Проблемы взаимодействия исполнительных органов государственной власти с территориальными саморегулируемыми организациями в сфере ЖКХ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 1133 раза

Библиографическое описание:

Гендель, С. Л. Проблемы взаимодействия исполнительных органов государственной власти с территориальными саморегулируемыми организациями в сфере ЖКХ / С. Л. Гендель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43385/ (дата обращения: 19.12.2024).



В философском словаре термин «взаимодействие» значится как процесс взаимного влияния объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого, наиболее общую, универсальную форму движения, развития [4].

Взаимодействие исполнительных органов государственной власти с территориальными саморегулируемыми организациями в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) возможно [5, с. 46]:

− при регистрации саморегулируемой компании;

− в случае отбора исполнительными органами государственной власти саморегулируемой организации;

− при финансировании муниципальными властями работы саморегулируемых организаций;

− когда есть контроль со стороны исполнительных органов государственной власти за работой саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ.

Исполнительные органы государственной власти по ст. 165 Жилищного кодекса РФ должны формировать условия для управления многоквартирными домами. В этой статье прописано право исполнительных органов государственной власти выделять средства из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов. Вместе с тем это право реализуется отдельно от обязанности муниципалитета как собственника жилищного фонда финансировать свою часть затрат на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Контроль со стороны исполнительных органов государственной власти за работой саморегулируемых компаний, которые управляют многоквартирными домами, — это еще одна из форм взаимодействия указанных субъектов.

Вместе с этим данный контроль может идти по нескольким направлениям. Прежде всего, контроль за саморегулируемыми организациями, если исполнительные органы власти выступают учредителем или участником такой организации. Во вторую очередь, муниципальный контроль как собственника муниципального жилищного фонда. Особо можно назвать контроль, осуществляемый по отношению к любой управляющей компании, невзирая на то, принимают ли участие в ее уставном капитале исполнительные органы государственной власти или нет.

Приоритетные направления взаимодействия исполнительных органов государственной власти стерриториальными саморегулируемыми организациями всфере ЖКХ.

Чтобы получить качественную работу компаний в сфере ЖКХ и избежать проблемы взаимодействия, необходимо реализовывать приоритетные направления общения органов государственной власти с саморегулируемыми организациями. Эти такие шаги как [6]:

− утверждение законодательных, административных и иных мер, которые направлены на привлечение государственных служащих, а также компаний, которые входят в саморегулируемые организации, к более активному участию в разработке мер, которые помогут совершенствовать общение власти с саморегулируемыми организациями;

− развитие механизмов общественного контроля за работой органов государственной власти;

− повысить уровень открытости доступа граждан к информации касательно работы органов государственной власти и саморегулируемых организаций;

− улучшение порядка прохождения государственной экспертизы;

− повышение контроля касательно решения вопросов, с которыми обращаются граждане и саморегулируемые организации касательно жилищно-коммунального хозяйства;

− совершенствование и конкретизация полномочий исполнительных органов государственной власти, что отражается в административных и должностных регламентах.

Основные формы иметоды взаимодействия исполнительных органов государственной власти стерриториальными саморегулируемыми организациями всфере ЖКХ иих проблемы.

Помимо значимости работы саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ надо сказать, что ЖКХ выступает одним из самых важных и наиболее трудных направлений в работы исполнительных органов государственной власти — они обязаны заниматься вопросами жилищно-коммунального хозяйства. Это положение прописано и в муниципальном законодательстве.

Одной из проблем взаимодействия выступает плохая правовая разработанность сферы жилищно-коммунального хозяйства с точки зрения, как жилищного, так и муниципального права. В большинстве своем, научные исследования проводятся в таких отраслях науки, как экономика, финансы, государственное и муниципальное управление, гражданское право, административное право. Но основной объем жилищно-коммунального хозяйства в территориальных образованиях находится в ведении исполнительных органов государственной власти, и вследствие этого повышается актуальность вопроса надлежащего регулирования нормами как жилищного, так и муниципального права деятельности саморегулируемых организаций и исполнительных органов государственной власти в сфере ЖКХ.

В частности, компетенция органов местного самоуправления в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что носит более общий, универсальный характер, и в ЖК РФ, выступая специальным, закрепляется с противоречиями. В равной степени это относится к работе саморегулируемых организаций — в данном случае муниципалитет является и прямым участником жилищно-коммунального рынка, и организатором данного жилищно-коммунального рынка. Подобное совмещение спорно. Необходимо рассмотреть вопрос касательно соотношений полномочий исполнительных органов государственной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и, в первую очередь, касательно вопросов установления (регулирования) тарифов на услуги комплекса ЖКХ. Данный аспект также серьезно влияет на работу саморегулируемых организаций в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Анализ дал возможность сделать вывод, что сегодня проблема взаимодействия исполнительных органов государственной власти с территориальными саморегулируемыми организациями — осложнена реализация нормы ст. 165 Жилищного кодекса РФ, что предусматривает проведение проверки данных органов саморегулируемых организаций.

Отсутствие баланса, несовершенство, противоречивость и низкая эффективность действующего законодательства в результате вызовет крушение экономической основы сферы ЖКХ. Беря во внимание высокую значимость, актуальность и масштаб темы необходимо предпринять меры для совершенствования данной сферы.

