бомбардировочный авиационный полк состоял из пяти подразделений — эскадрилий по 12 самолетов в каждой, а истребительный из четырех эскадрилий по 15 самолетов в каждой.

В июне 1940 авиационные бригады были реорганизованы в авиационные дивизии. Последние были двух типов:

‒ однородные (бомбардировочные и истребительные);

‒ смешанные (состоящие из полков различных видов и родов авиации).

Большая часть самолетного парка находилась в авиации ГК, которая была представлена четырьмя воздушными флотами. Воздушный флот являлся высшим авиационным объединением, насчитывавшем от 500 до 1500 самолетов. В него входили две авиационные дивизии, части ЗА, соединения тыла.

Авиационные дивизии были обычно смешанного состава и включали 2–3 эскадры истребительной и бомбардировочной авиации. Эскадра была однородной и состояла из трех групп, группа — из трех эскадрилий(отрядов), а эскадрилья(отряд) — из трех самолетов. В истребительной авиации звено в военное время должно было иметь 4 самолета.

Опыт боевых действий показал, что полки 60-самолетного состава, созданного до войны, являлись очень громоздкими и недостаточно манёвренными. Для базирования из них требовалось не менее 2–3 аэродрома. В условиях недостатка радиосредств весьма затруднялось управление такими полками. Постановление ГКО от 7 августа 1941 году была изменена структура полков. По новому штату вводились полки 30-самолетного состава: три эскадрильи по 10 самолетов. При этом в полках ближнебомбардировочной и штурмовой авиации создавалось по одной эскадрильи истребителей, которая предназначалось для прикрытия аэродромов базирования и обеспечения боевых действий бомбардировщиков и штурмовиков

с_7_авг_1941[1].bmpC:\Users\ДНС\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\бап.jpg

Рис. 3. Структура истребительного и бомбардировочного(штурмового) авиационных полков ВВС РККА с 7 августа 1941 г.

Таким образом опыт приобретенный в межвоенный период, помог найти оптимальные варианты организационной структуры. Совершенствуясь под воздействием количественного и качественного роста авиации, боевого опыта, развития военно-авиационной мысли, изменения характера борьбы на фронте и других факторов, она оказывала, в свою очередь, большое влияние на теорию и практику оперативного применения Военно-воздушных сил. Полученный опыт учит, что оргструктура должна быстро менять свои формы по мере совершенствования авиационной техники и средств поражения, изменения характера вооруженной борьбы и других факторов.

В ходе войны был успешно решен вопрос создания крупных авиационных резервов. Опыт показал, что без мощных авиационных резервов и умелого их использования невозможно рассчитывать на успешные действия в воздухе и на земле.

Литература:

  1. Кондратьев В., Хайрулин М., Авиация Гражданской войны. — М.: Техника молодежи, 2000. — 170 с.
  2. Гражданская война и военная интервенция в СССР. / Гл. ред. С. С. Хромов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 704 с.
  3. История Военно-воздушных сил Советской Армии. — М.: Воениздат, 1954. — 456 с.
  4. «Красный воздушный флот», Авиаиздательство, Москва, 1923 г. — 134 с. — https://wiki2.org/ru.
  5. Дальняя авиация — главная ударная сила ВВС РФ. // URL: http://vpk-news.ru/articles/9059
  6. Роль ВВС в Великой Отечественной войне 1941–1945 // URL: https://litlife.club/br/?b=52433&p=1
  7. Речь К. Е. Ворошолова на 18-м съезде ВКП(б) 13 марта 1939 года. // URL: http://paul-atrydes.livejournal.com/29082.html
  8. Основные факторы, обусловившие развитие советского оперативного искусства ВВС в Великой Отечественной войне // URL: http://militera.lib.ru/science/timohovich/06.html
  9. Совершенствование организации и ведения борьбы за господство в воздухе. // URL: http://militera.lib.ru/science/timohovich/01.html
Основные термины (генерируются автоматически): мировая война, самолет, отряд, сила, эскадрилья, авиационная техника, военная авиация, главное командование, Красная Армия, межвоенный период.


Задать вопрос