Смысл жизни как проблема философии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 20865 раз

Библиографическое описание:

Соловьев, В. А. Смысл жизни как проблема философии / В. А. Соловьев, А. Л. Михайлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43299/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье сделана попытка обобщить и в тоже время рассмотреть понятие смысла жизни с разных философско-мировоззренческих позиций.

Ключевые слова: смысл, жизнь, общество, смерть, перед лицом смерти

In this article, an attempt is made to generalize and at the same time to consider the concept of the meaning of life from different philosophical and ideological positions.

Keywords: Meaning, life, society, death, in the face of death

Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда человек задумывается о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижения бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и всем юным людям, о чем говорят различные стихи и различные литературные произведения. Поэтому актуальность выбранной темы возникла со времен существования человечества.

Безусловно, многие современные философы правы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т. д. Важную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рассудительность, практичность и т.д. [1].

В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ видел смысл жизни в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель — в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Эпикур — в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в покорности судьбе [1].

У европейских философов, также имеются различные точки зрения к решению данного вопроса.

Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс — в борьбе за коммунизм, Ницше — в “воле к власти”, английские философы XIX века Бентам, Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха. Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность — это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла [1].

М. Горький писал: «Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель». Прочитав эту цитату, возникает вопрос, что понимается под высокой целью? Высокой целью можно считать цель, приводящую человека к истине. Стремление к истине вдохновляет и направляет человека, наполняет жизнь смыслом.

Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от ее осмысления.

Смысл жизни — это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесенное с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступка.

Смысл жизни может пониматься:

‒ с рациональных позиций;

‒ с позиций иррациональных религиозных традиций;

‒ как сугубо нравственная проблема (И. Кант);

‒ как проблема реализации содержания некоего мирового духа, абсолютной идеи (Гегель);

‒ как психологическое состояние индивида и деятельное осуществление себя личностью;

‒ миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого Я, в том числе и бессознательного (К. Юнг);

‒ смысл жизни могут искать в монологах с самим собой (С. Кьеркегор) [2].

Можно видеть смысл жизни в том, чтобы просто жить — есть, спать, работать, растить детей, радоваться всему, что приносит удовольствие и стремиться избегать неприятностей.

Смысл жизни оказывается для человека стержнем, на котором держится «Я» и без которого он не может существовать. Всю трудность смысла жизни человек начинает осознавать тогда, когда задумывается о смерти. Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной найти смысл жизни. Личность, умеющая наполнить свою жизнь смыслом — это личность, несущая любовь к людям в своем сердце [2].

Такая личность находит смысл жизни в деятельности, которая доставляет радость и ей самой, и другим

Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия.

Обретение подлинного, а не ложного смысла — чрезвычайно сложный процесс. Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом — далеко не одно и то же.

К. Маркс писал: «Время — это простор для развития способностей». Смысл жизни индивидуален, субъективен. Он создается человеком благодаря его собственным усилиям. Жизнь должна иметь смысл в себе, а не за своими пределами. Индивидуальная жизнь получает смысл как частица совместной общей жизни людей, в то время как человек, живущий только для себя, теряет смысл жизни потому, что отрывает свою индивидуальную жизнь от общей жизни [2]. Человек, живущий только для себя, боится смерти, так как смерть для него жестоким и бессмысленным концом всего.

Человек, который способен не только брать, но и отдавать, способен обрести смысл жизни. Смерть не сможет уничтожить его наследие, в котором кроятся его добрые поступки, свершения, подвиги. В качестве примера, можно привести писателя, политика, инженера-строителя Транссибирской магистрали Н. Г. Гарина-Михайловского. Гарин-Михайловский являясь искусным инженером, старался сократить затраты на строительство железной дороги, сделать дорогу удобной и надежной. Благодаря его усилиям, самая длинная железная дорога в мире существует, по сей день, и функционирует, во благо каждого жителя нашей страны. Эта дорога — часть его наследия, его смысла жизни

Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других.

