В статье определяется сущность понятия «политический текст» и его функциональные возможности. Представлены результаты анализа публикаций политической проблематики в местных СМИ в период выборной кампании осенью 2016 года. На основании данного анализа сделаны выводы о фактической реализации функциональных возможностей политического текста в СМИ.
Ключевые слова: политический текст, функции политического текста, политическая проблематика в СМИ, выборная кампания
Политическая сфера деятельности характеризуется способностью проникать во все другие сферы общественной жизни в силу особых возможностей своего влияния на ход любых процессов в жизни общества. По определению А. С. Панарина политика — это «вид человеческой практики, посредством которой люди воздействуют на окружающую среду, свою судьбу и меняют свой статус в обществе…; это действия, направленные на изменение судьбы» [1. C.25].
Одним из инструментов политического влияния является политический текст, поскольку практически любая политическая деятельность не обходится без его создания. Тексты появляются в различном виде и на самых разнообразных носителях. Политический текст — явление многомерное. Уже в силу самой дефиниции, очевидно, что оно требует междисциплинарного изучения. С одной стороны — это лингвистический феномен, с другой в связи со сферой его функционирования он рассматривается как феномен политической реальности, изучаемой политологией, а в силу своей аналитической природы — политическим анализом как научной дисциплиной. Кроме того, будучи опубликованным в СМИ, он становится продуктом журналистской деятельности и может быть рассмотрен в свете ее профессиональных задач. Проблемы его восприятия и понимания становятся предметом изучения герменевтики, а порождаемые им эффекты интересуют социопсихолингвистику и дискурсологию. Автор политического текста так или иначе сталкивается со всеми ипостасями данного феномена и потому нуждается в знакомстве с научными исследованиями, проводимыми в связи объектом его творчества. Уровень его теоретических познаний существенно сказывается на практическом результате, дополняя интуитивное ощущение и практический опыт.
Возникает необходимость дать определение понятию, которое могло бы отражать по сути всю совокупность этой продукции, имеющей определенные цели и задачи, отражающей деятельность тех или иных субъектов, определенную проблематику и направленной на определенную аудиторию.
А. Г. Алтунян предлагает обобщающее определение понятия: политический текст — «такой текст, в котором речь идет об актуальных политических проблемах и который обращен к массовой аудитории» [2. C. 11].
Таким образом, он указывает на два взаимосвязанных признака политического текста: политическую проблематику и обращенность текста к потенциальной массовой аудитории. В качестве таковой нас в данном исследовании интересует аудитория средств массовой информации. А, следовательно, политический текст, опубликованный в СМИ. Политический характер журналистики как таковой подчеркивает Е. П. Прохоров: «Поскольку журналистика — один из социальных институтов, деятельность которого затрагивает все составляющие общества, то участие в ней носит политический характер» [3. C. 139].
Интересно также замечание Алтуняна о том, что текст становится политическим, если таковым его считает аудитория, в число которой входит и сама власть с ее институтами. Так подчеркивается роль аудитории в определении сущности понятия. Если текст призван и способен повлиять на политические процессы, по мнению реципиентов, то он будет отнесен ими к разряду политических.
Текст политической проблематики, ориентированный на массовую аудиторию, обладает особенно яркой коммуникативной и организаторской сущностью, чем и привлекает к себе повышенное внимание, а внимание аудитории в свою очередь обеспечивает его эффективную функциональность.
Такие тексты при их общей целевой направленности на изменение или стабилизацию политической ситуации могут решать стратегические и тактические задачи. Стратегические выходят на первый план во время избирательных кампаний или протестных акций. Тактические акцентируют внимание на текущих вопросах политической жизни.
Целевые установки политических текстов определяют их функциональные возможности. Исследователи в различных терминах, как правило, отмечают функции информирования (привлечения внимания), идеологическую функцию, функции убеждения и мобилизации с активным привлечением для реализации последней не только логических построений, но и чувственных реакций аудитории.
Выборные кампании являются таким периодом в политической жизни общества, когда политические акторы проявляют особую активность, политические процессы приобретают динамичность и очевидную остроту, а дискурс-эффекты проявляются ярко и результативно. При этом основным инструментом в выборных баталиях является, безусловно, политический текст. А средства массовой информации, как правило, являются его носителем.
