Международное регулирование борьбы с фальшивомонетничеством. Сравнительный анализ норм уголовного преследования за изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 14.05.2017

Статья просмотрена: 3099 раз

Библиографическое описание:

Васин, С. Ю. Международное регулирование борьбы с фальшивомонетничеством. Сравнительный анализ норм уголовного преследования за изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг / С. Ю. Васин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43414/ (дата обращения: 15.11.2024).



Неправомерная деятельность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг согласно статье 186 Уголовного кодекса РФ относятся к тяжким и особо тяжким преступлениям. Причина отнесения фальшивомонетчества к данным категориям преступлений, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком более 10 лет, является их высокая общественная опасность, как и отмечает Пленум Верховного суда РФ в Постановление от 28 апреля 1994 года № 2 «…изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретает повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость отечественной валюты и затрудняя регулирование денежного обращения» [1].

В 1929 году в Женеве была заключена Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков, в составлении которой приняло участие 26 стран. Участие в составлении документа принимал СССР, однако присоединение к Конвенции состоялось только 1932 году. Главным инициатором проведения международной конференции с внесением предложения о заключении соглашения по борьбе с фальшивомонетчеством стала Франция, испытывавшая в то время серьезный рост во внутреннем денежном обращении фальшивых банкнот, оказавший крайне негативное влияния на экономическое состояние страны.

Государства-участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денежных знаков и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. Оно объявлялось экстрадиционным международным уголовным преступлением.

В Конвенции изложены основные начала международно-правового сотрудничества в борьбе с фальшивомонетчеством, определены виды уголовных преступлений, относящихся к категории фальшивомонетчества.

В статье 3 Конвенции указывается: «Должны быть наказуемы как обычные уголовные преступления:

  1. Все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата.
  2. Сбыт поддельных денежных знаков.
  3. Действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению или к добыванию для себя поддельных денежных знаков, при условии, что их поддельный характер был известен.
  4. Покушения на эти правонарушения и действия по умышленному соучастию.
  5. Обманные действия по изготовлению, по получению или по приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков» [2].

Статья 2 Конвенции дает определение денежного знака, под которым понимаются любые бумажные деньги, в том числе банковские билеты, находящиеся в обращении, а также металлические монеты.

Кроме этого, Конвенция предусматривает учреждение в каждой стране-участнице особых органов, осуществляющих дознание по делам подделки денежных знаков — центральные бюро. Также центральные бюро, как органы преследования лиц, совершающих преступления по фальшивомонетчеству, берут на себя функции по организации создания определенного информационного фона, суть которой заключается в сборе всех сведений, которые могут облегчить розыск случаев подделки денежных знаков, их предупреждение и пресечение.

Для проведения сравнительного анализа особенностей уголовной ответственности за преступления в области изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных бумаг или ценных бумаг отобрано ряд стран, в том числе Республика Беларусь, Республика Польша, ФРГ, Китай и Япония.

В современном законодательстве Республики Беларусь фальшивомонетчество является уголовно-наказуемым деянием. Ответственность за совершение преступлений регламентируется ст. 221 УК РБ. Фальшивомонетчество выражается в совершении одного из трех действий:

– изготовлении;

– хранении;

– сбыте поддельных денег или ценных бумаг.

Выполнения хотя бы одного из них достаточно для привлечения виновного к ответственности по ст. 221 УК РБ. Поскольку хранение поддельных денежных знаков или ценных бумаг с целью их сбыта, образует состав оконченного преступления, то последующая попытка их сбыта не требует дополнительной квалификации как покушение на совершение фальшивомонетничества.

Необходимо отметить, что отсутствует норма за перевозку поддельных денег или ценных бумаг с целью последующего сбыта. В российском уголовном законодательстве, лицо, осуществляющее перевозку фальшивых денег, подлежит уголовному преследованию. Повторность предполагает совершение указанных действий повторно при условии, что они не охватывались единым умыслом лица, а представляли самостоятельные действия. Повторность может быть и в том случае, если лицо ранее было судимо за данное преступление и вновь его совершило, при этом судимость с него не была снята или погашена в установленном порядке.

