Проблема девиантного поведения остается актуальной на протяжении длительного времени, усугубляется, за счет вовлечения все большего числа людей в криминальные сообщества, группировки экстремисткой направленности и проч. Особенно это заметно на примере молодежи, так как она представляет собой наиболее активную часть общества.
Подростковый возраст является наиболее «опасным» в плане возникновения девиантного поведения, так как подросток еще только начинает включаться в систему общественных отношений, и недостаточно хорошо осведомлен о правилах и нормах, действующих в различных социальных группах. Вместе с тем девиантное поведение подростка является формой протеста, поскольку взрослые не всегда готовы признать претензии подростка на «взрослость». Следует отметить, что девиантное поведение иногда рассматривается как способ достижения личных целей. С этой точки зрения оно может восприниматься большинством людей как вполне приемлемое. По этой причине подростки иногда копируют девиантное поведение взрослых и следуют этому образцу в сложных жизненных ситуациях.
В настоящее время признается, что проблема девиантного поведения подростков должна решаться на государственном уровне. В связи с этим в действие вступил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который акцентирует внимание на формировании у подростков широкого круга личностных компетенций, позволяющих справляться со сложными жизненными ситуациями.
Проблема девиантного поведения рассматривалась в работах Л. С. Выготского Я. И. Гилинского, Э. Дюркгейма, А. И. Захарова, Ю. А. Клейберга, В. Г. Кондрашенко, А. С. Макаренко, Р. Мертона, И. А. Невского, В. Сатир и мн. других.
Девиантное поведение как социально значимая проблема изучается в контексте различных дисциплин. Этим объясняется многообразие подходов к пониманию сущности и причин девиантного поведения, однако результатом этого является также отсутствие единой теории, объясняющей девиантное поведение.
Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) — отдельные поступки или система поступков, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: преступность и уголовно ненаказуемое поведение. В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. Преступность как вид девиантного поведения изучается преимущественно криминологией с использованием психологических исследований. Непротивоправное девиантное поведение также в значительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психологических свойств, обусловливающих совершение безнравственных поступков. В детском и подростковом возрасте девиантное поведение объясняется незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и зависимостью от воздействия требований ближайшего окружения из таких же подростков и принятых в нем ориентаций. В более зрелом возрасте девиантное поведение может быть результатом неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек [4].
Девиантное поведение может пониматься как действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (т. е. девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Термины девинатное поведение и отклоняющееся поведение используются как синонимы [5].
Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте может быть обусловлено влиянием среды. Все большую значимость в подростковом возрасте начинает приобретать коллектив сверстников, хотя влияние семьи остается довольно сильным. Специфика семейного воспитания и характер отношений между членами семьи непосредственно отражаются в поведении подростка. Если в семье подросток чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом, в данном случае, будет являться отчуждение. Его проявлениями могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, уязвимость, обусловленная психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями. Наиболее распространенные подростковые реакции, такие как, отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием дисгармоничных семейных отношений [4].
Таким образом, главным общим положением философских, социологических, психологических, социально-педагогических и культурологических подходов является понимание девиантного поведения, как отклоняющегося поведения, характеризующегося неприятием общепринятых норм и ценностей общества. Истоки девиантного поведения заключены во взаимодействии психологических, педагогических и социальных факторов. В большинстве случаев девиантное поведение является результатом негативной социализации, т. е. ошибок в воспитании ребенка и невнимания к его индивидуальным особенностям. При этом развитие девиантного поведения и интенсивность его проявлений зависит от отношения подростка и окружающих к различным отклонениям. Если окружающие терпимо относятся к девиации или одобряют ее, то подросток будет стремиться прибегать к такому поведению как можно чаще. В подростковом возрасте девиантное поведение отличается рядом особенностей, которые зависят от семейного воспитания подростка, отношений в школьном коллективе и положения подростка среди сверстников. Несвоевременное оказание помощи подростку может привести к возникновению социальной дезадаптации и вовлечению подростка в преступные виды деятельности.
Наиболее распространенными формами девиантного поведения подростков считаются алкоголизм, наркомания, проституция и суицид. Каждая из этих форм отклоняющегося поведения является социально опасной, поэтому социально-педагогическая деятельность по их предупреждению приобретает исключительно важное значение [2].
