Исследованию системы ценностей придается огромное значение как в психолого-педагогической науке, так и во многих других отраслях знания. Причина этого заключается в том, что жизненные ценности способствуют осмыслению окружающей действительности и позволяют определить свое отношение к ней. Также общепринятым является мнение, что жизненные ценности могут выступать причинами совершаемых поступков. Вместе с тем, несмотря на большое число исследований по проблеме ценностей единого подхода в психолого-педагогической науке не существует. Нет ясного понимания их природы и закономерностей изменения.
В юношеском возрасте система жизненных ценностей продолжает активно формироваться. Это выражается в поиске собственной жизненной позиции и смысла существования. Трудность заключается в том, что на данном этапе развития личности молодым людям очень сложно получить какую-либо поддержку, поскольку речь идет о личном выборе. Довольно распространенной является ситуация, когда юноши и девушки не имеют осмысленной цели в жизни и не смогли сформировать ценностного отношения к ней.
В настоящее время в психолого-педагогической науке активно развивается личностно-ориентированная парадигма образования, которая должна помочь решить указанные проблемы. Представителями данного направления являются А. Г. Асмолов, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, П. А. Шавир, И. С. Якиманский и др.).
Изучением проблемы ценностей в психолого-педагогической науке занимались К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, A. B. Брушлинский, Л. С. Выготский, Д. Н. Завалишина, Е. А. Климов, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и мн. др.
Однако, несмотря на большое количество исследований по данной проблеме, можно утверждать, что развитию ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте уделяется недостаточное внимание.
Ценность — любой объект (в т. ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры [3].
Жизненные ценности личности являются интегрированным понятием, которое рассматривается в различных отраслях знания. В настоящее время единого понимания проблемы ценностей не сложилось. Во многом это связано с широким кругом противоречий при объяснении природы и сущности ценностей.
Ряд авторов утверждают, что ценности, составляющие ядро личности человека, по природе своей социальны. Изучению роли общественно-социальных отношений в формировании ценностей личности посвящены работы Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, Л. И. Анцыферовой, В. С. Мухиной, А. А. Бодалева и многих других исследователей. С точки зрения Л. И. Анцыферовой, направленность личности на определенные ценности или ценностные ориентации формирует общество. Именно общество предъявляет определенную систему ценностей, которые человек улавливает в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально-личностных эквивалентов. В. Г. Алексеева трактует определение ценностных ориентаций, как форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта [1].
Рассматривая жизненные ценности, исследователи выделяют их регулятивную функцию. Однако, ученые считают, что свое поведение личность либо соотносит с иерархической системой ценностей, либо в регулятивном процессе задействована мотивационная сфера личности, которая также взаимодействует с иерархией ценностей. Усвоение ценностей происходит в процессе социализации. При этом усвоенные ценности не представляют собой окончательной схемы поведения, а динамично развиваются в процессе взаимодействия личности и общества.
В психолого-педагогической науке используются и другие термины для описания механизма регуляции поведения — ценностные ориентации и установки. По мнению ученых необходимо разграничивать данные понятия и жизненные ценности, на основании того, что ценностные ориентации и установки определяют поведение в конкретных обстоятельствах в то время, как ценности являются предельно общим выражением значимости объектов и явлений окружающей действительности [4].
Юношеский возраст отличается рядом особенностей, которые оказывают влияние на эволюцию системы ценностей. В этом отношении наиболее важным событием данного возраста является необходимость участия в жизни общества. Это означает, что действия молодого человека должны сообразовываться с ценностными ориентациями коллектива. Однако здесь возникает определенная трудность, поскольку система ценностей в юношеском возрасте еще не оформилась окончательно. Из-за продолжающего формирования мировоззрения, ценностных ориентаций и установок молодые люди оказываются уязвимыми для различных стрессогенных факторов. Кризисные ситуации юношеского возраста могут преодолеваться более успешно при условии, что молодые люди определились с жизненной перспективой [2].
Социально-экономическая ситуация требует от молодежи умения ориентироваться в современных тенденциях. И хотя многие способы решения проблем не являются вполне верными, тем не менее, в юношеском возрасте личный выбор в сложных ситуациях делается чаще всего самостоятельно. По мнению исследователей, молодежь может выбирать различные жизненные пути: обучение в ВУЗе, поиск работы и служба в армии. Какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный ВУЗ зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных жизненных ценностей. Поступление в ВУЗ в современных условиях предполагает наличие у студентов определенной личностной готовности к обучению, развитой системы ценностей. Однако, на практике дело обстоит иначе. Требуется доразвитие личности до необходимого возрастного уровня, развитие ценностно-смысловой сферы.
