Формирование конституционного правосознания у учащихся старших классов на уроках обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 484 раза

Библиографическое описание:

Бережнев, А. А. Формирование конституционного правосознания у учащихся старших классов на уроках обществознания / А. А. Бережнев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43377/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья раскрывает необходимость изучения конституционного права и формирования конституционного правосознания у учащихся старших классов.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что конституционное право является одной из ключевых отраслей российской правовой системы, занимающим среди них особое место, ввиду его определения базисных положений для других отраслевых юридических дисциплин.

В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. И основным школьным предметом посредством которого закладываются основы правосознания и как следствие, ознакомление с основными положениями Конституции РФ, основами государственного строя, национально-государственного устройства, принципами формирования государственных органов власти и органов местного самоуправления и др. является обществознание.

Кроме того, на мой взгляд, к одной из причин ознакомления учащихся с основами конституционного права можно отнести то, что учащимся в будущем предстоит решать жизненно важные гражданские, трудовые, семейные и иные вопросы. А часть из них непосредственно будут участвовать в работе по формированию основ правового государства, укреплению законности и правопорядка; выступать участниками гражданско-правовых, административных и иных правоотношений. Реализация ими на практике своих прав и возможностей, профессиональных знаний будет в значительной мере определяться уровнем их правовой подготовленности.

Поэтому пробуждение интереса к формированию у учащихся основ правовой культуры, представлений и установок, основанных на правовых ценностях, способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений; принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализации гражданской позиции является приоритетно задачей учителя обществознания.

Согласно содержанию учебников, «Обществознание» в ред. Л. Н. Боголюбова для 9 [2] и 10 кл. [3] (базовый уровень), по которым проведен анализ, вопросам конституционного права посвящены следующие главы.

Ознакомление учащихся с вопросами конституционного права происходит во 2 (второй) главе рассматриваемого учебника. Учащиеся начинают с изучения роли права в жизни человека, общества и государства. Также в этой главе дается материал о субъектах права, правонарушении и юридической ответственности. Расширение правовых знаний учащихся происходит за счет изучения прав и свобод человека и гражданина, также гражданских, семейных, административных и уголовно-правовых правоотношений.

И именно в этой главе учащиеся знакомятся с основным законом страны — Конституцией Российской Федерации, дается общее представление об основах конституционного строя своей страны, учитель знакомит с содержанием Конституции, с историей ее принятия, кроме того, учащиеся знакомятся с основными правами, законными интересами, обязанностями, закрепленными в Конституции. Содержание Конституции РФ является сложным для восприятия обучающимися, поэтому тщательное и глубокое изучение этого документа, конечно, потребует немало времени. Но с отдельными положениями граждан нашей страны нужно обязательно знакомить уже в школе. Так как, с уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни и прежде всего знание основ Конституции нужно нам, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т. е. ощущать себя ее гражданином с определёнными правами и обязанностями.

Учебник по обществознанию для 10 классов заканчивается главой «Правовое регулирование общественных отношений», закрепляются ознакомительные вопросы по конституционному праву изученные ранее.

Но основной задачей учителя на данном этапе является сформирование конституционного правосознания у учащихся посредством изучения следующих тем: источники права, понятие о правонарушениях, гражданин Российской Федерации; кроме того, происходит ознакомление с основными процессуальными дисциплинами такие как гражданское, семейное, экологическое, конституционное. На заключительных уроках учащиеся проходят изучение вопросов прав человека на международном уровне и правовых основ антитеррористической политики РФ как одной из глобальных задач страны в настоящее время.

Таким образом, формирование конституционного правосознания у учащихся старших классов на уроках обществознания выражается в следующем:

‒ в повышении общей правовой культуры и правосознания обучающихся;

‒ в развитии навыков ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;

‒ в способствовании формирования активной жизненной позиции, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации;

‒ в формировании понимание сущности таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, достоинства и равноправия людей, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

Так, изучение вопросов конституционного права позволит каждому ученику осознать себя гражданином российского общества, уважающим историю своей родины и ответственным за нее.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 9 класс. учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2014.- 208 с.
  3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2014.- 350 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конституционное правосознание, глава, гражданин, Российская Федерация, учащийся, учащийся старший классов.


Похожие статьи

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Современное состояние проблемы формирования правовых знаний у учащихся старших классов в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания путем взаимодействия образовательного учреждения и системы дополнительного образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания как основа успешной социализации в обществе

Работа с нормативно-правовыми актами как средство формирования правосознания студентов

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются способы формирования коммуникативной компетенции у школьников на уроках русского языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

Похожие статьи

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования

Современное состояние проблемы формирования правовых знаний у учащихся старших классов в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания путем взаимодействия образовательного учреждения и системы дополнительного образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания как основа успешной социализации в обществе

Работа с нормативно-правовыми актами как средство формирования правосознания студентов

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются способы формирования коммуникативной компетенции у школьников на уроках русского языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

Задать вопрос