Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом. Замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом. Разделяют виды парасигматизма: межзубный, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой (свистящие и шипящие звуки произносятся при положении корня языка к мягкому нёбу, которое опускается и образуется проход для выдыхаемого воздуха через нос — получается звук с гнусавым оттенком).
Чаще всего у детей дошкольного возраста встречается призубный сигматизм, при котором кончик язычка упирается в края верхних и нижних резцов (танки — санки, дайка — зайка, туба — шуба). На занятии по коррекции произношения используются игры по развитию фонематического слуха «Слушай и говори», «Песенка язычка», артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»:
Язычок — язычок покажись, не ленись,
Расслабляйся спинка кя-кя-кя,
Серединка тя-тя-тя,
Кончик пя-пя-пя.
А потом спокойно вниз, а зубами задержись.
Язык «чашечкой» сложи, так немного подержи.
В барабан язык играет: т-т-т,
Всех ребяток забавляет д-д-д.
Дети охотно выполняют дыхательную гимнастику, на выработку воздушной струи и речевого дыхания. «Подуй на цветок», «Подуй на бабочку» и упражнения со звуками «Кошка» ф_ф_ф, «Ветерок» в_в_в.
Для исправления губно-зубного сигматизма (при постановке звука с) предлагаем ребёнку медленно произносить звук т_т_т и язычок останется внизу для звука с.
Для восстановления звука ш (при замене на с садик — шадик, санки — шаки) проводится различение артикуляции (при звуке ш язычок вверху, а при с — внизу), игры «Тёплый ветерок» — Ш, «Холодный ветерок» — С.
При нарушении фонематического слуха дети допускают различные ошибки в произношении и получается вот так:
Cкороговорка «Сова»
Для развития фонематического слуха проводятся игры: «Назови правильное слово» (айбом, альбом, анбом), «Подбери слово похожее по звучанию» (пар — бар, каша — ветка, суп — дуб).
Для коррекции бокового сигматизма используются следующие упражнения:
- Упражнения для мышц лица, губ (песенка п-п-п, б-б-б);
- Упражнения для распластывание языка (блинчик пя-пя-пя);
- Упражнения для закрепления боковых краёв (ей-ей);
- Упражнение «Твёрдая атака» А, Э, У, И, АЭ, ЭА, АИ, АЭИ;
- Выработка воздушной струи посередине;
- Начинать произношение со слогами, словами со стечением согласных
(сты — хвосты. ста — стадо, сто — стойка, сту — ступа);
- Массаж:
а) лёгкая вибрация в подчелюстной зоне;
б) массаж мягкого нёба;
в) круговые движения под козелком по часовой и против часовой стрелки (5 раз).
Для автоматизации звуков и развития связной речи предлагается детям сказка «Капризная принцесса» (по известному произведению Г. Х. Андерсена), которую я переложила в стихотворную форму.
Сказка «Капризная принцесса».
Однажды в дождливый, хмурый день,
Принцесса вышла погулять,
И зонтик большой не забыла взять.
Дождик по крышам барабанил: па-па-па …
По трубам вода стекала ла-ла-ла …
Вода в лужи зеркальные превращалась,
Небо голубое в них отражалось.
Девушка шла и думала:
— Только бы не промокнуть.
— А потом, где же я буду сохнуть?
— Неприлично принцессе быть в сырости.
Попросила она небо:
— Небушко, будь в милости.
И вдруг вырос перед ней прекрасный дворец.
А во дворце жил красивый принц-молодец.
Но девушка об этом и не мечтала.
Она стояла у ворот,
И еле дышала!
Хозяева гостью вежливо принимают.
И в зал великолепный приглашают.
Бедняжка, промокла до нитки.
Но скоро ночь…
Нужно же ей помочь.
Королева: «Вот вам подушка и простое покрывало».
Не хочет девчонка простушкою быть,
А хочет привычной принцессою слыть.
Хозяева говорят:
— Проведем испытание:
На принцессу признание;
Король: «Вот вам пушистые перины
И горошинка под ними.
Принцесса: (проснувшись)
— Ой, как плохо я спала!
Видно, мне что-то мешало!
Горошинка:
— Незаметна и мала,
А любовь и жизнь спасла!
Принц с принцессой поженились,
У них дети появились.
Живут они в наших сердцах и сейчас,
И счастьем своим радуют нас.
Конец
Рис. 1. Горошина в музее
Литература:
- Филичева Т. Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов пед.институтов. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
- Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.