Сущность конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 11.05.2017

Статья просмотрена: 8241 раз

Библиографическое описание:

Рудой, Е. В. Сущность конкурентоспособности предприятия / Е. В. Рудой. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43305/ (дата обращения: 15.11.2024).



Конкурентоспособность можно охарактеризовать как один из наиболее важных интегральных показателей, используемых для анализа эффективности деятельности предприятия. Термин конкурентоспособность фактически означает способность какого-либо субъекта выдерживать конкуренцию (потенциальную и/или реальную).

Прежде всего, следует определить понятие конкурентоспособности предприятия. В таблице 1 «Трактовка понятия конкурентоспособность» проранжированы 10 трактовок понятия конкурентоспособность, которые наиболее точно отражают его сущность.

Таблица 1

Трактовка понятия конкурентоспособность

Литературный источник

Трактовка понятия

Экономика. Толковый словарь.

Способность конкурировать на рынках товаров и услуг [1].

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки.

Способность, преодолевать барьеры для входа в рынок, выступать на этом рынке, выдерживая конкуренцию других аналогичных субъектов рыночных отношений [2].

Толковый словарь Ожегова.

Способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам [3].

Большая актуальная политическая энциклопедия.

Способность к соревнованию, к лидерству, к победе [4].

Учебное пособие: «Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг».

Результат реализации конкурентных преимуществ, который отражает способность организации адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и выступает условием ее эффективного функционирования [5].

Учебное пособие: «Управление конкурентоспособностью».

Относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей [6].

Учебное пособие: «Современная реклама».

Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [7].

Учебное пособие: «Основы менеджмента».

Относительная характеристика, которая выражает отличия развития от развития конкурентных организаций по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности деятельности [8].

Учебное пособие: «Управление конкурентоспособностью организации».

Способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [9].

Научно-практический журнал: «Современная конкуренция 2013 № 6».

Свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и прочее [10].

Осуществив компиляцию данных трактовок, можно выдвинуть определение термина «конкурентоспособность предприятия», наиболее подходящее для данной работы, а именно:

Конкурентоспособность предприятия — это свойство, характеризующее уровень развитости предприятия в рамках удовлетворения своими товарами (работами, услугами) потребностей потребителей.

Конкурентоспособность предприятия может быть охарактеризована как его потенциальное качество, включающее:

  1. Способность предприятия выявлять реальные ожидания целевых групп потребителей и грамотно определять тренды в потребительском поведении. Иными словами, организация должна объективно, точно и своевременно анализировать потребности потребителя, как в текущем времени, так и на прогнозный период в будущем. Данный анализ возможен благодаря использованию научной модели целевой потребительской группы, которая учитывает её психологические, экономические и социально–культурные факторы;
  2. Способность предприятия организовать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям потребителей, в отношении цена — качество. В данном случае, речь идет не только о потребительских качествах товара, но и его маркетинговых свойствах (гарантия, цена и т. д.);
  3. Способность реализации эффективной маркетинговой политики;
  4. Способность предприятия в поиске и создании условий снижения затрат на обеспечение факторами производства, а именно: рабочей силой, капиталом, энергией, сырьем и материалами;
  5. Способность создавать и удерживать технологическое производство в сравнении с отраслевыми конкурентами. Следовательно, создается необходимость в постоянном и своевременном технологическом обновлении;
  6. Способность создавать и проводить эффективную маркетинговую и производственную стратегию, базирующуюся на инновациях;
  7. Способность создавать и реализовывать, на исполнительском и управленческом уровнях, высокий кадровый потенциал. Исполнительский персонал является качественным, если он способен эффективно использовать производственные технологии, существующие на предприятие, и готов осваивать новые технологии [11]. Управленческий персонал является качественным, если он способен выявлять и эффективно использовать рыночные возможности.

Реализация данных качеств дает возможность предприятию создать реальные конкурентные преимущества, выражающиеся в укреплении торговых марок, росте рыночной стоимости и создании дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды [12].

