Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 13.05.2017

Статья просмотрена: 963 раза

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43411/ (дата обращения: 16.11.2024).



Помощь подросткам из неблагополучных семей в развитии эмоционально-волевой сферы определяется широким кругом факторов и является актуальной. Прежде всего, это важная роль эмоционально-волевой сферы в регуляции поведения личности. Деятельность любого человека сопровождается многочисленными переживаниями по поводу текущей ситуации и своих внутренних состояний. Эти переживания (эмоции) выступают регулятором действий личности в определенной обстановке. С другой стороны, деятельность регулируется волевыми усилиями, которые позволяют придать действиям личности определенную направленность и сохранить установки на решение поставленной задачи. В силу этих причин при изучении поведения личности в различных условиях принято говорить о единой эмоционально-волевой сфере, обуславливающей характер действий и способы достижения поставленных целей.

Еще одним обстоятельством, определившим важность исследуемой проблемы, стали особенности подросткового возраста. Интенсивное развитие личности подростка и его включение в систему социальных связей и отношений в качестве полноправного участника требуют развития механизмов регуляции поведения. Основой для такого развития выступает эмоционально-волевая сфера личности подростка. При этом необходимо учитывать и то обстоятельство, что подростковый возраст является переходным от детства к взрослости, поэтому, несмотря на желание подростка контролировать свое поведение, это ему в полной мере пока не удается. Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте может привести к нарушению процесса социализации подростка, что в перспективе может приводить к серьезным внутриличностным и межличностным конфликтам, чреватым социальной дезадаптацией.

Причина таких нарушений может заключаться в воспитании подростков в семье. Главным фактором риска в данном случае является неблагополучная семья, в которой подростку не уделяется достаточного внимания. Понятие неблагополучной семьи в настоящее время включает в себя множество смыслов. Это не только семьи с выраженным социальным неблагополучием (например, семьи алкоголиков), но и семьи, в которых игнорируются потребности и желания подростков (например, авторитарные семьи). Главной характеристикой неблагополучной семьи является ее неспособность обеспечить полноценное развитие личности подростка, в том числе и эмоционально-волевой сферы.

Данная проблема рассматривалась в работах Г. М. Бреслава, М. И. Буянова, А. Я. Варги, А. И. Захарова, К. С. Лебединской, Г. В. Луниной и мн. др. Указанные авторы отмечают рост числа неблагополучных семей и прослеживают связь между семейным неблагополучием и проблемами подростков в учебе и общении с окружающими.

Эмоционально-волевая сфера личности изучается достаточно давно и при этом среди исследователей не сложилось единого мнения по вопросу о ее сущности. Во многих исследованиях эмоции и воля рассматриваются как самостоятельные сферы личности, а их объединение объясняется необходимостью изучения проблем регуляции поведения личности в различных ситуациях [6]. Эмоции позволяют личности отражать окружающую действительность в непосредственном переживании. Такое переживание позволяет наделять объекты и события особой значимостью и определить собственное отношение к ним. За счет этого у человека могут возникать мотивы деятельности. В то же время за счет волевой регуляции происходит концентрация стремлений личности в плане достижения конкретной цели. Это позволяет преодолевать различные препятствия, как объективного, так и субъективного характера [3].

Основной характеристикой развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте является ее противоречивый характер. Ю. Б. Гиппенрейтер [2], изучая подростковую стадию в развитии личности, впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. По его мнению, у подростков, чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение к нему.

Недостаточная развитость эмоционально-волевой сферы приводит к тому, что эмоциональное отношение подростков к миру и их волевые усилия во многом определяются текущей ситуацией и предпочтениями подростков. Это приводит к неустойчивости эмоционально-волевой регуляции, когда подростки не способны сосредоточиться на решении поставленной задачи [8]. По мнению исследователей, одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте является неблагополучие внутри семьи.

На современном этапе развития психолого-педагогической науки в понятие неблагополучной семьи вкладывается множество смыслов. Наиболее общим признаком неблагополучной семьи с психолого-педагогической точки зрения является то, что она не способна осуществлять функции развития и воспитания ребенка. Влияние семейного неблагополучия на развитие эмоционально-волевой сферы подростков во многом определяется теми условиями, которые сложились внутри семьи.

