Синхронное плавание — активно развивающийся вид спорта. Благодаря своей зрелищности, красочности и спортивности он культивируется во многих странах мира и включен в программу Олимпийских игр. Постоянный приток новичков в секцию синхронного плавания убеждает, что этот вид спорта отвечает стремлению девочек и девушек к физическому совершенствованию и гармоничному развитию. Как водный вид спорта, синхронное плавание прививает ряд жизненно важных навыков. Овладевая техникой синхронного плавания, занимающиеся получают разностороннюю спортивную подготовку, а также обучаются элементам хореографии, художественной гимнастики, акробатики, ритмики. Все это способствует развитию двигательной и общей эстетической культуры.
Многие специалисты в области синхронного плавания считают, что двигательный запас, который приобретается на начальном этапе подготовки, является базой для дальнейшего освоения большего арсенала движений в таком сложно-координационном виде спорта, как синхронное плавание. Как показала практика, чем ниже возраст начала занятий, тем методически грамотней можно построить учебно-тренировочный процесс, опираясь на основные принципы дидактики. По нашему мнению, такая подготовка должна включать следующие моменты:
1) умение держаться на воде;
2) умение плавать;
3) освоение элементов синхронного плавания, доступных для этого возраста;
4) развитие двигательно-координационных способностей.
Параллельное обучение спортивным способам плавания и основным гребкам может способствовать, с одной стороны, качественному освоению навыков спортивного плавания, с другой — сокращению времени начального обучения синхронному плаванию с одновременным повышением качества движений.
Плавание помогает развивать координацию и ритмичность движений, необходимых для овладения основных движений. Многолетний опыт практической работы с детьми дошкольного возраста свидетельствует о том, что возможности здорового детского организма соответствуют связям между уровнем физического развития, физической подготовленности и двигательной активностью детей.
Начиная с 20-х годов XX столетия и по настоящее время для обучения детей плаванию используются различные методические подходы, предполагающие разную продолжительность курсов обучения и разные способы плавания: облегченные и неспортивные. Однако традиционно для начального обучения широко используется параллельно-последовательное освоение двух сходных по структуре способов плавания: кролем на груди и кролем на спине.
В основе формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста лежит выработка прочного условного рефлекса принятия горизонтального положения в скольжении с дальнейшим согласованием движений и дыхания, причем изучать элементы техники плавания необходимо параллельно с использованием упражнений, совмещающих движения с дыханием. Правильное выполнение опорного гребка позволяет научить ребенка чувствовать опору о воду, что в дальнейшем способствует более быстрому освоению гребковых плавательных движений.
Основным условием доступного обучения элементам синхронного плавания является соответствие средств, методов, приемов, организации занятий возрастным особенностям и уровню физической и плавательной подготовленности детей.
К специфическим особенностям в методике обучения элементам синхронного плавания следует отнести требование постепенного перехода от выполнения элемента на суше к выполнению движения, стоя на дне бассейна, затем — к безопорному положению.
В процессе занятий синхронным плаванием ставятся и решаются оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи.
Основные задачи начального периода обучения:
1) формирование у детей интереса к занятиям спортом;
2) воспитание положительного отношения к плаванию в целом;
3) укрепление здоровья, гармоническое физическое развитие занимающегося;
4) развитие физических качеств, технической и плавательной подготовленности.
При обучении синхронному плаванию, где основной трудностью является адаптация к непривычной среде и горизонтальной рабочей позе, необходимо учитывать уже имеющийся навык по обучению детей плаванию.
Основа прочного обучения элементам синхронного плавания — многократное повторение упражнения. Однако однообразное повторение быстро надоедает и утомляет, поэтому необходимо варьировать занятия и упражнения. Менять упражнения надо довольно рано, особенно на первых порах обучения. Нужно чаще включать игровые моменты, музыку, широко использовать спортивный инвентарь. Наряду с варьированием заданий необходимо постоянное увеличение нагрузок от занятия к занятию — повышение сложности физической нагрузки, длительности ее воздействия. Путем многократных повторений достигается не только совершенствование техники плавания, но и повышение функциональных возможностей физической и психологической стабильности.
Обучение элементам синхронного плавания предусматривает последовательность обучения каждому элементу, подводящему к целостному выполнению упражнения. Сначала изучение отдельных элементов, а затем только комплексов с элементами синхронного плавания.
Разучивание упражнения по частям облегчает освоение в целом, позволяет избежать ошибок, что сокращает время и повышает качество обучения. Освоение многообразных элементов увеличивает двигательный опыт и развивает мелкую моторику у детей. Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха.
Занятия плаванием с элементами синхронного плавания вырабатывают качества, необходимые для успешного обучения в школе: трудолюбие, сосредоточенность, силу воли. Как особый вид спортивной деятельности, синхронное плавание вводит детей в мир новых знаний, овладения новыми навыками в плавании.
Однако поддерживающий гребок (плоский) уже можно изучать и осваивать даже не умея плавать, достаточно научиться только лежать на спине. Обучение при этом должно проводиться в мелком бассейне, где ученик в любой момент может встать на дно. Освоив этот гребок синхронного плавания, можно переходить к изучению продвигающих гребков и с их помощью выполнять проплывания на спине, а потом и на груди. При этом изучение и освоение техники гребков синхронного плавания можно совместить по срокам с обучением спортивным способам плавания.
Известно, что эффективность гребка в спортивном плавании во многом определяется динамическим взаимодействием движителя со встречными потоками воды. Наибольшую силу тяги создают движения ногами и руками. В движениях руками, в свою очередь, две трети величины создаваемой при этом силы тяги приходится на рабочую поверхность кисти, которая является, по сути, основным движителем. Её положение в потоке должно быть строго ориентировано, при этом возникают совершенно особые ощущения. Не случайно пловцы говорят: «Надо почувствовать воду». Это значит — «почувствовать опору». Сориентировать кисть во время гребка в оптимальное положение по отношению к встречному потоку — сложнейший двигательный навык, которым пловец обязательно должен овладеть. Следовательно, освоение гребков синхронного плавания будет способствовать формированию этого навыка.
По программе обучения синхронному плаванию сначала идёт освоение основных способов спортивного плавания в первом полугодии (23 недели) и только потом изучают технику синхронного плавания, которая включает обучение технике основных гребков (плоского, стандартного, обратного), основным позициям синхронного плавания: на спине, на груди, на боку, группировка, плотная группировка, согнувшись, согнув колено на груди, на спине. Передвижение на спине: стандартный гребок, обратный гребок, пропеллер, обратный пропеллер. Передвижение на груди: обратный гребок, пропеллер, каноэ. Модификации спортивных способов плавания: плавание кролем на ногах (положение глиссера), плавание кролем с поднятой головой, плавание на груди и на спине с попеременным чередованием гребков. Обучение простейшим фигурам синхронного плавания, соответствующим требованиям юношеского разряда: группировка, вращение в группировке, «волна», «марлин», «щука», оборот назад в группировке, оборот вперед в группировке, оборот назад согнувшись. Ознакомление с опорным гребком. Обучение опорному гребку в горизонтальных и вертикальных плоскостях (на месте и в движении).
Для сохранения вертикального положения тела в воде (головой вверх) и перемещений в этом положении используются гребковые движения ногами — «экбитэ» (модификация брассовых движений ногами).
В спортивно-оздоровительных группах начального обучения синхронному плаванию доступны следующие элементы синхронного плавания:
а. гребки: плоский, стандартный, обратный, «пропеллер», «каноэ», «дельфин», «омар»;
б. позиции: «на спине», «на боку», «на груди», «с ногой, согнутой в колене» только с опорой;
в. гребковые движения ногами: «экбитэ» в движении вперёд и назад;
г. простейшие фигуры синхронного плавания: «вращение в группировке», «оборот назад в группировке».
Основная задача начального обучения — научить детей держаться на поверхности воды в различных положениях при помощи опорных гребков синхронного плавания, параллельно обучая спортивным способам плавания. С первого занятия в процесс обучения включаются упражнения на создание опоры как один из компонентов группы упражнений по освоению с водой (на 1–5 занятиях); как вспомогательное упражнение при обучении работе руками в способах кроль на груди и на спине (12 -24 занятия); а также обучить передвижениям в различных положениях при помощи работы руками и ногами, в горизонтальной позиции на спине; работе ногами и руками в спортивных способах плавания с использованием упражнений на месте, с поддерживающими и вспомогательными средствами и в движении. И обучить общему согласованию движений в способах плавания кролем на груди, кролем на спине, гребкам синхронного плавания. Детям предлагаются упражнения на месте, в продвижении при работе одними руками, выполняя гребки (стандартный, обратный, пропеллер).
С целью повышения эффективности освоения учебного материала с первых занятий предлагается:
1) ознакомить детей с терминологией, применяемой в ходе обучения;
2) выполнить упражнения по описанию; с различной ритмической структурой; с различной амплитудой; с чередованием двигательных установок («больше темп», «больше амплитуду гребка» и другие); с использованием различных вспомогательных средств (лопаток, плавательных досок).
В группах, где вышеперечисленные упражнения не используются, девочки обучаются вначале только спортивным способам, без элементов синхронного плавания. Занятия в группах проводятся по методике, рекомендованной для детских юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва.
Применение упражнений на освоение опорных гребков, позиций и передвижений на груди (стандартный гребок, обратный, пропеллер), способствует более успешному освоению техники спортивных способов плавания, особенно способу кроль на спине. При этом процесс обучения синхронному плаванию идет быстрее.
Выводы:
- Параллельное использование различных элементов синхронного плавания и традиционных средств обучения спортивному плаванию способствует лучшему освоению техники. Наличие достоверных взаимосвязей (r=0,76–0,86) между показателями техники спортивного и синхронного плавания свидетельствует о положительном переносе двигательного навыка.
- Методика начальной технической подготовки на основе параллельного освоения элементов спортивного и синхронного плавания с использованием соответствующих двигательных установок обеспечивает качественное освоение техники синхронного и спортивного плавания, сокращение на 50 % сроков обучения элементам синхронного плавания.
Практические рекомендации:
В процессе обучения технике гребков синхронного плавания необходимо:
- Начинать обучение гребкам и позициям одновременно с обучением спортивным способам плавания.
- В группу упражнений по освоению с водой рекомендуется включать упражнения, направленные на обучение опорному гребку:
а. подводящие и имитационные упражнения для ознакомления с техникой опорного гребка;
б. поочередное выполнение гребка правой и левой руками;
в. выполнение опорного гребка в различных положениях (вертикальной и горизонтальной группировке, в горизонтали на груди и на спине);
г. выполнение передвижений с помощью опорных гребков.
- В плане совершенствования навыка удержания с помощью опорных гребков рекомендуется:
а. варьировать технику гребков (по амплитуде, темпу);
б. выполнять простые переходы при помощи опорного гребка (из позиции группировки в положение «на спине» и другие);
в. выполнять повороты в группировке на 180 и 360°, кувырки.
- При обучении спортивным способам плавания наряду с общепринятыми упражнениями целесообразно выполнять:
а. опорный гребок в средней части гребка в способе кроль на груди;
б. опорный гребок в сочетании с работой ног в способе кроль на спине;
в. упражнение «каноэ» в сочетании с работой ног в способе кроль на груди.
- Для поддержания эмоционального фона чаще применять игровую форму проведения занятий; после освоения ряда позиций составлять плоскостные связки.
- При формулировке заданий необходимо выделять основной элемент техники, опорные точки, ритмическую структуру двигательного действия. Для этого можно использовать счет, хлопки, команды, ритмичную музыку и так далее.
Литература:
1. 3вягинцева Т. М. Биомеханические основы техники гребковых движений в синхронном плавании. — Краснодар, 1994. — 63 с.
2. Максимова М. Н. Взаимосвязь музыки и движения в произвольных композициях синхронного плавания // Олимпийский бюллетень РГАФК, ЦОА. — М., 1997 — С. 113–118.
3. Максимова М. Н. Методика первоначального обучения синхронному плаванию //Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК. — М., 1989. — 43 с.
4. Осокина Т. И., Тимофеева Т. А., Богина Т. Л. Обучение детей плаванию в детских садах. — М.: Просвещение, 1992. — 159 с.
5. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва // А. А. Кашкин, О. И. Попов, В. В. Смирнов. — М.: Советский спорт, 2008. — 216 с.
6. Протченко Т. А., Семенов Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. — М., 2003. — 80 с.
7. Синхронное плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. // Максимова М. Н. — М.: Советский спорт, 2007. — 216 с.