Пути повышения уровня конкурентоспособности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 11.05.2017

Статья просмотрена: 558 раз

Библиографическое описание:

Рудой, Е. В. Пути повышения уровня конкурентоспособности / Е. В. Рудой. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43307/ (дата обращения: 15.11.2024).



Управление конкурентоспособностью представляет собой экономическое, организационно-распорядительное и морально-психологическое воздействие субъектов управления в лице государственных и региональных органов, собственников, менеджеров, непосредственно производителей и потребителей на процессы разработки, изготовления, рыночного обращения, потребления товаров и услуг, осуществляемое с целью укрепления позиций на рынках, максимизации объема продаж, выручки от продаж, дохода, прибыли посредством использования конкурентных преимуществ. Конкурентными преимуществами является, прежде всего, более высокое в сравнении с конкурентами техническое оснащение и качество продукции, сравнительно низкий уровень цен, издержек обращения и производства.

Управление конкурентоспособностью на микроэкономическом и макроэкономическом уровнях, которое направленно на её повышение, состоит из следующих элементов:

  1. Управление научными исследованиями, проектными, конструкторскими, технологическими разработками, опытным производством, испытаниями в их взаимосвязи с обновлением и улучшением товаров и услуг;
  2. Управление качеством труда, профессиональной подготовкой, уровнем образования работников;
  3. Поиск, распространение, передачу передового опыта ведения производства и организации рыночных продаж;
  4. Освоение и применение ресурсосберегающих технологий производства и обращения продукции;
  5. Управление качеством товаров и услуг с применением стандартов качества и сертификации продукции;
  6. Осуществление системы маркетинговых мероприятий по продвижению товаров и услуг на рынки сбыта, удержанию и расширению секторов рынка, вытеснению конкурентов;
  7. Использование возможностей повышения спроса на товары и услуги со стороны определённых групп потребителей [1].

В свою очередь, государство имеет возможность прибегать к мерам повышения конкурентоспособности продукции посредствам стимулирования высокого качества, регулирования и контроля параметров качества, установления налоговых ставок, таможенных пошлин, тарифов, способствующих усилению конкурентных возможностей отечественных товаропроизводителей. Необходимо отметить, что потребители, посредствам повышенного или пониженного спроса на определенные виды продукции, оказывают значительное влияние на конкурентоспособность товаропроизводителей.

Управление конкурентоспособностью наиболее целесообразно разделить на оперативное и стратегическое. Это обусловлено общими принципами классификации видов управления по признаку продолжительности периода времени, охватываемого действием управленческих решений. Оперативное управление конкурентоспособностью состоит в комплексном изучении и своевременной реакции на состояние рынка, изменение спроса, покупательских вкусов и предпочтений, запросов потребителей и многих других факторов [2].

Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия основано на реализации долгосрочной структуры рыночного поведения в зависимости от складывающихся и прогнозируемых условий функционирования рынка. В контексте стратегического управления генерируется и реализуется долгосрочный курс функционирования предприятия.

Существуют следующие виды обеспечения конкурентоспособности предприятия:

  1. Виолентная стратегия (принуждение) основанная на массовом производстве и поставке на рынки продукции приемлемого для потребителей качества при низких издержках производства, что позволяет производителям устанавливать невысокие цены в расчёте на значительный объём спроса. Такие товары несложно «навязать» массовому потребителю, формулируя одновременно высокий имидж фирмы-производителя, получающий широкую известность в масштабе страны или даже мира.
  2. Патиентная стратегия рассчитана на завоевание и удержание относительно узких рыночных «ниш», в пределах которых обращаются эксклюзивные товары специального предназначения и весьма высокого качества. Производители и продавцы таких товаров реализуют их на рынке по высоким ценам в расчёте на состоятельных покупателей, что даёт возможность при небольших объёмах продаж получать высокий доход и значительную прибыль.
  3. Коммутантная стратегия по аналогии с патиентной организована на удовлетворение небольших по объёму потребителей. Но она существенно отличается тем, что призвана удовлетворять не редкие, а быстро изменяющиеся, кратковременные нужды потребителей товаров и услуг. Поэтому коммутантная стратегия характеризуется прежде всего высокой гибкостью, что предъявляет особые требования к перестройке производства на выпуск периодически обновляемой продукции.
  4. Эксплерентная стратегия опирается на достижение конкурентных преимуществ фирмы посредством осуществления конструктивных и технологических инноваций, позволяющих опережать конкурентов в выпуске и поставке на рынок принципиально новых видов продукции. Эксплеренты вкладывают капитал в многообещающие, но рискованные инновационные проекты.