Отличительной особенностью фальшивомонетчества в Беларуси является преобладание оборота иностранной валюты над национальной. Так, от общего количества зарегистрированных фактов (18) доля иностранной валюты составила 88,9 % или 15 фактов (3 — по 5 000 рублей ЦБ РФ; 10 — по 100 долларов США, 1–100 и 2–200 евро), а национальной, соответственно, лишь 11,1 %или 2 факта (200 000 рублей) [3].

Говоря о характерных отличиях российского уголовного законодательства в сфере фальшивомонетчества от норм уголовной ответственности Республики Польши и Германии, необходимо выяснить вопрос о там предмете подделки, как платежные средства. Согласно УК РФ, предмет преступления по ст. 186 образуют поддельные банковские билеты Центрального банка России, металлическая монета, государственные и другие ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте. В практическом смысле в это понятие включаются банкноты, монеты и безналичные средства в национальной валюте, действующие на территории данного государства. То есть отсутствует разграничение между понятиями «деньги», «ценные бумаги» и «платежные средства». В уголовном законодательстве Германии и Польши платёжные средства являются самостоятельным предметом преступления наряду с ценными бумагами и деньгами. В УК Республики Польша в это понятие предположительно входят ценные бумаги, но в ст. 310 УК Республики Польша на это нет прямого указания [4].

В ст. 149 УК Японии предусмотрена самостоятельная уголовная ответственность за подделку иностранных денег и использование поддельных иностранных денег. Примечательно, что в качестве предмета преступления законодатель Японии рассматривает только ту иностранную валюту, которая имеет обращение внутри страны. Деньги, не имеющие хождения на территории Японии, не могут выступать в качестве предмета данного преступления.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, характеризуется четырьмя видами действий [5]:

1) изготовление с целью сбыта поддельных денежных знаков, ценных бумаг;

2) хранение поддельных денежных знаков, ценных бумаг;

3) перевозка поддельных денежных знаков, ценных бумаг;

4) сбыт поддельных денежных знаков, ценных бумаг.

Аналогичные признаки объективной стороны преступления можно найти и в уголовном законодательстве других стран, в том числе Польши, Германии, Японии и Китая. Помимо этого, соответствующие нормы расширены дополнительными нормами, характеризующие объективную сторону состава преступления. Параграф 2 ст. 310 УК Польши содержит в качестве обязательных признаков выпуск в обращение, принятие, хранение, перевозку, перенос либо осуществление помощи в сбыте или сокрытии поддельных денег, иных платежных средств или документов. Согласно ст. 312 УК Польши, уголовной ответственности подлежит лицо, осуществляющее выпуск в обращение поддельных или переделанных денег, иных платежных средств либо документов, которые он получил как подлинные.

Глава 16 УК Японии («Преступления, состоящие в фальшивомонетчестве») также содержит ряд норм, за нарушение которых осуществляется уголовное преследование, в том числе покушение на подделку подделки денег и использование поддельных денег (ст. 149–151), а также заведомо сознаваемое использование поддельных денег после их принятия (ст. 152) и приготовление к подделыванию денег (ст. 153). Максимальное наказание на совершение данных преступлений — лишение свободы сроком до 5 лет.

Уголовное преследование за фальшивомонетчество в Китае регламентируется ст. 170–173, ст. 177–178 Параграфа 4, Главы 3 второго раздела. Стоит отметить, что китайский законодатель, наряду с тем, что в ст. 171 УК КНР в качестве объективного признака отмечена перевозка, отдельно предусматривает уголовную ответственность за контрабанду поддельных денег (ст. 151 УК КНР). Немаловажным является тот факт, что за совершение преступлений, регулируемые ст. 170 УК КНР, при наличии отягчающих обстоятельств предусмотрено наказание в виде смертной казни, что говорит о жесткости в проведении судебными органами Китая политики в отношении лиц, осуществляющих подделывание денег и иных платежных средств.