В совокупности, это способствует расширению возможностей предприятия и снижению его удельных затрат, что в свою очередь отражается на цене производимых товаров (работ, услуг) и приносимой прибыли.

Следовательно, конкурентоспособность предприятия и рыночная конкуренция соотносятся между собой как потенциал и его использование. Качества 1, 2 и 3 способствуют увеличению доходов организации за счёт сравнительно более точного осознания потребностей основных потребителей и умения удовлетворять данные потребности [13].

Качество под номером 4 позволяет снижать затраты на выпуск продукции. В совокупности, качества с 1 по 4 обеспечивают экономическую эффективность деятельности организации и характеризуют его способность адаптироваться под текущие требования внешней среды.

Качества 5 и 6 способствуют планированию и реализации технологических, товарных и маркетинговых стратегий, которые создают базис конкурентоспособности предприятия. Данные качества, в сущности, являются инновационным потенциалом предприятия. Они позволяют прогнозировать состояние внешней среды в будущем и генерируют условия для более успешной адаптации.

Качество под номером 7 может быть охарактеризовано, как необходимое условием для создания, удержания и реализации потенциальных преимуществ на продолжительных временных интервалах, тем самым превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании [14].

Литература:

  1. Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д. э. н. Осадчая И. М. 2010.
  2. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2009.
  3. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.
  4. Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.
  5. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: Учебное пособие. – СПб.: Изд‐во СПбГУЭФ, 2009.С. 52.
  6. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью Издательство: Омега-Л Год: 2009, С. 27.
  7. Бовэ К. Л., Аренс Ч. Ф. Современная реклама. «Довгань», — Тольятти, 2009. С. 79.
  8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 2010. С. 94.
  9. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. М: Изд-во Эксмо, 2009, С. 31.
  10. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 67.
  11. Еленева Ю. Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 2010. – 215 с. С. 43.
  12. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб., доп. — М: Маркетинг, 2009. – 596 с. С. 97.
  13. Лихачева О. Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: ЗАО «ТК Велби», 2010. – 264 с. С. 87.
  14. Конников Е. А., Мокейчев Е. В. Три характеристики успешной организации // Монография, Казань, 2016.
  15. Конников Е. А., Алексеев А. А., Метелев П. С., Мокейчев Е. В., Шматко А. Д. Экономика передовых производственных технологий // Монография, Казань, 2016.
  16. Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Погребова О. А. Природа сопротивлений персонала в свете неизбежности изменений на предприятии // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3–1 (80–1). С. 901–904.
  17. Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Методические вопросы управления процессом принятия решений // Вестник научных конференций. 2017. № 1–2 (17). С. 49–52.
  18. Карлик А. Е., Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Оперативно-производственное планирование на предприятиях машиностроения // Монография / Казань, 2016.
  19. Белостоцкая А. А., Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Мокейчев Е. В. Содержательный аспект тенденции к отражению действительного результата управления // Экономические науки. 2016. № 136. С. 42–46.
  20. Жилюк Д. А., Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Анализ эффективности комплексных моделей прогнозирования финансовой несостоятельности (банкротства) промышленных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12–1 (77–1). С. 831–841.
  21. Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Мартынов В. И. Методика анализа показателей эффективности управления производственной системой // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2–1 (67–1). С. 955–958.
  22. Конников Е. А. Оценка вероятности потенциального банкротства // Экономика. Управление. Право. 2015. № 3 (60). С. 31–34.
  23. Конников Е. А. Технология недобросовестной конкуренции // В сборнике: Пути стабилизации экономики региона в условиях кризисных явлений материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Под общей редакцией И. А. Максимцева. 2011. С. 180–183.
Основные термины (генерируются автоматически): учебное пособие, конкурентоспособность предприятия, способность, внешняя среда, способность предприятия, качество, конкурентоспособность, отличие развития, относительная характеристика, толковый словарь.


Задать вопрос