Конкурентоспособность можно охарактеризовать как один из наиболее важных интегральных показателей, используемых для анализа эффективности деятельности предприятия. Термин конкурентоспособность фактически означает способность какого-либо субъекта выдерживать конкуренцию (потенциальную и/или реальную).
Прежде всего, следует определить понятие конкурентоспособности предприятия. В таблице 1 «Трактовка понятия конкурентоспособность» проранжированы 10 трактовок понятия конкурентоспособность, которые наиболее точно отражают его сущность.
Таблица 1
Трактовка понятия конкурентоспособность
Литературный источник |
Трактовка понятия |
Экономика. Толковый словарь. |
Способность конкурировать на рынках товаров и услуг [1]. |
Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. |
Способность, преодолевать барьеры для входа в рынок, выступать на этом рынке, выдерживая конкуренцию других аналогичных субъектов рыночных отношений [2]. |
Толковый словарь Ожегова. |
Способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам [3]. |
Большая актуальная политическая энциклопедия. |
Способность к соревнованию, к лидерству, к победе [4]. |
Учебное пособие: «Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг». |
Результат реализации конкурентных преимуществ, который отражает способность организации адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и выступает условием ее эффективного функционирования [5]. |
Учебное пособие: «Управление конкурентоспособностью». |
Относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей [6]. |
Учебное пособие: «Современная реклама». |
Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [7]. |
Учебное пособие: «Основы менеджмента». |
Относительная характеристика, которая выражает отличия развития от развития конкурентных организаций по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности деятельности [8]. |
Учебное пособие: «Управление конкурентоспособностью организации». |
Способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [9]. |
Научно-практический журнал: «Современная конкуренция 2013 № 6». |
Свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и прочее [10]. |
Осуществив компиляцию данных трактовок, можно выдвинуть определение термина «конкурентоспособность предприятия», наиболее подходящее для данной работы, а именно:
Конкурентоспособность предприятия — это свойство, характеризующее уровень развитости предприятия в рамках удовлетворения своими товарами (работами, услугами) потребностей потребителей.
Конкурентоспособность предприятия может быть охарактеризована как его потенциальное качество, включающее:
- Способность предприятия выявлять реальные ожидания целевых групп потребителей и грамотно определять тренды в потребительском поведении. Иными словами, организация должна объективно, точно и своевременно анализировать потребности потребителя, как в текущем времени, так и на прогнозный период в будущем. Данный анализ возможен благодаря использованию научной модели целевой потребительской группы, которая учитывает её психологические, экономические и социально–культурные факторы;
- Способность предприятия организовать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям потребителей, в отношении цена — качество. В данном случае, речь идет не только о потребительских качествах товара, но и его маркетинговых свойствах (гарантия, цена и т. д.);
- Способность реализации эффективной маркетинговой политики;
- Способность предприятия в поиске и создании условий снижения затрат на обеспечение факторами производства, а именно: рабочей силой, капиталом, энергией, сырьем и материалами;
- Способность создавать и удерживать технологическое производство в сравнении с отраслевыми конкурентами. Следовательно, создается необходимость в постоянном и своевременном технологическом обновлении;
- Способность создавать и проводить эффективную маркетинговую и производственную стратегию, базирующуюся на инновациях;
- Способность создавать и реализовывать, на исполнительском и управленческом уровнях, высокий кадровый потенциал. Исполнительский персонал является качественным, если он способен эффективно использовать производственные технологии, существующие на предприятие, и готов осваивать новые технологии [11]. Управленческий персонал является качественным, если он способен выявлять и эффективно использовать рыночные возможности.
Реализация данных качеств дает возможность предприятию создать реальные конкурентные преимущества, выражающиеся в укреплении торговых марок, росте рыночной стоимости и создании дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды [12].
В совокупности, это способствует расширению возможностей предприятия и снижению его удельных затрат, что в свою очередь отражается на цене производимых товаров (работ, услуг) и приносимой прибыли.
Следовательно, конкурентоспособность предприятия и рыночная конкуренция соотносятся между собой как потенциал и его использование. Качества 1, 2 и 3 способствуют увеличению доходов организации за счёт сравнительно более точного осознания потребностей основных потребителей и умения удовлетворять данные потребности [13].
Качество под номером 4 позволяет снижать затраты на выпуск продукции. В совокупности, качества с 1 по 4 обеспечивают экономическую эффективность деятельности организации и характеризуют его способность адаптироваться под текущие требования внешней среды.
Качества 5 и 6 способствуют планированию и реализации технологических, товарных и маркетинговых стратегий, которые создают базис конкурентоспособности предприятия. Данные качества, в сущности, являются инновационным потенциалом предприятия. Они позволяют прогнозировать состояние внешней среды в будущем и генерируют условия для более успешной адаптации.
Качество под номером 7 может быть охарактеризовано, как необходимое условием для создания, удержания и реализации потенциальных преимуществ на продолжительных временных интервалах, тем самым превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании [14].
Литература:
- Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д. э. н. Осадчая И. М. 2010.
- Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2009.
- Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.
- Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.
- Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: Учебное пособие. – СПб.: Изд‐во СПбГУЭФ, 2009.С. 52.
- Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью Издательство: Омега-Л Год: 2009, С. 27.
- Бовэ К. Л., Аренс Ч. Ф. Современная реклама. «Довгань», — Тольятти, 2009. С. 79.
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 2010. С. 94.
- Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. М: Изд-во Эксмо, 2009, С. 31.
- Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 67.
- Еленева Ю. Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 2010. – 215 с. С. 43.
- Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб., доп. — М: Маркетинг, 2009. – 596 с. С. 97.
- Лихачева О. Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: ЗАО «ТК Велби», 2010. – 264 с. С. 87.
- Конников Е. А., Мокейчев Е. В. Три характеристики успешной организации // Монография, Казань, 2016.
- Конников Е. А., Алексеев А. А., Метелев П. С., Мокейчев Е. В., Шматко А. Д. Экономика передовых производственных технологий // Монография, Казань, 2016.
- Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Погребова О. А. Природа сопротивлений персонала в свете неизбежности изменений на предприятии // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3–1 (80–1). С. 901–904.
- Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Методические вопросы управления процессом принятия решений // Вестник научных конференций. 2017. № 1–2 (17). С. 49–52.
- Карлик А. Е., Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Оперативно-производственное планирование на предприятиях машиностроения // Монография / Казань, 2016.
- Белостоцкая А. А., Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Мокейчев Е. В. Содержательный аспект тенденции к отражению действительного результата управления // Экономические науки. 2016. № 136. С. 42–46.
- Жилюк Д. А., Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Анализ эффективности комплексных моделей прогнозирования финансовой несостоятельности (банкротства) промышленных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12–1 (77–1). С. 831–841.
- Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Мартынов В. И. Методика анализа показателей эффективности управления производственной системой // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2–1 (67–1). С. 955–958.
- Конников Е. А. Оценка вероятности потенциального банкротства // Экономика. Управление. Право. 2015. № 3 (60). С. 31–34.
- Конников Е. А. Технология недобросовестной конкуренции // В сборнике: Пути стабилизации экономики региона в условиях кризисных явлений материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Под общей редакцией И. А. Максимцева. 2011. С. 180–183.