Современное общество требует новых подходов к подготовке будущих специалистов, а значит и система образования должна учитывать потребности общества и осуществлять изменение методов обучения, которые используются в высшем учебном заведении. И не зря на сегодняшний день во главу угла выходит компетентсный подход, который получил распространение в результате поиска новых путей по модернизации российского образования.
Обратимся к терминологии. Так, Ожегов С. И. формулирует понятие компетенции, как круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен. Применительно к образованию, Савчик Е. А. определяет термин компетентность, как качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. Согласно А. В. Хуторскому [6, с61] компетентностный подход –это подход, который меняет взгляд на результат образования, а именно, результатом образования становится не совокупность полученных знаний, а умение человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход в образовании — это совокупность основных принципов, направленных на определение цели образования, организации образовательного процесса и оценки результата. Следовательно, можно утверждать, что цель образования состоит в том, чтобы развить у будущих специалистов способности к самостоятельному получению новых знаний на протяжении всей профессиональной жизни. В рамках компетентностного подхода, актуальной проблемой высшего образования становится обучение студентов способам самостоятельной исследовательской работы. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности студентов.
Актуальность обучения студентов навыками к исследовательской деятельности основана и на «модели российского образования — 2020» где одной из приоритетных задач профессионального образования является вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, что позволит вырастить новое поколение исследователей, «ориентированных на потребности инновационной экономики знаний».
Анализ педагогической литературы позволяет нам утверждать, что понятие исследовательской компетентности открыто, но применительно к первой ступени высшего образования можно дать следующее определение. Это личностное качество, которое формируется в процессе научно-исследовательской деятельности, выражается во владении специальными знаниями, умениями и навыками, применяемых в творческой деятельности. [1, с16] Таким образом, исследовательская компетенция предполагает сочетание фундаментальных знаний и готовность их применять на практике, т. е. фундаментализацию и прикладную практическую направленность образования.
С. И. Осипова обращает внимание на преобразовательный характер исследовательской компетентности и представляет ее в качестве интегрального личностного качества, выражающегося в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на имеющихся знаниях, умениях, навыках и способах деятельности
Мы предлагаем для формирования исследовательской компетенции использовать средства информационных технологий.
Мы считаем, что исследовательская компетенция студентов медицинского вуза должна предполагать умение студента сформулировать задачу, а для этого проанализировать информацию по интересующему вопросу, активную деятельность студентов, обеспечивающую приобретение необходимых умений, которая завершается самостоятельным решением проблемы.
За период обучения в медицинском вузе каждый студент самостоятельно выполняет ряд различных работ: доклады, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Все эти виды работ помогают студентам: овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации. Но, к сожалению, такие формы работ лишь накапливают знания, умения и навыки, а исследовательская компетенция может быть сформирована лишь тогда, когда будут сформированы способности к исследовательской работе. Исследовательская компетенция включает в себя: исследовательские способности которые в учебной деятельности формируются на основе личностных качеств, таких как саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль и самооценка. А эти качества в свою очередь, формируются только в процессе активной исследовательской деятельности.
Активная деятельность студента, как будущего врача начинается только на старших курсах, когда студенты уже имеют необходимые теоретические знания. Но начинать осваивать некоторые методы научно-исследовательской деятельности, можно и на первой ступени высшего образования. Так на кафедре биофизики и математики используется процесс моделирования, в частности физическое, математическое и информационное.
Приведем несколько обоснований применения моделирования в медицине.
‒ в некоторых случаях только моделирование, основанное на реальных данных, может быть запущено на сколь угодно длительное время, и позволяет предсказать перспективы развития заболевания, влияние того или иного метода лечения, предугадать побочные эффекты и последствия заболевания, которые проявятся только в будущем;
‒ моделирование позволяет косвенно рассчитать влияние препарата на такие физиологические параметры, которые трудно или невозможно измерить напрямую.
Физическое моделирование в медицине чаще всего представляет словесное описание объектов и процессов (например, заболеваний). Модели в медицине применяются для исследования на лабораторных животных заболеваний или состояний, встречающихся у человека. В таком эксперименте исследуются причины возникновения заболевания, сравниваются различные формы и характеристики заболеваний.
Математические модели используются для расчета клинически значимых показателей при обработке статистических данных, для описания физических параметров заболеваний. Примером математических моделей, известных в медицине, является модель возбуждения нервного волокна А.Ходжкина и А.Хаксли, модель сердечной деятельности Ван дер Пола и Ван дер Марка, модель кровообращения Ф. Гродинза.
Но с перечисленными выше моделями очень сложно работать экспериментально, особенно на первой ступени обучения в медицинском вузе. Поэтому мы предлагаем воспользоваться упрощенными моделями медико-биологических процессов. Так при изучении медицинской и биологической физики путем измерения артериального давления методом Короткова в разных условиях студенты могут моделировать основные закономерности системы кровообращения. При этом выявляются основные закономерности формирования артериального давления, основные причины изменения артериального давления, такие как физическая и психологическая нагрузка, изменяющиеся внешние условия.
Акустические возможности слухового аппарата человека можно смоделировать при снятии кривой порога слышимости. Данная модель позволяет сравнить слуховое восприятие разных студентов в одинаковых условиях и одного студента при различных внешних воздействиях, например, после прослушивания громких звуков, превышающих громкость человеческого голоса.
Студентам фармацевтического факультета можно предложить получить модель процесса растворения лекарственных веществ, на которой можно выявить основные закономерности растворения лекарственных веществ от физико-химических свойств растворителя. При изучении медицинской информатики моделируются различные процессы, связанные с обработкой большого количества статистических данных, например, процесс эпидемии заболевания, в котором рассчитываются эпидемиологические параметры.
Литература:
- Лобова Г. Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. — М., 2000
- Богословский В. И. Информационные потребности студентов педагогического вуза и учителей в контексте профессиональной (информационной) культуры и компетентности // Наука и школа. — 1999. — № 6. — C.35–40.
- Комарова Ю. А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Выпуск 11 (68). — СПб, 2008, сентябрь. — С. 69–77.
- Константинов В. А. Методика формирования исследовательской компетентности студентов в условиях университетского ботанического сада Автореф. дис. канд.пед.наук Астрахань, 2000.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность/А. Н. Леонтьев//М.: Политиздат,1977. 304 с.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 5. — С. 55–61.