Современная эпоха характеризуется качественными переменами социальной жизни общества, к которым относятся динамизм и глобализация. Не в последнюю очередь эти процессы влияют и на систему связей с общественностью, порождая новые формы взаимодействия, одной из которых есть перформансная коммуникация.
Актуальность темы исследования обуславливается следующими факторами:
– недостаточная разработанность данной темы в литературе, освещающей вопросы технологий и инструментов связей с общественностью;
– высокая распространенность перформансной коммуникации как специфической формы коммуникации и как инструмента public relations;
Предмет исследования — перформансная коммуникация как отдельная форма коммуникации в контексте связей с общественностью.
Объект исследования — сами перформансы, т. е., коллективные или индивидуальные творческие акты, для которых характерна театральность и активное вовлечение зрителей.
Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на научные разработки и эмпирически наблюдаемые особенности перформанса, изучить данный вид коммуникации как специфический тип инструмента public relations.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую задачу: определить понятие и особенность перформансной коммуникации.
В переводе с английского «перформанс» означает представление, спектакль, работу на публику. Исторически областью зарождения перформанса были священные ритуалы и дворцовые церемонии [4]. Впервые слово было использовано музыкантом Дж. Кейджем в 1952 году по отношению к одному из своих концертов. Свои истоки перформанс также берет из авангардной живописи, где на первое место ставилось преодоление физического пространства картины, а выход за рамки становился основной тенденцией.
Чаще всего перформансная коммуникация основывается на определенных ритуалах, и в обязательном порядке имеет символистическое выражение коммуникативного сообщения. Ритуалы являются важной составляющей жизни любого общества. В рамках связей с общественностью ритуалы проявляют себя в форме, к примеру, презентаций.
Ричард Шехнер дает определение перформансу как деятельности, которую проводит индивидуум или группа индивидуумов в присутствии и для другого индивидуума или группы. Однако, данная дефиниция не совсем корректна, поскольку под нее попадают и театральные представления, и официальные церемонии, например, бракосочетания.
С точки зрение связей с общественностью было бы рационально добавить к данному определению целевую направленность действия — произвести определенное впечатление на целевую аудиторию, донести информацию до реципиента.
Перформанс, по словам Г. Почепцова, «располагает свое сообщение в пространстве» [2].
Ключевыми элементами перформансной коммуникации являются:
– вербальная составляющая (текст);
– визуальная часть (цвета, формы, одежда и внешний вид участников и пр);
– эмблемы;
– слоганы;
– ритуальные действия;
– художественная часть.
Привлечение всех этих элементов является важным для осуществления данного вида коммуникации [3]. Под ее влиянием происходят не только культурные, но и политические мероприятия.
Еще одной спецификой данного вида коммуникаций является театральность, т.е, все ее составляющие элементы являются спланированными и не имеют случайного характера.
В системе PR-деятельности перформансная коммуникация чаще всего используется в event-проектах. Важным является то, что перформансная коммуникация проявляется именно в специальных ивент-мероприятиях, то есть таких, которые требуют тщательной подготовки и привлечения специалистов.
Мероприятия с элементами перформансной коммуникации ориентированы на эмоциональное восприятие целевой аудиторией, они помогают глубже раскрыть сущность бренда, подвигнуть совершить покупку или заказать услугу, а также стать информационным поводом, создать лояльность аудитории, сформировать благоприятный имидж компании, способствовать продвижению как организации, так и ее продукции.
По мнению Г. Почепцова, максимальной эффективности коммуникации можно достичь путем использования всех ее видов, отдавая доминирующую роль тому, сущность которого определяет коммуникационное сообщение. Перформансная коммуникация является доминирующей в таком мероприятии как, к примеру, презентация, поскольку при этом вполне уместно усилить эффект воздействия на целевую аудиторию художественными средствами и аудио-визуальными компонентами.
Кандидат социологический наук Коркия Э. Д. противопоставляет перформативность репрезентативности. Символы в перформансе — это то, что демонстрируют зрителю (тела, краски, движения, звуковое сопровождение), в репрезентативном же использовании символам соответствуют определенные предметы, отношения и пр. в реальном мире. При реалистичном использовании символов связь с реалиями, которые они репрезентируют, весьма очевидна. В перформативном использовании символов искать то, что они обозначают, не имеет смысла, так как они обозначают сами себя, являются автономными.
О символах, используемых в перформансе, нельзя сказать, что они вовсе не имеют денотата. Они являются представителями самих себя и, следовательно, сами являются своими денотатами [1].
В перформансной коммуникации формируется темпоральная идентичность человека, в то время как при формальной коммуникации она остается неизменной (по сути, оставаясь ригидной структурой, продолжительной и устойчивой). В событиях же перформансной коммуникации человек сначала деиндивидуализируется.
Обязательным элементом перформанса также является аудитория. Ричарт Шехнер предлагает классификацию аудитории, где главным критерием классификации выступает степень вовлеченности зрителей в ситуацию и ее случайный характер: интегрированная/случайная аудитория. Типы аудиторий приведены в таблице 1.
Таблица 1
Классификация аудитории по Р.Шехнеру
Интегрально-эстетическая |
Приглашенная на церемонию аудитория из тех, «кто знает» |
Интегрально-ритуальна |
Аудитория на свадьбах, похоронах, инаугурации, подписании договоров |
Случайно-эстетическая |
Аудитория из тех, кто заинтересован в публично рекламируемой коммерческой продукции |
Случайно-ритуальная |
Туристы, наблюдающие церемонию, зрители представления в театре и пр. |
Случайная аудитория состоит из людей, которые, индивидуально или коллективно идут, к примеру, в театр — представления публично рекламируются и открыты для всех. На открытиях коммерческого характера посещение критиков и приглашенных гостей представляет скорее интегрированную, чем случайную аудиторию. Интегрированной аудиторией можно назвать ту, которая приходит или в силу необходимости, или эти события являются значимыми для них. Интегрированной аудиторией можно назвать родственников жениха и невесты на свадьбе, высоких должностных лиц при процедуре инаугурации.
От успешного применения отделами связей с общественностью разных видов коммуникаций, в том числе, и перформансной, зависит успех функционирования как государственных, так и частных структур, таким образом, данный вид коммуникации служит для реализации целей public relations.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что перформанс — это предварительно отрепетированное действие, которое демонстрирует одна группа людей перед другой в форме театрального действа. Перформансы делают коммуникацию четкой, сигналы понятными, лишают их двусмысленности и сдерживают агрессивные действия (если они не являются их целью). При этом центральным звеном перформанса является третье лицо — зритель.
Перформансы — массовые процессы и массовая стратегия обмена информацией в обществе. Важной составляющей перформанса является реакция аудитории, без которой воспроизведение действия не имеет смысла.
Литература:
- Коркия Э. Д. Перформансная коммуникация в контексте социальных процессов эпохи постмодерна: диссертация. — Москва, 2005. — 148 с
- Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. — М.: Рефл-бук, 2006. — 656 с.
- Савруцкая Е. П., Кузнецова Е. И., Суханов А. И. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. — Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2002. — 207 с.
- Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с.