Человек не должен бояться смерти, ведь боязнь смерти приближает смерть. Человек, осмысливший свою жизнь, знающий свое место в мире, вряд ли будет бояться смерти. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. Действительно, человек должен в первую очередь думать о жизни, ведь жизнь будет существовать и после нас. Наша жизнь — «великая» возможность вмешаться в колесо истории, повлиять на жизнь будущих поколений и их жизненный путь.

А.П. Чехов в книге «Человек в футляре» писал: «Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик». В данной цитате Чехов показывает, что прошлое изменить нельзя. Не стоит зацикливаться на прошлом, нужно продолжать жить.

Инженер и писатель Гарин-Михайловский писал: «Время не ждет и не прощает ни одного потерянного мгновения». Как часто мы замечаем, что человек доживает до старых лет и жалеет о своих ошибках, жалуясь на жизнь. Это заставляет задуматься: бесполезно ли наше пребывание на земном шаре? Человек, ограничивая себя, оставляя дела на будущее, живя в «футляре», тратит свое время без пользы для себя и окружающих. Время уходит человек начинает жалеть о том, что не смог или не решился сделать. В этот момент человек теряет себя и свой смысл жизни.

Цель размышлений о смысле жизни и о смерти для каждого индивидуальна. Каждый переживает этапы человеческой жизни по-своему. Человек, способный мыслить и притворять свои мысли в жизнь, обретает свой путь. Данная тема неисчерпаема и говорить о ней можно бесконечно.

Каждому человеку рано или поздно приходится подводить итог. И именно перед лицом смерти мы начинаем осознавать смысл жизни. Это происходит потому, что в этом состоянии перед лицом человека мелькает кинолента всей его жизни, и он способен узреть те моменты, где возможно все могло бы пойти иначе.

После этого, невольно, возникает вопрос: каким образом смерть может обосновать смысл жизни?

Смерть в столь малой степени является основанием, что она сама в чрезвычайной степени нуждается в том, чтобы быть обоснованной! Но для земного человека, живущего настоящим и согласно со здравым смыслом сего дня, т. е. не заглядывая в потустороннее, эта длительность обладает по крайней мере непосредственным смыслом. Смерть, если хотите, есть глубочайшая правда жизни, но эта правда не является сущностной, доходящей до самого ядра правдой, не является той постижимой позитивностью, которая способна была бы дать облеченной во плоть жизни недостающую ей консистенцию [3, c.70].

Однако найти смысл-это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла — процесс не простой и далек от того, чтобы совершаться автоматически, коль скоро смысл найден. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличие от влечений, порождаемых потребностями, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации или нет. Осуществление смысла является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым себя; так называемая самоактуализация б является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Тем не менее человек никогда так и не знает до самого последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни [4, c. 11].

Надеяться надо только на себя, несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога, высший Разум и т. д. Уникальность человека, неповторимость личности проявляется здесь в высочайшей степени. «…Смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос» [5, c. 118].

Вывод. Смысл жизни способен найти каждый. Это сделать не просто. Каждый человек вследствие своей индивидуальности найдет свой смысл. Жизнь, прожитая без сожалений, наполненная радостью, любовью, надеждой и трудом обретает смысл.

Литература:

  1. Фролов И. Т. Введение в философию. — 2. — М.: Политиздат, 1989. — 639 с..
  2. М. А. Дедюлина. Этика. — Таганрог: ТРТУ,2005. — 100 с.
  3. Янкелевич В. Смерть (Перевод с франц.) — М.: Издат-во Литературного иститута. 1999, 448 с.
  4. Виктор Франкл в борьбе за смысл // petukhovsky.com. URL: http://petukhovsky.com/file/books/viktor-frankl-v-borbe-za-smisl.pdf (дата обращения: 7.05.2017).
  5. Степанов С. Век психологии: имена и судьбы. 2002–144 c.
Основные термины (генерируются автоматически): смысл жизни, жизнь, смысл, смерть, выбор смысла жизни, высокая цель, индивидуальная жизнь, лицо смерти, Маркс, осуществление смысла.