Выход из сложившейся ситуации.

Я вижу решение проблем в следующем.

Необходимо реализовать такие шаги:

− создать систему обеспечения участия саморегулируемых организаций в техническом регулировании в сфере ЖКХ;

− разработать Систему стандартизации управляющих компаний и саморегулируемых организаций;

− создать оценку соответствия в сфере ЖКХ — Систему добровольной оценки соответствия саморегулируемых организаций;

− разработать систему обучения специалистов саморегулируемых организаций;

− создать сеть ресурсных центров по подготовке квалифицированных рабочих кадров;

− начать работу для выявления и последующего уменьшения административных барьеров в сфере жилищного строительства.

Также предлагается внести поправки в Федеральный закон от 07.06.2013 № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций». Внести поправки в законопроект № 126184–5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Разработка Системы стандартизации даст возможность саморегулируемым организациях принимать прямое участие в реализации и улучшении системы технического регулирования в жилищно-коммунальной сфере на федеральном и межгосударственном уровнях посредством взаимодействия с исполнительными органами государственной власти.

Система технического регулирования в жилищно-коммунальной сфере подразумевает в качестве обязательных требований обеспечение энергосбережения и рост энергетической эффективности. Предлагается разработать соответствующую программу разработки нормативно-технических документов, а потом, после ее утверждения Минрегионом России, реализовать разработку четырех первоочередных сводов правил, которые реализуют комплексный подход в росте энергоэффективности зданий и сооружений, аналогичный европейским принципам и подходам.

Необходимо разработать и согласовать с органами исполнительной власти исчерпывающий Сводный список административных процедур в строительстве. Разработать законопроект, который вносил бы правки в Жилищный кодекс Российской Федерации. Тем самым будет пресечено возникновение административных процедур в ЖКХ на региональном и муниципальном уровнях.

Необходимо проработать и разработать методологические документы:

− типовые требования к страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций в жилищно-коммунальной сфере;

− методические рекомендации по личному страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ;

− типовой договор индивидуального страхования гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций в рассматриваемой сфере;

− методические рекомендации в рамках коллективного страхования гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций сферы ЖКХ;

− типовой договор коллективного страхования гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Надо реализовать принцип любого вмешательства в работу участников СРО лишь через СРО и регламентировать реализацию всех внеплановых, внеочередных проверок и запросов лишь в экстренных случаях. Необходимо заранее уведомлять саморегулируемую организацию о члене СРО, по отношению которого будет проводиться проверка, о дате и времени проведения проверки, о возможности обеспечить явку представителя саморегулируемой организации для участия в данной проверке.

Предлагается внести правки в статью 166 п.1 ЖК РФ: считаем, будет оптимально, если СРО будет регулировать работу по управлению и эксплуатацией жилищным фондом, потому что именно реализация работ/услуг во время эксплуатации, оказывает существенное влияние на безопасное проживание, а ведь именно руководство управляющих компаний несет за это всю ответственность, включая уголовную. Предлагается так сформулировать названный выше пункт: «Работа по управлению и эксплуатации многоквартирными домами по договорам управления и эксплуатацией многоквартирными домами может вестись управляющей компанией, которая выступает членом саморегулируемой организации в сфере управления и эксплуатации многоквартирными домами».

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
  4. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. М., 1975. С. 59.
  5. Эффективное управление жилым домом: практическое руководство / Под общ. ред. В. Н. Субботина. — М.: Эксмо, 2016. — 450 с.
  6. Шайдулина Е. М. О некоторых формах взаимодействия органов местного самоуправления и управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Журнал Сибирский юридический вестник scholar. Выпуск № 2 / 2012.
  7. Национальное объединение СРО в сфере ЖКХ — все только начинается. Декабрь, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера ЖКХ, орган, гражданская ответственность членов, Российская Федерация, саморегулируемая организация, жилищно-коммунальная сфера, проблема взаимодействия, техническое регулирование.


Похожие статьи

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

Взаимодействие органов муниципальной системы управления с некоммерческими организациями на примере Курской области

Актуальные проблемы прокурорского надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирными домами

Особенности правового регулирования саморегулируемых организаций строителей

Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики

О прокурорском надзоре за исполнением законодательства в сфере здравоохранения: вопросы теории и практики

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов власти в сфере миграции

Проблемные аспекты внедрения системы управленческого учета затрат на предприятиях строительной отрасли

Инновации в сфере кадрового обеспечения органов муниципальной власти: правовые аспекты

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Похожие статьи

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

Взаимодействие органов муниципальной системы управления с некоммерческими организациями на примере Курской области

Актуальные проблемы прокурорского надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирными домами

Особенности правового регулирования саморегулируемых организаций строителей

Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики

О прокурорском надзоре за исполнением законодательства в сфере здравоохранения: вопросы теории и практики

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов власти в сфере миграции

Проблемные аспекты внедрения системы управленческого учета затрат на предприятиях строительной отрасли

Инновации в сфере кадрового обеспечения органов муниципальной власти: правовые аспекты

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Задать вопрос