Особую актуальность в современных условиях приобретает анализ факторов экономического роста национальной экономики. В существующих исследованиях факторов социально-экономического развития страны не удаётся учесть многообразия факторов и дать количественную и качественную оценку их вклада в национальное развитие. Так как оценка результатов экономического роста страны на основе динамики реального ВВП является достаточно общей и поэтому нуждается в конкретизации.
Рассмотрим динамику структурных компонент ВВП. Структура ВВП рассматривается как со стороны совокупного спроса, так и со стороны совокупного предложения. В первом случае анализируется структура прироста реального ВВП по расходам (см. таблицу 1), в которой особо выделяются компоненты внутреннего и внешнего спроса. Величина внешнего спроса (спроса заграницы) на производимый в стране ВВП соответствует величине экспорта, а сумма расходов на конечное потребление и валового накопления за вычетом импорта — величине внутреннего спроса на продукцию, входящую в ВВП страны [1].
Таблица 1
Структура ВВП по расходам, в% китогу
Период (год) |
Расходы на конечное потребление |
домашних хозяйств |
органов государственного управления |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства |
Валовое накопление |
Импорт товаров иуслуг |
Внутренний спрос |
Внешний спрос (экспорт товаров иуслуг) |
Статистическое расхождение |
1990 |
79,5 |
63,4 |
12,4 |
3,7 |
46,7 |
30,5 |
95,7 |
7,8 |
-3,5 |
1991 |
82,9 |
65,5 |
14,5 |
2,9 |
23,7 |
44,6 |
62,0 |
28,5 |
9,5 |
1992 |
72,3 |
58,2 |
11,5 |
2,6 |
27,7 |
89,5 |
10,5 |
77,0 |
12,5 |
1993 |
84,8 |
68,2 |
13,9 |
2,7 |
20,0 |
46,7 |
58,1 |
37,9 |
4,0 |
1994 |
88,3 |
74,7 |
10,7 |
2,9 |
28,7 |
47,1 |
69,9 |
37,1 |
-7,0 |
1995 |
84,7 |
69,6 |
13,6 |
1,5 |
23,2 |
43,5 |
64,4 |
39,0 |
-3,4 |
1996 |
80,2 |
66,3 |
12,9 |
1,0 |
16,1 |
36,0 |
60,3 |
35,3 |
4,4 |
1997 |
82,9 |
69,9 |
12,4 |
0,6 |
15,6 |
37,4 |
61,1 |
34,9 |
4,0 |
1998 |
84,1 |
72,8 |
10,8 |
0,5 |
15,8 |
34,9 |
65,0 |
30,3 |
4,7 |
1999 |
84,0 |
71,7 |
11,6 |
0,7 |
17,7 |
40,1 |
61,6 |
42,5 |
-4,1 |
2000 |
74,0 |
61,1 |
12,1 |
0,8 |
18,1 |
49,1 |
43,0 |
56,6 |
0,4 |
2001 |
71,3 |
56,9 |
13,4 |
1,0 |
26,9 |
47,0 |
51,2 |
45,9 |
2,9 |
2002 |
66,2 |
52,8 |
11,6 |
1,8 |
27,3 |
47,0 |
46,5 |
47,0 |
6,5 |
2003 |
65,8 |
52,8 |
11,3 |
1,7 |
25,6 |
43,0 |
48,4 |
48,4 |
3,2 |
2004 |
65,1 |
52,0 |
11,6 |
1,5 |
26,3 |
43,9 |
47,5 |
52,6 |
-0,1 |
2005 |
61,1 |
48,6 |
11,2 |
1,3 |
31,0 |
44,6 |
47,5 |
53,2 |
-0,7 |
2006 |
55,9 |
44,5 |
10,2 |
1,2 |
33,9 |
40,5 |
49,3 |
51,0 |
-0,3 |
2007 |
56,1 |
43,9 |
11,0 |
1,2 |
35,5 |
42,8 |
48,8 |
49,3 |
1,9 |
2008 |
54,6 |
43,4 |
10,2 |
1,0 |
27,5 |
37,1 |
45,0 |
57,1 |
-2,1 |
2009 |
59,2 |
46,5 |
11,7 |
1,0 |
29,4 |
33,9 |
54,7 |
41,8 |
3,5 |
2010 |
56,3 |
44,6 |
10,9 |
0,8 |
25,3 |
29,9 |
51,7 |
44,2 |
4,1 |
2011 |
52,7 |
41,4 |
10,5 |
0,8 |
23,0 |
26,7 |
49,0 |
46,5 |
4,5 |
2012 |
56,5 |
44,0 |
11,6 |
0,9 |
25,2 |
29,6 |
52,1 |
44,1 |
3,8 |
2013 |
60,1 |
48,9 |
10,2 |
1,0 |
24,6 |
26,8 |
57,9 |
38,6 |
3,5 |
2014 |
59,2 |
47,4 |
10,7 |
1,1 |
25,8 |
25,6 |
59,4 |
39,3 |
1,3 |
2015 |
65,3 |
52,5 |
11,6 |
1,2 |
27,9 |
24,5 |
68,7 |
28,5 |
2,8 |
Источник: составлено автором на основе данных Комитета по статистике РК