Ключевые слова

общество, жизнь, смысл, смерть, перед лицом смерти

Похожие статьи

Природа как предмет философского осмысления в литературном произведении

В статье предлагается попытка освещения проблемы понятия природы как предмета философского осмысления в литературном произведении. Выявляются различные подходы к изучению природы.

Научно-философская мысль об истоках души человека в аспекте её банкротства

В статье автор пытается проанализировать философскую мысль определенных эпох развития философского знания, систематизировать основные постулаты, выдвигаемые философами касательно дефиниции Душа, и обосновать понятие «банкротство души» на современном ...

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Честь и достоинство в контексте аксиологии

В данной статье авторами были рассмотрены понятия честь и достоинство, а также их зависимость друг от друга внутри научного контекста и вне его. Также была предпринята попытка изучить феномен усложнения данных категорий на современном этапе развития ...

Политика якобинцев в социально-экономической сфере

В данной статье рассматривается становление и дальнейшее развитие философско-правовой категории свободы. Рассмотрены признаки и сущность свободы в динамике развитие общества. Предложено понятие свободы.

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Понимание одиночества как экзистенциала бытия в философии

В статье рассмотрена эволюция представлений об одиночестве, начиная с эпохи Античности заканчивая взглядами представителей философии экзистенциализма XX века. Особое внимание уделено исследованию одиночества как экзистенциала бытия в философии.

Философия скептицизма, вопрос восприятия мира человеком

В статье проводится анализ философии скептицизма в изложении различных мыслителей. Основное внимание уделяется гносеологическому вопросу. Также автор, проецируя скептический подход в трактовке философов на проблему отношения человека к различным явле...

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Проблема «сознание — тело»

В работе поднимается вопрос природы сознания человека. Проблема «сознание — тело» в философии остается до конца неизученной и очень актуальной, поэтому в работе выделены ключевые вопросы для понимания, а также описаны возможные пути решения данной пр...

Похожие статьи

Природа как предмет философского осмысления в литературном произведении

В статье предлагается попытка освещения проблемы понятия природы как предмета философского осмысления в литературном произведении. Выявляются различные подходы к изучению природы.

Научно-философская мысль об истоках души человека в аспекте её банкротства

В статье автор пытается проанализировать философскую мысль определенных эпох развития философского знания, систематизировать основные постулаты, выдвигаемые философами касательно дефиниции Душа, и обосновать понятие «банкротство души» на современном ...

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Честь и достоинство в контексте аксиологии

В данной статье авторами были рассмотрены понятия честь и достоинство, а также их зависимость друг от друга внутри научного контекста и вне его. Также была предпринята попытка изучить феномен усложнения данных категорий на современном этапе развития ...

Политика якобинцев в социально-экономической сфере

В данной статье рассматривается становление и дальнейшее развитие философско-правовой категории свободы. Рассмотрены признаки и сущность свободы в динамике развитие общества. Предложено понятие свободы.

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Понимание одиночества как экзистенциала бытия в философии

В статье рассмотрена эволюция представлений об одиночестве, начиная с эпохи Античности заканчивая взглядами представителей философии экзистенциализма XX века. Особое внимание уделено исследованию одиночества как экзистенциала бытия в философии.

Философия скептицизма, вопрос восприятия мира человеком

В статье проводится анализ философии скептицизма в изложении различных мыслителей. Основное внимание уделяется гносеологическому вопросу. Также автор, проецируя скептический подход в трактовке философов на проблему отношения человека к различным явле...

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Проблема «сознание — тело»

В работе поднимается вопрос природы сознания человека. Проблема «сознание — тело» в философии остается до конца неизученной и очень актуальной, поэтому в работе выделены ключевые вопросы для понимания, а также описаны возможные пути решения данной пр...

Задать вопрос