Таким образом, по результатам проведенного исследования норм, регулирующих уголовную ответственность за фальшивомонетчество в разных странах, можно сделать следующие выводы:

  1. Как правило, в большинстве стран предмет преступлений за фальшивомонетчество имеет общность с предметом, указанном в уголовном законодательстве РФ. В то же время, в некоторых странах предмет дополнен (например, в Польше, в качестве предмета отдельно преступления отмечается платежное средство).
  2. Признаки объективной стороны фальшивомонетчества в большинстве стран совпадают (как правило, к ним относится изготовление и сбыт). Однако ряд стран дополнили данную норму дополнительными действиями, характеризующие признак преступления (покушение на подделывание, приобретение).
  3. По-разному в уголовном праве иностранных государств может формироваться система санкций (в Китае предусмотрена смертная казнь).

Литература:

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/10001172/ (дата обращения: 12.05.2017).
  2. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929 г.) // Информационно-правовой сервер «Человек@закон». URL: http://zakon.kuban.ru/private/mkbpdz.htm (дата обращения: 12.05.2017).
  3. Всё о борьбе с фальшивомонетчеством // УВД ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА. URL: http://www.uvd.gomel.by/UBEP/VSE_O_BORBE_S_FALSHIVOMONETNICHESTVOM.html (дата обращения: 12.05.2017).
  4. Уголовный кодекс Республики Польша // Федеральный правовый портал «Юридическая Россия». URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1246817 (дата обращения: 12.05.2017).
  5. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / А. И. Чучаева. М.: ИНФРА-М, 2009. С.560.
Основные термины (генерируются автоматически): бумага, знак, иностранная валюта, Польша, деньги, Китай, сбыт, уголовная ответственность, Беларусь, уголовное преследование.


Похожие статьи

Методика расследования преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных денег

В данной статье рассматривается актуальность совершенствования криминалистической методики расследования преступлений, связанных с незаконным изготовлением и сбытом поддельных денег или ценных бумаг.

Сравнительный анализ уголовной ответственности за половые насильственные преступления в законодательстве зарубежных стран

Состояние правовых отношений в сфере функционирования лесопромышленного комплекса России. Контрабанда стратегически важных ресурсов как условие незаконного оборота древесины

Особенности механизма образования следов преступлений, связанных с изготовлением поддельных денег

Некоторые проблемы квалификации преступлений за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

Ювенальная юстиция как способ международно-правовой охраны и защиты прав детей (сравнительный анализ России и Франции)

Импортный маркетинг как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Популяризация искусства и литературы в детской журналистике и контент-анализ медиажурналов России и Китая

Механизмы совершенствования норм, предусматривающих ответственность за хищение культурных ценностей

Актуализация норм, предусматривающих ответственность за хищение культурных ценностей

Похожие статьи

Методика расследования преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных денег

В данной статье рассматривается актуальность совершенствования криминалистической методики расследования преступлений, связанных с незаконным изготовлением и сбытом поддельных денег или ценных бумаг.

Сравнительный анализ уголовной ответственности за половые насильственные преступления в законодательстве зарубежных стран

Состояние правовых отношений в сфере функционирования лесопромышленного комплекса России. Контрабанда стратегически важных ресурсов как условие незаконного оборота древесины

Особенности механизма образования следов преступлений, связанных с изготовлением поддельных денег

Некоторые проблемы квалификации преступлений за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

Ювенальная юстиция как способ международно-правовой охраны и защиты прав детей (сравнительный анализ России и Франции)

Импортный маркетинг как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Популяризация искусства и литературы в детской журналистике и контент-анализ медиажурналов России и Китая

Механизмы совершенствования норм, предусматривающих ответственность за хищение культурных ценностей

Актуализация норм, предусматривающих ответственность за хищение культурных ценностей

Задать вопрос