Во внеклассной и внешкольной работе по иностранному языку, по одной из общепринятых классификаций различают следующие формы работы:
- Индивидуальные;
- Групповые;
- Массовые.
Эти формы определяются на основании количественного охвата учащихся, регулярности проводимой работы, стабильности состава группы учеников.
Индивидуальный формы работы проводятся с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о знаменательных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают песни, стихотворения, прозу на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют плакаты, альбомы, стенды и т. д.
Как индивидуальную форму внеклассной работы по иностранному языку можно рассматривать и ученические конференции, а также написание научных работ.
Также, в последнее время, в качестве индивидуального средства обучения часто используется метод проектов. Метод проектов — это совокупность форм и средств обучения, которые дают возможность ученику проявлять самостоятельность в планировании, выполнении и анализе своей деятельности. [3, с. 114].
Проводится индивидуальная работа как постоянно, так и эпизодически.
Групповые формы внеклассной работы имеют четкую организацию и примерно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. Самая основная группа это разнообразные кружки: художественные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т. д. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов — литературно-переводческие и страноведческие. Если сравнивать кружки по изучению иностранного языка, с другими формами внеклассной и внешкольной работы, то можно выделить отличительные особенности: взаимность познавательных интересов учеников, их положительное отношение к изучению данного предмета, любознательность и др.
Кружки лучше всего организовать из учащихся одного возраста, общим количеством 10–20 ребят. Членами кружка могут быть не только хорошо успевающие учащиеся, но и любой ученик, изъявивший желание заниматься в данном кружке. Опыт работы предметных кружков показывает, что ученики со средней успеваемостью, работая активно в кружке, значительно улучшают свои знания и по данному предмету, и по другим.
Еще одной из разновидностей групповых форм работы являются факультативные занятия по иностранному языку. Содержание факультативов предусматривает углубленное изучение определенных тем обязательных школьных курсов иностранных языков. Факультативные занятия по иностранному языку могут подразделяться в зависимости от дидактических целей на теоретические, практические и комбинированные факультативные занятия. [1, с. 32].
Группы, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Если факультатив не связан с обязательными занятиями, то группы можно комплектовать из учащихся разных классов. Наполняемость групп (не менее десяти слушателей) определяется руководителем занятий в зависимости от специфики курса. Занятия можно проводить или по одному часу в неделю в течение учебного года или по два часа на протяжении полугодия, до или после уроков. [1, с. 65].
Следующая из групповых форм внеклассных и внешкольных занятий по иностранному языку является экскурсия. Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия вне школы, в условиях производства, на природе, в музее с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Экскурсия является самостоятельной формой обучения, важной составной частью в системе учебно-воспитательной работы в школе, тем самым способствует всестороннему развитию личности учащихся. В состав экскурсионной группы, в зависимости от типа, содержания и методов проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения, может входить от 10 до 40 детей. Длительность учебной экскурсии определяется учебными задачами, условий проведения, возраста учащихся. По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные.
Тематические экскурсии проводят, как правило, при изучении одной или нескольких взаимосвязанных тем одного учебного предмета.
Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов.
По времени проведения относительно изучаемых на уроках учебных тем какого-либо раздела различают вводные и заключительные экскурсии [4, с. 72].
Массовые формы внеклассной работы, как правило, не имеют четкой структуры. Под ними подразумеваются такие мероприятия как: концерты художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т. п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смысловой значимости занятий можно выделить следующие формы внеклассной работы по иностранному языку:
- Соревновательные;
- Средства массовой информации;
- Культурно-массовые;
- Политико-массовые [2, с. 21].
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
Основные формы мероприятий соревновательного характера — конкурс, игра, олимпиада, викторина и т. д.
Средства массовой информации — публикации в школьной газете, устный журнал, стенгазета, объявление, бюллетень, дайджест, выставка-викторина и т. п.
Мероприятия культурно-массового характера это — вечер, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т. п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями.
Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие. [2, с. 23].
Самая актуальная и эффективная среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку в современной школе — это неделя иностранного языка. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников. Неделя иностранного языка в школе как необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранных языков, для развития творческих способностей учащихся. Проведение недели иностранных языков даёт ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и поэтому поверить в свои силы в изучении иностранного языка.
Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
На основании предложенных выше теоретических аспектов можно сделать вывод, что внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа углубляет знания иностранного языка. А также способствует расширению кругозора школьников, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса. Все это, в перспективе, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Для грамотного построения внеклассного занятия, от учителя требуется учет возрастных и психологических особенностей учащихся, а также их интересов.
Литература:
- Арефьева Г. И. Групповая форма работы на уроках английского языка / Г. И. Арефьев. — ИЯ-ИЯШ, 1988. — С. 10–14.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. — Москва: АРКТИ, 2000. — 275 с.
- Методика преподавания иностранных языков: общий курс / отв. ред. А. Н. Шамов. — Москва: АСТ: Восток-Запад, 2008. — 338 с.
- Шепелева В. И. Принципы организации внеклассной работы / В. И. Шепелева. — Москва: Дело, 2002. — 210 с.