За более чем двадцати пятилетний период произошло уменьшение доли потребительских расходов и увеличение доли валового накопления. В целом снизилась доля внутреннего спроса в структуре ВВП — с 96 до 69 %. Соответственно доля внешнего спроса выросла с 8 до 29 %. При этом для 2009–2015 гг. характерно некоторое снижение доли внешнего спроса и соответственно увеличение доли внутреннего спроса из-за возможного усиления кризисных явлений в мировой экономике.
Инвестиции являются существенным фактором поддержания экономического роста. Повышение информированности инвесторов можно в определенной степени объяснить мерами, принимаемыми Правительством Республики Казахстан. Стоит отметить, что более половины валовых прямых инвестиций в Казахстан с 2005 года привлечено за годы реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, которая началась в 2010 году. Также в Казахстане для инвесторов предусмотрено немало льгот и преференций. Среди них — льготный налоговый и таможенный режим, предоставление земельных участков и помещений.
Выстраивается система взаимодействия с национальными компаниями как основными драйверами привлечения ТНК. Так, НК «Казахстан темiржолы» привлекла Talgo (Испания, пассажирские вагоны), Alstom (Франция, электровозы), General Electric (США, локомотивы); НАК «Казатомпром» — Areva (Франция), CEIS, Marubeni (Япония), Cameco (Канада, уран).
Макроэкономическая, социальная и политическая стабильность Казахстана стала ключевым фактором привлекательности для инвесторов.
Стоит отметить, что более половины (около 966 млрд. долларов США) валовых прямых инвестиций в Казахстан с 2005 года привлечено за годы реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, которая началась в 2010 году. К тому же на период выполнения программы пришлось около 70 % валовых прямых инвестиций (19,6 млрд. долларов США), привлеченных в обрабатывающую промышленность с 2005 года. Такие показатели стали возможны благодаря значительному улучшению инвестиционного климата в стране.
Согласно результатам отчета Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность, 2016–2017 годы», Казахстан находится на 53-м месте среди 138 стран (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг глобальной конкурентоспособности
|
2010–2011 |
2011–2012 |
2012–2013 |
2013–2014 |
2014–2015 |
2015–2016 |
2016–2017 |
Азербайджан |
4,29 (57) |
4,31 (55) |
4.41 (46) |
4.51 (39) |
4.5 (38) |
4,50 (40) |
4,55 (37) |
Армения |
3,76 (98) |
3,89 (92) |
4.02 (82) |
4.10 (79) |
4,00 (85) |
4,01 (82) |
4,07 (79) |
Казахстан |
4,12 (72) |
4,18 (72) |
4.38 (51) |
4.41 (50) |
4.4 (50) |
4,48 (42) |
4,41 (53) |
Кыргызстан |
3,49 (121) |
3,45 (126) |
3.44 (127) |
3.57 (121) |
3.7 (108) |
3,83 (102) |
3,75 (111) |
Молдова |
3,86 (94) |
3,89 (93) |
3.94 (87) |
3.94 (89) |
4,00 (82) |
4,00 (84) |
3,86 (100) |
Россия |
4,24 (63) |
4,21 (66) |
4.20 (67) |
4.25 (64) |
4.4 (53) |
4,44 (45) |
4,51 (43) |
Таджикистан |
3,53 (116) |
3,77 (105) |
3.80 (100) |
- |
3.9 (91) |
4,03 (80) |
4,12 (77) |
Украина |
3,90 (89) |
4,00 (82) |
4.14 (73) |
4.05 (84) |
4.1 (76) |
4,03 (79) |
4,00 (85) |
Источник: составлено автором на основе данных Всемирного экономического форума http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index/competitiveness-rankings/
В Казахстане для инвесторов предусмотрено немало льгот и преференций. Среди них — льготный налоговый и таможенный режим, предоставление земельных участков и помещений. Для получения этих льгот необходимо, чтобы проект реализовывался в приоритетных отраслях перерабатывающей промышленности. На сегодняшний день Казахстан заинтересован, прежде всего, в инновационных проектах с применением новейших достижений и технологий.
Следует отметить, что в отличие от первой пятилетки индустриализации [3], во второй [4] усилия будут сконцентрированы на ограниченном количестве приоритетов. В их числе — металлургия высоких переделов, нефтепереработка, нефтехимия и химическая промышленность (агрохимия и производство химикатов для промышленности), пищевая промышленность, машиностроение, производство строительных материалов. Повышенное внимание уделяется кластерному развитию. В зависимости от масштаба будут создаваться национальные, территориальные и инновационные кластеры.
В настоящее время действует конкретный план мероприятий по привлечению прямых иностранных и отечественных инвестиций в Республику Казахстан. В частности, улучшаются условия для приезда и пребывания иностранных инвесторов. Например, возможность введения безвизового режима для стран-членов ОЭСР, упрощения процедур по въезду высококвалифицированной рабочей силы для обрабатывающей промышленности, обеспечения стабильности законодательства, а также формирования нового пакета стимулов для крупных инвестиционных проектов. И уже подписан указ, что Казахстан введет безвизовый режим для граждан стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ОАЭ, Малайзии и Сингапура с 1 января 2017 года.
Значительную роль в продвижении инвестиционной привлекательности Казахстана также играют дипломатические миссии республики за рубежом, которые на регулярной основе организовывают инвестиционные форумы и роуд-шоу. В результате сегодня инвесторы следят за экономической ситуацией в стране, стремясь определить возможности, связанные со вступлением Казахстана в ВТО и перспективами функционирования Евразийского экономического союза. Также в 2017 году в Астане пройдет международная выставка EXPO 2017, которая будет содействовать развитию физической и социальной инфраструктуры. В дальнейшем на базе инфраструктуры Astana EXPO 2017 будет создан международный финансовый центр Астана (AIFC), который планируется сделать финансовым хабом для стран СНГ, а также всего региона Западной и Центральной Азии.
Но, как и большинство быстрорастущих рынков, Казахстан переживает определенные трудности. В последние годы национальная валюта многих развивающихся стран обесценилась, и Казахстан не стал исключением. Национальный банк считает, что это решение было необходимым для сохранения макроэкономической стабильности. Девальвация положительно отразится на экспортерах, а также окажет позитивное влияние на укрепление конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг в средне-и долгосрочной перспективе.
Несмотря на то, что Казахстан по-прежнему интересен инвесторам с учетом его стабильного макроэкономического прогноза, существуют внешние факторы, которые могут повлиять на экономический рост в стране, в том числе осложнение геополитической ситуации в регионе. От внешних потрясений национальную экономику могут защитить эффективные меры по ее диверсификации. Кроме того, подушкой безопасности служит Национальный фонд.
Во втором случае структура роста со стороны совокупного предложения показывает, какие виды экономической деятельности обеспечивают рост. В этой связи необходимо проводить разграничение между качественными и некачественными видами экономической деятельности. Первые связаны с повышением качества факторов производства, труда и капитала, укреплением экономической безопасности страны, в то время как вторые характеризуют деятельность преимущественно в трансакционном секторе, которая ведет к росту издержек и растрате ресурсов, а также характеризует мнимый рост ВВП, вызванный спецификой исчисления «выпуска» в этих видах деятельности (прежде всего к ним относится финансовое посредничество и в меньшей степени — торговля, операции с недвижимостью и т. п. услуги).