Следует различать семьи с явным и скрытым неблагополучием. К числу семей явно неблагополучных относятся семьи, ведущие асоциальный или криминальный образ жизни, семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем. Семьи со скрытым неблагополучием чаще всего характеризуются педагогической несостоятельностью родителей в отношении воспитания ребенка. Явно неблагополучные семьи и семьи со скрытым неблагополучием объединяются одной общей характеристикой: в том и в другом случае семья оказывается неспособна выполнять свою роль в социализации подростка. Пренебрежение к потребностям ребенка, негативная эмоциональная обстановка, невозможность выбора собственной модели поведения приводят к возникновению тревожности у подростков, повышению уровня агрессивности, неадекватным эмоциональным реакциям, а также к пассивной позиции в отношении собственного будущего [1,7].

Изучение литературы, посвященной проблеме развития эмоционально-волевой сферы личности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, позволяет сделать вывод, что в настоящее время, данная проблема является одной из наиболее актуальных. Решение этой проблемы требует оказания специализированной помощи подросткам из неблагополучных семей по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы личности. Деятельность в данном направлении может включать в себя следующие направления: психологическая диагностика, профилактическая работа, консультативно-просветительская деятельность, коррекционная работа. В ходе проведения диагностики определяются основные трудности в развитии эмоционально-волевой сферы подростков и намечается план мероприятий по предотвращению негативного воздействия этих проблем. Профилактическая работа направлена на предупреждение нарушений в развитии эмоционально-волевой регуляции подростков и предполагает работу с детьми и их родителями по укреплению их психологического благополучия. Консультативно-просветительская работа способствует расширению круга знаний педагогов и родителей об особенностях развития личности подростков и возможностях помощи им в сложных ситуациях. Коррекционная работа включает такие методы как арттерапия, игровая терапия и др. Они помогают подростку пережить опыт различных ситуаций социального взаимодействия и сформировать у себя приемлемые способы эмоционального реагирования и волевой регуляции [1,4,5].

Таким образом, эмоционально-волевая сфера личности изучается достаточно давно и при этом среди исследователей не сложилось единого мнения по вопросу о ее сущности. Основной характеристикой развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте является ее противоречивый характер. Недостаточная развитость эмоционально-волевой сферы приводит к тому, что эмоциональное отношение подростков к миру и их волевые усилия во многом определяются текущей ситуацией и предпочтениями подростков. Одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте, является неблагополучие внутри семьи. Явно неблагополучные семьи и семьи со скрытым неблагополучием объединяются одной общей характеристикой: в том и в другом случае семья оказывается неспособна выполнять свою роль в социализации подростка. Влияние семейного неблагополучия на развитие эмоционально-волевой сферы подростков во многом определяется теми условиями, которые сложились внутри семьи. Решение этой проблемы требует оказания специализированной помощи подросткам из неблагополучных семей. Деятельность в данном случае может включать в себя следующие направления: психологическая диагностика, профилактическая работа, консультативно-просветительская деятельность, коррекционная работа.

Литература:

  1. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. — М., Владос, 2003. — 504с.
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: «Просвещение», 2001. — 182с.
  3. Изард, К. Психология эмоций. / К. Изард СПб.: Питер, 2008. — 464с.
  4. Овчарова, Р. В. Технология практического психолога образования. / Р. В. Овчарова. — М.: Творч. центр «Сфера», 2001.- 341с.
  5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: «Педагогика», 1999. — 160с.
  6. Чумаков, М. В. Эмоциональные аспекты волевого усилия. / М. В. Чумаков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — 2009. — № 5(138). — С.77–87
  7. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей. Учеб. пособие. / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 254с.
  8. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника. / П. М. Якобсон. — М.: Речь, 1986. — 178с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоционально-волевая сфера, семья, подростковый возраст, неблагополучная семья, скрытое неблагополучие, коррекционная работа, профилактическая работа, семейное неблагополучие, эмоционально-волевая сфера личности, эмоционально-волевая сфера подростков.


Похожие статьи

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Соционально-коммуникативные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Соционально-коммуникативные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос