В данной статье рассмотрены анализ инновационных возможностей на примере магазина ООО «Мир подарков».
Ключевые слова: розничная торговля, магазин, инновационные возможности, рынок, площадь, интернет, система маркетинга, реклама
Последние несколько лет акценты в развитии розничной торговли делались, в первую очередь, на увеличение количества торговых площадей (численности магазинов, размера торговой площади), и даже для улучшения их качества порой не находилось времени. Это было оправданным в условиях бурного роста торговли, но сейчас приходится задуматься о самой стратегии работы. Условия рынка уже заставляли торговцев обратить внимание на формат торговли и концепцию магазина.
Первая стратегия — развитие крупных и средних форматов магазинов на территориях с более низкой стоимостью земли, близко к местам перспективных продаж [1, c. 978].
Основным методом информирования покупателей о магазине и его специальных предложениях были рекламные щиты на дорогах и фасад; рассылки буклетов и рекламные кампании в СМИ проводили только крупные торговцы, а информация о магазине в Интернет нередко ограничивалась тем, что торговец считал главным, — схемой проезда и перечнем товарных групп.
Вторая стратегия — открытие небольших магазинов в «дорогих» местах. Небольшая площадь неминуемо влекла за собой проблему представления ассортимента, и торговцы по-разному подошли к ее решению.
На площадях в городских районах развивались, в основном, магазины продуктовые и хозяйственные.
В дорогом сегменте основные коммуникации с конечными потребителями осуществлялись на страницах специализированных глянцевых журналов, которых за последние годы становилось все больше, а также в тихой зоне салона, на кожаном диване и за чашечкой кофе.
На сегодняшний день для людей очень важен быстрый и качественный доступ к информации, поэтому Интернет является очень перспективной средой для развития торгового бизнеса [2, c. 392]. Все больше людей получают доступ к информации через всемирную паутину, а сама информация становится цифровой и доносится от продавца к покупателю за считанные секунды вне независимости от их местонахождения. В этом процессе Интернет является самой быстроразвивающейся информационной средой.
Рассмотрим применение современных инновационных возможностей для ООО «Мир подарков». На данном торговом предприятии существует следующий ассортиментный перечень: весовой чай; зеленый чай; зеленый чай с ароматизаторами; травяные смеси; фруктовые смеси; чай в упаковке; кофе весовой в зернах; кофе в упаковке; кофе молотый; кофе растворимый; посуда для чайных и кофейных церемоний (глиняные чайники; фарфоровые наборы; керамические наборы; стеклянные чайники; наборы из жаропрочного стекла; чугунные чайники); фильтры для воды; кофемолки; турки [3].
Характеризуя систему маркетинга и сбыта отметим, что предприятие использует наружную рекламу (баннер), применяет фирменный стиль в одежде для персонала магазина. Весь товар упаковывается в специальную упаковку с фирменной эмблемой предприятия.
Характеризуя корпоративную культуру можно отметить, что ее характеризует: фирменная одежда; световая подсветка витрин; вежливый персонал; высокое качество обслуживания.
Отметим, что, говоря об электронных коммуникациях торговых компаний, можно выделить 4 основных направления работы ООО «Мир подарков», представленные на рисунке.
Рис. 1. Основные направления развития инновационных возможностей работы ООО «Мир подарков»
Преимущества электронных коммуникаций для ООО «Мир подарков»:
- Более эффективное распределение рекламного бюджета;
- Сокращение затрат на эксплуатацию традиционных торговых площадей (аренда, эксплуатационные расходы);
- Сокращение затрат на персонал: экономия при наборе сотрудников путем размещения информации на сайте, на обучении сотрудников при использовании электронных презентаций, снижение негативного влияния плохих продавцов на продажи;
- Улучшение качества презентации товара. Возможности представления вариантов практически неограниченны благодаря 3D-графике и анимации. Электронная демонстрация товаров позволяет увидеть покупку в реальном режиме, показать большее количество вариантов, и это прямой путь от фантазии дизайнера к сердцу и кошельку покупателя;
- Возможность увеличения территориального охвата. Неограниченные географические возможности Интернета предоставляют шанс заявить о себе не только на локальном уровне, а привлечь покупателей из соседних районов, административных округов и городов;
- Получение маркетинговой информации. Интернет является важным источником маркетинговой информации. Изучение структуры и динамики запросов, мнений покупателей и пользователей какого-либо продукта поможет оптимизировать ассортимент, более гибко реагировать на изменения спроса и предпочтений, при относительно низких затратах на сбор информации [4, c. 59–63].