Необходимо отметить, что наличие однотипной стратегии не является обязательным признаком потенциально перспективного курса развития предприятия. В рамках отдельных программ, связанных с производством и продажей разных видов товаров, многопрофильные фирмы, компании способны придерживаться различных стратегий. Стратегия обеспечения, повышения конкурентоспособности производственной, торговой организации не является также раз и навсегда заданной. Она в существенной степени подвержена влиянию конъюнктуры внутренних и внешних рынков, условий в окружающей фирму среде, ресурсных источников, воли и устремлений руководства фирмы [3].

Основными составляющими, обеспечивающими конкурентоспособность предприятий, являются: качество продукции и услуг; стратегия маркетинга и сбыта; квалификация персонала; технологический уровень производства. Качество как средство удовлетворения потребностей потребителей и снижения издержек является наиболее эффективным.

Совершенствую технологии производства и повышая его экономичность, можно достигнуть оптимального уровня качества выпускаемой продукции. Установление уровня качества продукции состоит из следующих этапов: установление номенклатуры показателей качества товара; определения числовых значений показателей качества товаров; установление значимости показателя качества товаров; определение уровня качества оцениваемого товара.

Успешное руководство организацией и ее функционирование обеспечивается путем ее систематического и прозрачного управления. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.

В ГОСТ Р ИСО 9000-2008 рассматриваются восемь принципов менеджмента, посредством которых руководство в состоянии улучшать деятельность предприятия. Данные принципы представляют из себя следующий список:

  1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
  2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
  3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, поэтому их полное вовлечение в решение задач дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
  4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
  5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют повышению результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
  6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
  7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения должны основываться на анализе данных и информации.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Данные принципы менеджмента качества являются основой стандартов системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000 [4].

Для решения задачи, когда высокое качество соответствует высокой конкурентоспособности выпускаемых товаров, необходимо, чтобы был соответствующий уровень подготовки специалистов в области менеджмента качества. Подготовке специалистов по управлению качеством уделяется повышенное внимание во всем мире.

Достижение конкурентных преимуществ должно строиться на четырех стратегических факторах: рыночной эффективности (максимальный охват потребителей), эффективности издержек (минимизация затрат), экологической эффективности и эффективности менеджмента. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Необходимое условие создания факторов — это использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий. Рыночные факторы характеризуют уровень требований, объективно сложившийся на рынке и во многом определяют уровень конкурентоспособности продукции и самого предприятия.

В зависимости от воздействия внешней среды, внутренних факторов, стратегических задач, особенностей предприятия механизм устойчивого развития может включать в себя множество различных элементов, например, таких как организационно-управленческих, технологических, маркетинговых, финансовых, информационных и других. Особое внимание необходимо обратить на квалифицированное управление производством, на разработку и реализацию внешней и внутренней конкурентной политики предприятия. Однако практика показывает, что не всегда на это обращается внимание, не всегда имеем высокое качество управленческих решений в отечественной промышленности [5].

Одним из критериев устойчивого развития предприятия является имидж предприятия, который оказывает влияние на динамичность развития предприятия, на достижение поставленных им целей, на эффективность использования экономического потенциала, на расширение рынков сбыта своей продукции.

Литература:

  1. Жданкин Н. А. Всеобщий ликбез по СМК / Н. А. Жданкин // Экономические стратегии. – 2009. – № 5/6. С. 108.
  2. Наципаева Е. А. К вопросу о сущности взаимосвязи понятий «конкурентоспособность» и «деловая активность предприятий» / Е. А. Наципаева // Вестник Саратовского государственного социально — экономического университета. – 2011. — № 2. С. 102.
  3. Райзберг Б. А. Курс управления экономикой — Спб.: Питер, 2009. – 528 с. С. 282.
  4. ГОСТ Р ISO 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — 35 c. С. 3.
  5. Конников Е. А., Мокейчев Е. В. Три характеристики успешной организации / Е.А. Конников // Монография, Казань, 2016.
  6. Конников Е. А., Алексеев А. А., Метелев П. С., Мокейчев Е. В., Шматко А. Д. Экономика передовых производственных технологий / Е. А. Конников // Монография, Казань, 2016.
  7. Конников Е. А. Технология недобросовестной конкуренции // В сборнике: Пути стабилизации экономики региона в условиях кризисных явлений материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Под общей редакцией И. А. Максимцева. 2011. С. 180-183.
Основные термины (генерируются автоматически): высокое качество, управление качеством, управление конкурентоспособностью, вид продукции, качество продукции, рынок, стратегическое управление, стратегия, товар, услуга.


Задать вопрос