Профилактика девиантного поведения подростков предполагает наличие достаточно широкого спектра необходимых действий специалиста. Среди основных направлений, по которым осуществляется эта деятельность можно назвать проведение диагностики, работу с семьями подростков и работу с подростками по коррекции отклонений в их поведении.
Диагностика девиантного поведения подростка направлена на выявление признаков отклоняющегося поведения и определение их возможных причин. Так как девиантное поведение обуславливается широким кругом причин, диагностика должна включать в себя комплекс методов. С их помощью проводится исследование психологических особенностей подростка, акцентуаций его характера. Производится изучение внутрисемейных отношений, особенностей общения подростка со сверстниками и взрослыми. Данные диагностики обрабатываются, и на их основе принимается решение о выборе форм профилактической работы [2].
При работе с семьей внимание обращено на изменение параметров, отвечающих за ее сплоченность и гармоничность семейных отношений. К этим параметрам относятся сходство семейных ценностей — социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений родителей и подростка к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. Его полная характеристика может быть составлена лишь на основе проявлений субъективных отношений личности в различных функциях жизнедеятельности семьи [1].
Коррекция нарушений в поведении подростка направлена на развитие его социального самоопределения, которое зависит от реализации двух условий. Первым из них является обеспечение включенности подростков в реальные социальные отношения, т. е. возникновение у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компоненты. Вторым условием является самореализация подростков в процессе социального взаимодействия [3].
Изучение особенностей девиантного поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных авторов позволило организовать экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие две группы подростков, в количестве 32 человек в возрасте 13–14 лет. При исследовании использовались следующие методики: тест Р. Б. Кэттелла (16 PF — опросник); проективная методика «Дом-Дерево-Человек»; цветовой тест М. Люшера. Проведенное исследование показало, что значительное количество подростков нуждается в социально-педагогической помощи по профилактике девиантного поведения. Об этом говорят следующие результаты: у 33 % подростков экспериментальной и 26 % контрольной группы наблюдается склонность к асоциальному поведению. У 30 % подростков экспериментальной и 21 % подростков контрольной группы отмечается высокий уровень тревожности. Высокий уровень депрессивности выявлен у 33 % подростков экспериментальной и 21 % подростков контрольной группы. У 15 % испытуемых экспериментальной и 11 % контрольной группы выявлены высокие показатели конфликтности. Склонность к проявлению агрессии характерна для 15 % подростков экспериментальной и 19 % подростков контрольной группы. У 15 % подростков экспериментальной и 11 % подростков контрольной группы в процессе исследования был выявлен высокий уровень дезадаптивности.
Таким образом, проблема девиантного поведения остается актуальной на протяжении длительного времени. Главным общим положением философских, социологических, психологических, социально-педагогических и культурологических подходов является понимание девиантного поведения, как отклоняющегося поведения, характеризующегося неприятием общепринятых норм и ценностей общества. Подростковый возраст является наиболее «опасным» в плане возникновения девиантного поведения. В большинстве случаев девиантное поведение является результатом негативной социализации. Профилактика девиантного поведения подростков предполагает наличие достаточно широкого спектра необходимых действий специалиста. Среди основных направлений, по которым осуществляется эта деятельность можно назвать проведение диагностики, работу с семьями подростков и работу с подростками по коррекции отклонений в их поведении. Диагностическое обследование подростков показало, что значительное количество испытуемых нуждается в социально-педагогической помощи по профилактике девиантного поведения.
Литература:
- Балцевич, В. А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения. [Текст] / В. А. Балцевич — М.: Генезис, 2008. — 250с.
- Беличева, С. А. Основы превентивной психологии. [Текст] / С. А. Беличева — М.: УЦ «Перспектива», 2006. — 250 с.
- Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика. [Текст] / И. А. Зайцева — Ростов н/Д: Издат центр: «МарТ», 2006. — 304 с.
- Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб заведений. [Текст] / Е. В. Змановская — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 228 с.
- Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения. [Текст] / Ю. А. Клейберг– М.: ТЦ «Сфера», 2005. — 327 с.