Анализ политического текста в свете дискурсивных практик СМИ во время выборной компании может представлять интерес как с точки зрения реализации требований междисциплинарного характера к журналистскому тексту, так и с точки зрения проблемно-тематического анализа текстов, позволяющего определить информационную политику СМИ в данный период и ее адресную направленность, а следовательно и потенциальную эффективность влияния на политические процессы, что так или иначе неизбежно для политического текста. Важно понимать, действительно ли реальная проблематика политического процесса выборной кампании отражает, как это и должно быть в соответствии с миссией журналистики, потребности избирателя в получении объективной, необходимой и достаточной информации для осуществления сознательного и ответственного выбора представительной власти региона и страны и не свидетельствует о демократическом развитии страны.
Для ответа на этот вопрос мы произвели анализ публикаций всех тольяттинских печатных СМИ в предвыборный период, с 1 июня по 17 сентября 2016 года. Нами было проанализировано по 16 номеров газет «Площадь свободы» [4] и «Вольный город» [5] и 13 номеров газеты «Понедельник» [6].
В «Площади свободы» за этот период было опубликовано 29 текстов, посвященных выборной тематике, в «Вольном городе» и «Понедельнике» — по 7 текстов. И если количественное различие очевидно, то этого нельзя сказать о тематике и проблематике этих СМИ. Практически все опубликованные тексты посвящены технологии выборного процесса: избирательные округа, регистрация кандидатов, списки партий и кандидатов, проверки, организация прямой телефонной линии для избирателей и т. п. В «Площади свободы» этим темам посвящены 19 из 29 публикаций. Еще по 2 текста обсуждают в общем-то далекие от нужд избирателей темы: доходы кандидатов в депутаты; охват районов агитационными листовками, причастность мэра к листовкам против одного из кандидатов, недобросовестная работа приемной одного из кандидатов. И лишь 2 публикации затрагивают содержание программ двух кандидатов и оценку довыборной деятельности одного из них.
Аналогичная картина наблюдалась и в «Вольном городе»: два открытых письма кандидатов, новости о подготовке выборов, мнение экс-мэра о потенциале грядущих выборов. В двух текстах читатель анализирует предвыборные программы нескольких кандидатов. Однако назвать анализ беспристрастным трудно, потому что в материалах без достаточных обоснований порочатся те или иные кандидаты.
Газета «Понедельник» пишет об иерархии единороссов, работе избирательной комиссии, процессе выдвижения некоторых кандидатов, общественном контроле над выборами, об акции «Лидеры избирательной гонки-2016», о влиянии результатов выборов-2016 в Самарской области на назначение губернатора, а также ставит вопрос «Верите ли вы в выборы?», предлагая пять ответов от пяти респондентов.
Представленная тематическая палитра не дает возможности избирателям обсудить волнующие их проблемы с будущими избранниками. Да и авторами почти всегда выступают журналисты. Аналитические тексты встретились лишь по три раза в каждом СМИ. Модальность публикаций за редким исключением везде была нейтральной, поскольку наблюдалось в основном освещение «технических» процессов выборных кампаний. А там, где встречалась позитивная или критическая оценка, как правило, не было достаточного ее обоснования.
Таким образом, ни одно из изданий за весь период не представило аналитических публикаций, посвященных обсуждению проблем горожан, предвыборных программ кандидатов и не создало ни одного прогноза предстоящих выборов. Аудитория не имела возможности получить достаточное количество информации, чтобы составить себе представление о том, кто из кандидатов лучше сможет помочь избирателям решать их актуальные проблемы. Очевидно, что функциональные возможности политической журналистики оказались не реализованными.
Литература:
- Панарин А. С. Политология: учебник / А. С. Панарин. — М.: Проспект, 1998. — С. 25.
- Алтунян, А. Г. Анализ политических текстов: учебное пособие / А. Г. Алтунян. — М.: Логос, 2014. — С. 11.
- Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. — М.: Аспект Пресс, 2011. — С. 139.
- Площадь свободы: городская газета / учредитель ООО «Медиа-Тольятти». — 1994, март. — Толятти. — 32–40 полос. — еженед., 12000 экз.; июнь-сент. 2016.
- Вольный город: городская газета / учредитель ИД «Вольный город». — 2003, нояб. — Тольятти. — 8–16 полос. — еженед., 7000 экз.; июнь-сент. 2016.
- Понедельник: деловой еженедельник / учредитель ООО «Деловая газета Понедельник». — 2000, дек. — Тольятти. — 8 полос. — еженед., 7000 экз.; июнь-сент. 2016.