Основными пользователями Интернета и цифровой техники являются люди молодого и среднего возраста, стремящиеся работать и иметь стабильный доход. Преимущества электронных коммуникаций для покупателей заключаются в возможности экономить личное время при покупке товара. С точки зрения удобства электронная торговля — это реалистичная версия сказочного джинна. В последнее время значение Интернета при поиске и выборе нужных товаров и магазинов существенно возросло. Одна часть покупателей рассматривает интернет-ресурсы как удобный справочник, получая информацию и консультации при выборе материала, модели, характеристик. А другая — как возможность найти товары по самой выгодной цене.
Процесс покупок тоже все больше переходит в Интернет, и во времена кризиса российские потребители более склонны изменять свои привычки. Люди, уже вошедшие во вкус покупок и хорошей жизни, даже при снижении доходов и отсутствии доступных кредитов не захотят экономить на качестве, а будут искать более низкую цену на понравившийся товар. Экономящих и рациональных может особенно привлекать возможность покупать «по списку»: ведь многие боятся, что в обычном магазине покупают ненужные импульсные товары, принимают необдуманные решения и поэтому неправильно расходуют бюджет. Удобство сравнения цен в Интернет даёт преимущество тем магазинам, которые имеют товар в наличии и действительно предлагают выгодные цены.
Для ООО «Мир подарков» собственный сайт в эпоху кризиса — это возможность иметь собственное СМИ, снизить расходы на рекламу и PR и поднять их эффективность. Сайт остается постоянным и стабильным источником информации для потенциальных покупателей, доступным 24 часа. Кроме этого сайт — очень удобный новостной носитель, где можно размещать информацию о товарных новинках, проводимых акциях, мероприятиях, сезонных и праздничных распродажах. Для предоставления более полной информации о сложных товарах возможно сотрудничество с сайтами поставщиков и производителей.
Помимо официальной, представительской функции очень важно неформальное общение в Интернет, и первыми к форумам и блогам обратились бутики одежды и модных аксессуаров, которые быстрее и сильнее других пострадали от кризиса. Интерьер и домоводство — не менее популярная тема для бесед. Помимо обмена мнениями, в ходе которого можно дать полезный совет и подсказку, можно организовывать специальные мероприятия: например, конкурс оформления кухонь или ванных комнат, форум дизайнеров, продвижение передовых энергосберегающих технологий.
Игнорируя направление интернет-торговли, традиционная розница реально может потерять прибыль в будущем, отдавая ее мобильным, не привязанным к месту и даже ассортименту электронным торговцам. С каждым годом популярность сайтов, предлагающих on-line-торговлю, увеличивается. Известно, что интернет-магазинами сейчас пользуется каждый 10-й житель планеты, а в России объемы виртуальной торговли ежегодно растут в среднем на 30 %. По данным участников ассоциации электронной торговли за последние несколько лет больше одного десятка миллионов россиян совершили виртуальные покупки, а объем розничной торговли в сети превысил 1,2 млрд. долларов США. В отличие от Запада развитию российской интернет-торговли благоприятствует тот факт, что оплата покупки производится не через сеть, а курьеру или экспедитору, доставившему товар. Это помогает избежать различных проблем, в том числе, неполучения документов и гарантийных талонов, воровства при электроном расчете. Традиционная розница, работая в Интернете, будет иметь преимущество перед компаниями, у которых нет реальных магазинов. Причины этого — доверие покупателей к качеству, остающаяся потребность осмотреть многие товары до покупки, лучшее знание целевой аудитории розничным торговцем. Сам магазин может располагаться в местах с низкой арендной ставкой, и если интернет-коммуникации эффективно организованы, покупательский поток будет целенаправленным [5, c. 21–26].
Электронные средства коммуникации должны совершенствоваться также в торговом зале, и вероятно, что с развитием технологий магазины технически сложных товаров будут больше развиваться в сторону информационно-ознакомительной концепции в торговом зале и «ценовой» — в Интернет. Каталоги и презентации товаров могут создаваться одновременно для терминалов в торговом зале и для Интернет. В будущем для взаимодействия с покупателями непосредственно в точке продажи могут использоваться средства беспроводной связи, такие как Bluetooth, WiFi и их будущие аналоги.
Литература:
- Борисов, А. Б. Большой экономический словарь/ под ред. А. Б. Борисова. — М.: Кн. мир, 2014. — 978 с.
- Видяпина В. И. Бакалавр экономики. Хрестоматия, Т.2 — М.: ИНФРА-М, 2012. — 392 c.
- Инновационные технологии в торговле. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.usconsult.ru/b_081-retail-innovation.html
- Акмаев Д. Р. Инновации в торговле: типы и перспективы // Российский государственный торгово — экономический университет. — 2013 — С. 59- 63.
- Валеева, Ю. С. Социальные аспекты инновационной деятельности торговых организаций // Маркетинг в России и за рубежом. — 2015. -№ 4. –С. 21 -26.