Таблица 3
Структура ВВП методом производства, в% китогу
Период (год) |
Промышленность |
|
|
Услуги |
|||||||||
Горнодобывающая |
Обрабатывающая |
Производство ираспределение электроэнергии, газа иводы |
Сельское, лесное ирыбное хозяйства, охота |
Строительство |
Транспорт исвязь |
Торговля исфера обращения |
Здравоохранение, физическая культура исоциальное обеспечение |
Образование |
Финансы, кредит, страхование |
Государственное управление |
Прочие |
||
1990 |
20,5 |
34,0 |
12,0 |
9,4 |
8,2 |
2,3 |
4,3 |
1,0 |
1,0 |
8,5 |
|||
1991 |
27,2 |
29,5 |
9,2 |
7,4 |
8,1 |
3,2 |
4,9 |
2,7 |
1,3 |
9,5 |
|||
1992 |
30,8 |
23,1 |
8,7 |
7,5 |
8,5 |
1,6 |
2,6 |
5,4 |
1,0 |
11,5 |
|||
1993 |
28,7 |
16,4 |
8,3 |
10,0 |
10,4 |
3,0 |
4,3 |
6,3 |
2,0 |
11,1 |
|||
1994 |
29,1 |
15,0 |
9,6 |
11,1 |
12,1 |
1,6 |
3,3 |
0,9 |
1,5 |
13,8 |
|||
1995 |
23,5 |
12,3 |
6,5 |
10,7 |
17,2 |
2,3 |
3,9 |
1,3 |
2,4 |
16,3 |
|||
1996 |
21,2 |
12,1 |
4,4 |
11,2 |
17,3 |
2,6 |
4,3 |
1,1 |
2,6 |
19,0 |
|||
1997 |
21,4 |
11,4 |
4,2 |
11,7 |
15,7 |
2,6 |
4,4 |
1,1 |
2,8 |
20,6 |
|||
1998 |
7,9 |
12,0 |
4,5 |
8,6 |
4,9 |
13,9 |
15,2 |
2,7 |
4,5 |
1,7 |
2,9 |
72,5 |
|
1999 |
10,4 |
14,1 |
3,7 |
9,9 |
4,7 |
12,0 |
13,6 |
2,4 |
4,3 |
2,8 |
2,6 |
67,3 |
|
2000 |
13,0 |
16,5 |
3,1 |
8,2 |
5,2 |
11,5 |
12,4 |
2,0 |
3,7 |
3,1 |
2,3 |
61,6 |
|
2001 |
11,4 |
16,4 |
2,8 |
8,7 |
5,5 |
11,2 |
12,1 |
2,1 |
3,6 |
3,4 |
2,0 |
64,1 |
|
2002 |
12,1 |
14,5 |
2,9 |
8,0 |
6,3 |
11,6 |
12,2 |
2,1 |
3,5 |
3,5 |
2,0 |
66,0 |
|
2003 |
12,1 |
14,2 |
2,8 |
7,8 |
6,0 |
12,4 |
11,6 |
1,8 |
3,5 |
3,2 |
1,9 |
69,1 |
|
2004 |
13,6 |
13,3 |
2,4 |
7,1 |
6,1 |
11,8 |
12,5 |
1,9 |
3,7 |
2,9 |
2,2 |
71,6 |
|
2005 |
15,8 |
12,0 |
2,0 |
6,4 |
7,8 |
11,8 |
11,8 |
1,7 |
3,5 |
3,2 |
2,1 |
69,8 |
|
2006 |
16,1 |
11,7 |
1,8 |
5,5 |
9,8 |
11,5 |
11,4 |
1,6 |
3,1 |
4,7 |
1,9 |
68,9 |
|
2007 |
15,1 |
11,5 |
1,7 |
5,7 |
9,4 |
11,5 |
12,4 |
1,7 |
3,3 |
5,9 |
1,9 |
71,8 |
|
2008 |
18,7 |
11,8 |
1,7 |
5,3 |
8,1 |
11,0 |
12,3 |
1,5 |
2,8 |
5,3 |
1,7 |
69,5 |
|
2009 |
17,9 |
10,9 |
1,8 |
6,2 |
7,9 |
11,0 |
12,1 |
1,9 |
3,2 |
5,0 |
2,0 |
72,5 |
|
2010 |
19,5 |
11,3 |
2,1 |
4,5 |
7,7 |
8,0 |
13,0 |
1,7 |
3,2 |
3,6 |
2,1 |
20,0 |
|
2011 |
17,7 |
11,0 |
2,0 |
4,9 |
6,4 |
6,8 |
13,6 |
1,7 |
3,1 |
2,0 |
2,0 |
19,9 |
|
2012 |
17,1 |
11,0 |
2,0 |
4,2 |
6,2 |
7,3 |
14,9 |
1,7 |
3,1 |
2,1 |
2,0 |
20,3 |
|
2013 |
15,2 |
10,7 |
1,9 |
4,5 |
6,0 |
7,5 |
15,1 |
1,6 |
2,9 |
2,7 |
2,0 |
21,2 |
|
2014 |
15,2 |
10,2 |
1,9 |
4,4 |
5,9 |
7,9 |
16,0 |
1,7 |
2,8 |
3,0 |
1,9 |
21,4 |
|
2015 |
12,7 |
10,1 |
1,9 |
4,8 |
6,0 |
8,6 |
17,0 |
1,8 |
2,9 |
3,5 |
2,0 |
23,5 |
|
