В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгрупповых занятий (3–5 человек).
Ключевые слова: физическое и психическое развитие, моторная неловкость, крупная (общая) моторика, координация движений, комплексная методика (игра) «Умные лапки», нетрадиционная методика, коммуникативная сфера личности
A project is described in the article, complex methodology (games) the «Clever paws» for the children of preschool age, and midchildhood, including children with ОВЗ, that teachers, speech therapists, psychologists, can use, both individually and during subgroup employments (3–5 persons).
Keywords: physical and psychical development, motor awkwardness, large (general) movement, co-ordination of motions, complex methodology (game) is the «Clever paws», unconventional methodology, communicative sphere of personality
Все живое в мире развивалось и совершенствовалось благодаря движению. Человек в этой эволюционной цепи не является исключением. В онтогенезе человека происходит конструктивное формирование важных психических функций благодаря движению и развитию.
Полноценное физическое и психическое развитие ребенка формируется посредством активности движения. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем гармоничнее развитость психических процессов, что дает возможность успешно нарабатывать определенные умения.
В опыте коррекционной работы считается актуальным вопрос развития моторики, так как одним из факторов психологического базиса для формирования высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или тонкой) моторики.
Моторика— это совокупность двигательных реакций, согласование движения рук ног, пальцев (мелкая, тонкая моторика), умение целенаправленно «пользоваться» этими движениями.
Изучая статистические данные, можно прийти к выводу, что дети с ОВЗ отличаются, в том числе и моторной неловкостью: при беге они не прижимают локти к груди, как здоровые дети, а неуклюже растопыривают их в стороны; по лестнице они даже в старшем дошкольном возрасте часто ходят приставным шагом; у них медленно развивается координация движений рук и ног при ходьбе, тонкая дифференцированная моторика пальцев рук; нарушена пространственно-временная организация движений. Они испытывают большие трудности в копировании даже простых движений, путая вверх — вниз, вправо — влево, вперед — назад и т. д. [1].
Соответственно, такие дети испытывают трудности в овладении навыками, как в быту, так и в практической и познавательной деятельности.
Развитие крупной (общей) моторики способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, развитию гибкости, положительно влияет на формирование речевых навыков и развитие интеллекта, помогает адаптироваться в социальной среде, расширить кругозор. Будучи хорошо развитым физически, ребенок более уверенно чувствует себя среди своих сверстников. Крупная моторика также способствует лучшему освоению навыков мелкой (тонкой) моторики. Вот почему она заслуживает внимания, развития и совершенствования. [2].
Так как, отставание в развитии интеллекта и речи часто сопровождается отставанием крупной (общей) моторики, на занятиях с детьми, направленных на развитие познавательной и речевой сферы, целесообразно организовать предметно-развивающую среду, таким образом, чтобы она стимулировала не только развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, но и способствовала совершенствованию общей моторики.
Занятия с детьми на развитие познавательной и речевой сферы, как правило проводятся за столом в статичном положении. Дети с ОВЗ не отличаются усидчивостью, поэтому при организации образовательного процесса, требуют особой системы коррекционного воздействия.
Эффект обучения во многом зависит от того, насколько интересно организованна коррекционная работа, насколько ребенок эмоционально вовлечен. При разработке методики этот фактор максимально учтен.
Цели проекта:
- Создание игры, направленной на комплексное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, учитывающей специфику образовательных потребностей детей с ОВЗ.
- С помощью игры развить, активизировать и закрепить знания детей об окружающих нас предметах и явлениях окружающей среды в сочетании с развитием двигательной функции у детей с ОВЗ.
Проект направлен на разработку игры «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгрупповых занятий (3–5 человек).
Детям предлагается игровое поле, представляющее дорожку из «следов», количество может варьироваться от 4 до 8–10, по которому ребенок должен пройтись от старта до финиша поочередно переставляя правую и левую ноги, параллельно выполняя задания (отвечая на вопросы) по заданной педагогом теме.
К каждому «следу» прикреплено отделение-карман, которое предусмотрено для вкладышей-карточек, визуально подкрепляющих вербальный вопрос или задание ведущего. Перед началом каждого тура игры педагог наполняет «кармашки» материалом, содержание которого зависит от планируемого задания.
Одним из основных условий, нельзя ступать на «след» пока не выполнишь задание. На первых занятиях, педагог может помочь ребенку при преставлении ног и удержании равновесия, придерживая его за руку.
Если ребенок ошибся в процессе прохождения игры, он должен вернуться к старту, после чего он заново начинает выполнять задание. Если ребенок безошибочно выполнил задание, он получает поощрение. (Вид поощрения может быть на усмотрение педагога).
Можно использовать вместо отдельных «следов» — дорожки, на которых будут нарисованы следы.
Одним из наиболее важных элементов игры является необходимость сочетать физическое действие, процесс шагания, с действием интеллектуальным, т. е. мыслительным поиском ответа на вопрос.
В данной игре вербальная инструкция подкрепляется наглядным материалом, который является точкой отсчета, в поиске ответов на вопросы, поставленные педагогом.
Варианты заданий могут быть разнообразными:
- Тематические игры: на классификацию. Например, овощи, фрукты, одежда, дикие и домашние животные, мебель, посуда, транспорт и т. д. Ступая на «след» ребёнок называет слово на заданную педагогом тему.
- Цифры: в кармашек кладется цифра и ребенку нужно продолжить счет, либо назвать счет в обратном направлении.
- Заглавные буквы: в кармашек кладется буква, на которую нужно назвать слово на заданную букву.
- Назови детёныша: в кармашек кладется взрослое животное, детеныша которого ребенок должен назвать, например, коза — козленок, корова — теленок, свинья — поросенок и т. д.;
- Преобразовать единственное число во множественное число: в кармашек кладется картинка, на которой изображен один предмет, ребенок должен преобразовать его во множественное число, можно брать разную тематику, например, стул-стулья, конфета — конфеты и т. д.;
- Где растут овощи и фрукты: в кармашки кладутся овощи и фрукты, ребенок должен назвать где они растут в огороде или в саду, например, тыква — в огороде, слива — в саду и т. д.;
- Фигуры: в кармашек кладется предмет похожий на какую — либо фигуру, например, шар — овал, часы круг, телевизор — прямоугольник, пирамидка — треугольник и т. д.
Ожидаемые результаты виспользовании игры:
- Развитие крупной моторики и координации движения;
- Развитие мышления, памяти, внимания;
- Развитие познавательного интереса, способствующего развитию исследовательской деятельности;
- Развитие коммуникативных навыков.
Разработанная методика (игра) «Умные лапки» способствует развитию коммуникативной сферы личности.
Игра является дополнением нетрадиционных методик. С помощью игры дети овладевают ловкостью и сноровкой отдельных движений; включаются в отношения с социумом; происходит развитие моторной и коммуникативной сторон речи, психических функций и умственное развитие в целом. Снимаются психоэмоциональные проблемы (тревожность, страхи, неуверенность в себе и т. д.), дети легко включаются в творческую и проектную деятельность, они становятся спокойнее и раскрепощеннее.
Литература:
- Дерябкина Ю. А. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи от сходных состояний у младших дошкольников — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/02/26/differentsialnaya-diagnostika-obshchego-nedorazvitiya-rechi-ot
- Эренчин А. Ю. Что такое крупная и мелкая моторика? — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/14/chto-takoe-krupnaya-i-melkaya-motarika