К направлениям деятельности педагога-психолога по развитию жизненных ценностей студентов относятся: создание необходимых условий для осуществления учебно-воспитательного процесса на основе гуманистических принципов, проведение работы со студентами и работа по введению в процесс обучения методов эффективного взаимодействия студентов и преподавателей. Групповая работа со студентами направлена на обеспечение передачи позитивного социального опыта. Для этого используются дискуссии, игры и метод социодрамы. Педагог-психолог может моделировать сложные ситуации, поведение в которых предполагает ориентацию на определенные ценности. При индивидуальной работе педагог-психолог помогает студентам овладеть навыками взаимопонимания, сопереживания, самоанализа [5].
Как показала диагностика, студенты еще не вполне осознали личностной значимости многих жизненных ценностей. Так, например, студенты признают значимость таких ценностей как здоровье и любовь, но при этом не придают достаточного значения уверенности в себе и развитию. Также, отдельные ценности, определяющие отношение к обществу и профессии, такие как свобода, творчество и др. игнорируются студентами в качестве целей. Среди ценностей инструментов наибольшее значение имеют воспитанность и ответственность. Малое число выборов получили высокие запросы и нетерпимость к недостаткам других. Исследование показало, что по тесту смысложизненные ориентации большинство испытуемых определилось с жизненной целью, также большая часть испытуемых уверена, что может изменить свою жизнь в соответствии с собственными желаниями. Изучение профессионально-ценностных ориентаций, также показывает, что испытуемые имеют проблемы в развитии жизненных ценностей. Так же наблюдается недостаточный уровень сформированности ценностных ориентаций по отношению к себе и к профессии. Причем, по отношению к профессии видно, что студенты еще не вполне определились с областью деятельности, что определяет низкий уровень сформированности ценностных ориентаций.
На основании данных диагностики была разработана программа психолого-педагогической помощи студентам в развитии ценностно-смысловой сферы личности. Цель программы — создание условий для осознания и совершенствования студентом системы ценностей и профессионально-ценностных ориентаций, необходимых для дальнейшего личностного развития и профессионального роста. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: обеспечить студентов средствами осознания своих жизненных ценностей; повысить уровень осознания студентами значимости развития ценностных ориентаций для их деятельности; помочь студентам в развитии жизненных ценностей. Методологической основой программы послужили методические рекомендации Е. А. Климова, В. И. Слободчикова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной.
Программа организуется в несколько этапов: ориентировочный (2 занятия); реконструктивный (5 занятий); закрепляющий (2 занятия). Каждый этап предполагает работу по основным блокам.
Таким образом, исследованию системы ценностей придается огромное значение как в психолого-педагогической науке, так и во многих других отраслях знания. В настоящее время единого понимания проблемы ценностей не сложилось. Во многом это связано с широким кругом противоречий при объяснении природы и сущности ценностей. Юношеский возраст отличается рядом особенностей, которые оказывают влияние на эволюцию системы ценностей. В этом отношении наиболее важным событием данного возраста является необходимость участия в жизни общества. К направлениям деятельности педагога-психолога по развитию жизненных ценностей студентов относятся: создание необходимых условий для осуществления учебно-воспитательного процесса на основе гуманистических принципов, проведение работы со студентами и работа по введению в процесс обучения методов эффективного взаимодействия студентов и преподавателей. Диагностическое исследование показало, что студенты еще не вполне осознали личностной значимости многих жизненных ценностей. На основании данных диагностики была разработана программа психолого-педагогической помощи студентам в развитии ценностно-смысловой сферы личности. Цель программы — создание условий для осознания и совершенствования студентом системы ценностей и профессионально-ценностных ориентаций, необходимых для дальнейшего личностного развития и профессионального роста.
Литература:
- Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. — 1984. — т.5. — № 5. — с. 44–48.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология. / И. А. Зимняя. — М.: МПСИ, 2010. — 448 с.
- Рапацевич, Е. С. Золотая книга педагога. / Под обще ред. А. П. Астахова. — Минск: Современная школа, 2010. — 720 с.
- Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. / Д. Н. Узнадзе. — М., Наука, 1966. — 358 с.
- Щелина, Т. Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: Монография. / Т. Т. Щелина. — М.: МГПУ, 2006. — 385 с.