Источник: составлено автором на основе данных Комитета по статистике РК
По данным таблицы 3 можно сделать следующие выводы. В структуре ВВП Казахстана за 1991–2015 гг. доля сферы услуг возросла более чем в 1,5 раза: с 37 % в 1991 г. до 59 % в 2015 г. Соответственно остальные виды деятельности сократили свой вклад в ВВП. И прежде всего сельское, лесное и рыбное хозяйства: с 30 % в 1991 г. до 5 % в 2015 г.
В результате тенденций, наблюдавшихся в стране после получения независимости, добывающий сектор экономики потеснил сельское хозяйство. Доля промышленности в добавочной стоимости увеличилась с 20 % в 1990 году до 33 % в 2010 году. Основную роль в этом сыграла отрасль недропользования, включая нефтегазовый сектор, на которую в 2010 году приходилось 20 % добавочной стоимости по сравнению с 8 % в 1998 году.
Основными факторами роста национальной экономики Казахстана в настоящее время остаются нефтегазовая, энергетическая и другие сырьевые отрасли. Страна добилась скромных успехов в диверсификации экономики, столкнувшись с многочисленными препятствиями. С 2011 года уровень занятости и производительности труда в обрабатывающей промышленности и сфере наукоемких услуг повысился, но все еще остается низким [2].
В будущем усилится воздействие географического положения страны и ключевых структурных факторов. Отсутствие выхода к морю обуславливает зависимость эффективности логистической сети от соседних государств. Однако экономический подъем, наблюдающийся в Китае с 1990 года, а также крупные региональные и трансконтинентальные проекты, такие как Евразийский таможенный союз и Новый шелковый путь, открывают новые возможности для развития Казахстана [2].
Для поддержания устойчивых и динамичных темпов экономического роста в перспективе необходимо отходить от жесткой привязки к динамике развития мировой экономики. Поэтому, в среднесрочном периоде устойчивость экономического развития будет заключаться в переориентации источников роста экономики на внутренние факторы спроса и предложения, повышение их роли в обеспечении роста, развитии несырьевых отраслей, ориентированных на внутренний спрос, и отраслей, обладающих конкурентоспособностью на мировом рынке.
Литература:
- Теняков И. М. Современный экономический рост: источники, факторы, качество: Монография. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2015. — 176 с.
- ОЭСР (2016), Комплексный страновой обзор Казахстана: Часть 1. Предварительная оценка, Пути Развития ОЭСР, Издательство ОЭСР, Париж: http://dx.doi.org/10.1787/9789264246768-en
- Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы.
- Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы.