Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: достижение метапредметных результатов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 17.05.2017

Статья просмотрена: 582 раза

Библиографическое описание:

Сипягин, В. А. Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: достижение метапредметных результатов / В. А. Сипягин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 334-337. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43401/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье поднимается вопрос о метапредметных результатах обучения на уровне среднего (полного) общего образования. Автором рассматривается ЕГЭ как форма итогового стандартизированного контроля и достижение в его рамках метапредметных результатов. Автором высказывается предположение, что данная группа результатов обучения должна достигаться в рамках специально организованного процесса подготовки к Государственной итоговой аттестации. Приводятся универсальные учебные действия, достижение которых возможно в рамках подготовки к ЕГЭ.

Ключевые слова: стандартизированный контроль, метапредметные результаты, УУД, целеполагание, планирование, рефлексия

В современной российской образовательной среде вопросу о Едином Государственном Экзамене (далее — ЕГЭ) уделяется особое внимание. Причины этого внимания можно проследить как в повышенном интересе к формату проведения экзамена, так и в соблюдении требований, предъявляемых к экзамену современным обществом.

ЕГЭ представляет собой форму итогового стандартизированного контроля. Т. М. Балыхина рассматривает стандартизированный контроль как контролирующую деятельность, организуемую комплексно и целенаправленно на основе заранее апробированных и сертифицированных средств контроля (тестов) [3, с.13]. Именно проведение ЕГЭ в формате тестирования вызывает оживлённые споры. Достоинства и недостатки тестирования приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Достоинства инедостатки тестирования

Достоинства

Недостатки

  • ответы однозначны;
  • тестирование наиболее объективно;
  • результаты поддаются автоматизированной обработке.
  • обучение строится вокруг «натаскивания» на тесты;
  • не все элементы содержания обучения поддаются измерению с помощью тестов;
  • отсутствие индивидуальной направленности;
  • присутствие заданий закрытой формы допускает возможность угадать правильный ответ.

Несмотря на ряд недостатков, ЕГЭ остаётся эффективным средством итогового контроля, а меры по его усовершенствованию позволяют надеяться на устранение некоторых недостатков.

Очевидно, что ЕГЭ направлено на проверку предметных результатов обучения. Однако ФГОС нового поколения наряду с предметными результатами требует достижение ещё личностных и метапредметных результатов обучения [7], [8], [9]. Возникает закономерный вопрос — что представляют собой эти результаты и в какой степени подготовка к ЕГЭ способствует их достижению.

Проблема достижения метапредметных результатов закономерно находится в поле зрения современных исследователей. Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования [9, с.4] у выпускников должны быть сформированы следующие метапредметные результаты:

‒ освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (далее — УУД);

‒ способность использования данных понятий и УУД в познавательной и социальной практике;

‒ самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

‒ способность к построению индивидуальной образовательной траектории;

‒ владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Во ФГОС основного общего образования даётся следующее определение метапредметных результатов обучения: «метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия» [8, с.17].

Наиболее изученным на данный момент является такая составляющая метапредметных результатов, как УУД. Данная проблема нашла отражение в трудах Г. В. Бурменского, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, С. В. Молчанова, Н. Г. Салминой.

Наиболее полно УУД рассмотрены в работах А. Г. Асмолова. Он приводит следующее определение УУД: в широком смысле — «умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1, с.27]. В более узком смысле УУД определяются как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [1, с.27].

При классификации УУД большинство исследователей также ссылаются на А. Г. Асмолова. Разработанная им классификация [2, с.105] представлена на Рисунке 1.

Рис. 1. Классификация УУД

Если посмотреть на ЕГЭ с точки зрения представленности в нём метапредметных результатов, то можно отметить, чтоосвоение данных результатов обучения подразумевается форматом экзамена (в ЕГЭ по ряду предметов требуются умения рефлексии, смыслового чтения, наличие коммуникативных, регулятивных и логических познавательных УУД), но данный вид результатов обучения проверяется только косвенно.

С другой стороны, ЕГЭ изначально позиционируется как экзамен, проверяющий предметные результаты обучения. Это подтверждает анализ Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку, на основании которого составляются тесты формата ЕГЭ [6].

Становится актуальной проблема того, какие меры могут быть предприняты для достижения метапредметных результатов.

Поскольку метапредметные результаты обучения неразрывно связаны с предметными результатами и достигаются на их основе, представляется возможным выдвинуть следующую идею — процесс подготовки к ЕГЭ может и должен рассматриваться как часть учебно-воспитательного процесса, в рамках которой возможно достижение метапредметных результатов обучения.

Обучение в старших классах характеризуется, прежде всего, активным внедрением в учебный процесс подготовки к сдаче ЕГЭ. Исходя из этого, достижение метапредметных результатов обучения на этапе среднего (полного) общего образования должно происходить, в том числе, и в рамках подготовки к прохождению итогового стандартизированного контроля.

Изучив приведённую ранее классификацию УУД и особенности процесса подготовки старшеклассников к ЕГЭ, возможно выделить следующие УУД, достижение которых представляется наиболее возможным и значимым: рефлексия, целеполагание, планирование.

Под целеполаганием А. В. Хуторской понимает «установление учениками и учителем главных целей и задач обучения на определённых его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения — уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя и др». [5, с.92].

Термин «планирование» в рамках метапредметных результатов обучения определён А. Г. Асмоловым следующим образом: «планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий» [1, с.29].

Под рефлексивной деятельностью учащихся понимается «процесс самосознания учеником своей собственной деятельности, этапов, специфики, хода этой деятельности» [4, с.29].

Развитие данных УУД должно происходить комплексно за счёт структуризации процесса подготовки к ЕГЭ. Технология развития УУД в данным случае может представлять собой следующую последовательность:

Этап 1. Выбор учащимися предметов для сдачи ЕГЭ, установление уровня предметных знаний и установление его корреляции с требованиями экзамена. На основании этого разработка целей в рамках подготовки к ЕГЭ, создание плана подготовки. Развиваемые УУД: целеполагание, планирование.

Этап 2. Учащиеся осуществляют подготовку к экзамену согласно составленному плану. По окончании каждого этапа подготовки учащиеся анализируют эффективность проведённой подготовки и в зависимости от результатов анализа вносят поправки в первоначальный план подготовки. Развиваемые УУД: планирование, рефлексия.

Этап 3. Перед сдачей экзамена учащиеся проводят рефлексию относительно пройденной подготовки, устанавливают соответствие между первоначально поставленными целями и достигнутыми результатами. Развиваемые УУД: рефлексия.

Процесс подготовки к ЕГЭ является очень трудоёмким, требует длительного времени и структурированности. Возможным средством структуризации процесса подготовки может выступать учебное портфолио, в котором будут прописаны цели, которые ставит перед собой учащийся, изложен план подготовки и приведены материалы, на основании которых учащийся будет осуществлять подготовку к ЕГЭ.

Литература:

  1. Асмолов, А.Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Ш. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Асмолов, А.Г.Проектирование универсальных действий в старшей школе / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 1 (5). — С. 104–110.
  3. Балыхина, Т.М.Стандартизированная контрольно-оценочная деятельность в обучении русскому языку как иностранному / Тестирование в обучении русскому языку как иностранному: современное состояние и перспективы /Т. М. Балыхина. — М.: изд. РУДН МГУП, 2003. — 203 с.
  4. Кунаковская, Л. А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дисс. … канд. пед. наук.:13.00.01 / Л. А. Кунаковская. — Воронеж, 2003. — 202 с.
  5. Хуторской, А.В.Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. Высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
  6. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзаменапо английскому языку — [электронный ресурс] — www.fipi.ru
  7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Стандарт второго поколения). — [электронный ресурс] — http://минобрнауки.рф/documents/2363
  8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (Стандарт второго поколения). — [электронный ресурс] — http://минобрнауки.рф/documents/2364
  9. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего (Полного) Общего Образования (Стандарт второго поколения). — [электронный ресурс] — http://минобрнауки.рф/documents/2365
Основные термины (генерируются автоматически): метапредметный результат обучения, ЕГЭ, процесс подготовки, достижение, итоговый стандартизированный контроль, общее образование, рамка подготовки, единый государственный экзамен, предметный результат обучения, сдача ЕГЭ.


Ключевые слова

планирование, рефлексия, метапредметные результаты, УУД, целеполагание, стандартизированный контроль

Похожие статьи

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе

В статье раскрываются основные подходы к изучению метапредметного обучения, описывается метапредметное содержание образования, определяются основные средства достижения метапредметности. Представлены оценка, методы оценивания и контроля метапредметны...

Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Авторами описываются основные составляющие экологического образования и доказывается их назначение в...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Физические диктанты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

В статье рассматриваются вопросы разработки форм физических диктантов, выполнение которых способствует формированию таких познавательных общеучебных универсальных действий как «структурирование знаний» и «осознанное и произвольное построение речевого...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Похожие статьи

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе

В статье раскрываются основные подходы к изучению метапредметного обучения, описывается метапредметное содержание образования, определяются основные средства достижения метапредметности. Представлены оценка, методы оценивания и контроля метапредметны...

Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Авторами описываются основные составляющие экологического образования и доказывается их назначение в...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Физические диктанты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

В статье рассматриваются вопросы разработки форм физических диктантов, выполнение которых способствует формированию таких познавательных общеучебных универсальных действий как «структурирование знаний» и «осознанное и произвольное построение речевого...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Задать вопрос