В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста. Рассматривается роль виртуального дискурса в развитии современной коммуникации, а также в развитии информационных и компьютерных технологий.
Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальный дискурс, коммуникативная компетенция, жанры виртуального дискурса
Понимание особенностей современной языковой ситуации, речевого поведения современного юриста необходимо для полноценного межличностного, в том числе профессионального общения.
Языковая среда является важнейшей составляющей гуманитарной образовательной среды, и ориентация в ней требует специальной профессиональной подготовки. Эффективная коммуникация, умение воздействовать на собеседника или на аудиторию, не манипулируя ими, умение предотвращать конфликты, формулировать и отстаивать свою точку зрения предполагают особое внимание к языковой составляющей общения будущего юриста.
Совершенствование языковой и коммуникативной компетенций на основе системно-деятельностного подхода в гуманитарной сфере составляют главную цель курса «Русский язык и культура речи» для специальности Право и организация социального обеспечения.
В докладе мы рассмотрим вопросы, связанные с особенностями проявления речевой культуры в интерактивной среде. Данная проблема является актуальной в профессиональной подготовке будущих юристов.
В конце XX — начале XXI в. развитие информационных технологий способствовало не только созданию принципиально новых способов хранения, поиска и представления информации, но и возникновению новой культурной и языковой среды, новой лингвистической реальности, которая формируется и стремительно развивается с расширением сферы действия современных средств коммуникации, Интернета в частности. Сегодня следует особо подчеркнуть, что Интернет обладает не только информационной функцией, но и коммуникативной. Этот особый, виртуальный тип коммуникации лежит вне временных и пространственных рамок и является одной из характерных особенностей виртуального пространства. Ввиду всеобщей распространенности этого явления исследование различных видов коммуникации и коммуникативного пространства в сети Интернет становится актуальной проблемой. Кроме того, следует особо отметить, что на сегодняшний день общение в сети занимает значимое место в сфере речевой коммуникации современного человека и молодого поколения в частности.
Одной из форм общения современного человека является виртуальный дискурс.
В современной науке дискурс понимается как сложное явление, состоящее из участников коммуникации, ситуации общения и самого текста. В свете теории речевой деятельности различаются два аспекта:
1) создание или порождение дискурса (обдумывание, планирование, говорение, оформление в письменном виде);
2) понимание дискурса (слушание, восприятие письменного текста, анализ, интерпретация).
Под дискурсом понимается особое использование языка для выражения особой ментальности, а также особой идеологии. Это вызывает активизацию некоторых параметров языка и, в конечном счете, требует особой грамматики и особых правил лексики. Весь этот языковой материал также можно назвать дискурсом. Примером дискурса может служить и сумма высказываний какого-либо персонажа художественного произведения, который выступает в этом случае как модель реальной языковой личности.
На сегодняшний день виртуальный дискурс исследован недостаточно глубоко, что связано в первую очередь с не так давно начавшимся развитием области коммуникации через Интернет и социальные сети в частности.
На основе ключевых утверждений А. Е. Войскунского, занимающегося проблемами психологии Интернет использования и человеко-взаимодействия, Интернет «превратился в своеобразную лабораторию испытаний над естественным языком» [4].
Проблемы общения в социальных сетях весьма интересуют современную молодежь, в том числе и студентов специальности Право и организация социального обеспечения. Поэтому для наиболее успешного решения злободневных вопросов мы предлагаем студентам всех специальностей такую интерактивную форму изучения данного вопроса как управляемая учебная дискуссия (далее — дискуссия).
Задачи дискуссии условно можно разделить на 3 блока:
1) задачи конкретно-содержательного плана:
2) задачи организации взаимодействия в группе, подгруппах:
3) задачи, направленные на освоение конкретных коммуникативных и дискуссионных мыслительных умений:
Планируемый результат дискуссии: использование технологии образовательной дискуссии будет способствовать формированию таких ключевых компетенций, как: информационная (умение проводить отбор и структурировать необходимую информацию); коммуникативная (опыт публичного выступления, ведение спора, совместной работы); социокультурная (умение строить речевое поведение в соответствии со спецификой исследуемой проблемы и квазипрофессиональной ситуацией).
Непосредственно организация данного учебного занятия предполагает поиск решения главной проблемы, сформулированной в виде вопроса: «Общение в сети Интернет — ЗА или ПРОТИВ».
Все студенты являются по ходу занятия активными участниками дискуссии. Каждый из них вправе представить аргументы как «за», так и «против», при этом обосновывать свои мысли, предположения, аргументы, умозаключения, подкрепляя их примерами.
Преподаватель как ведущий обеспечивает письменно-графическое оформление результатов аналитических выводов участников дискуссии на доске в виде таблицы (обозначение аргументов «ЗА» и «ПРОТИВ»). Допустимо, на наш взгляд, чтобы в роли ведущего выступал активный студент, в таком случае преподаватель может стать непосредственным участником дискуссии.
Понятие виртуального дискурса и его особенностей осваивается путём рассмотрения в ходе дискуссии различных его жанров, таких как электронное письмо, форум, чат, блог, многопользовательская ролевая игра онлайн, переписка в социальных сетях (vkontakte и т. п.), флейм, виртуальный роман, флуд, спам. Жанры виртуального дискурса являются, таким образом, отправными точками при организации дискуссии.
Ход дискуссии организуется таким образом, чтобы соблюдалась очерёдность выступления оппонентов со стороны «ЗА» и со стороны «ПРОТИВ». При этом выступающий с одной стороны вправе рассчитывать на подкрепление аргументов своей позиции другими участниками, сидящими за одним с ним столом. После выдвижения аргументов с одной стороны, участникам-оппонентам также предоставляется возможность опровергнуть изложенный тезис. Итогом управляемой учебной дискуссии является вывод, сформулированный самими его участниками.
Для формирования лингвистически компетентной языковой личности важное значение имеет как «живое» общение, так и общение в виртуальной реальности, а профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и широкого общего образования, в том числе и в сфере информационных технологий. Особенно это важно в век развития информационных технологий. Не секрет, что в настоящее время при выполнении профессиональных обязанностей государственные органы и должностные лица, в частности, суды, судьи, прокуроры и т. д. общаются с гражданами с использованием информационных технологий. В отдельных случаях судебные заседания в различных судебных инстанциях осуществляются с использованием информационных средств коммуникации, что не подрывает такие основополагающие принципы права, как законность, публичность, состязательность и гласность и др.
Решению задач по усвоению норм общения в двух этих сферах и служит рассмотренная нами интерактивная форма учебного занятия.
Литература:
- Синцов Е. В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. В. Синцов. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 160 с. — Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.
- Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева — М.: Сов. Энциклопедия, 1990. — С. 136–137.
- Источник: http://refleader.ru/bewmerrnaotr.html
- Войскунский 2001 http://psynet.carfax.ru/texts/voysk6.htm