На обобщающем этапе экспериментальной работы были поставлены задачи:
- Проанализировать результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.
- Сравнить степень сформированности духовно-нравственных компонентов духовно-нравственной сферы личности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.
- Оценить эффективность мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Формирующий этап эксперимента носил естественный характер, т. е. протекал в естественных условиях функционирования начальной ступени общеобразовательного учреждения.
В экспериментальную группу для проведения формирующего эксперимента из выборки вошло 24 младших школьников. Из них с высоким уровнем нравственного развития 6 человек; со средним уровнем 6 человек; с ниже средним уровнем 6 человек; с низким уровнем нравственного развития 6 человек. Контрольную группу составили 20 детей, отобранных по идентичным признакам из общего числа испытуемых, не охваченных формирующим экспериментом.
На формирующем этапе был апробирован комплекс мероприятий по духовно-нравственному развитию младшего школьника, направленный на развитие основных компонентов духовно-нравственной сферы.
Определение уровня развития духовно-нравственной сферы осуществлялась на основе основополагающих компонентов, по тем же методикам. По результатам осуществлялось сравнение с показателями срезов, которые проводились на констатирующем и формирующем этапах, в результате чего представилось возможным увидеть динамику развития уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников [1]. Результаты диагностирования младших школьников показали, что в экспериментальных и контрольных классах произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. таблицу 1).
Таблица 1
Сравнительные результаты развития компонентов духовно-нравственной сферы личности младшего школьника на констатирующем иформирующем этапах
Уровень сформированности духовно-нравственной сферы личности младшего школьника (n=60чел.) |
КОМПОНЕНТЫ духовно-нравственной сферы личности младшего школьника: |
|||||||
Потребностно-мотивационный компонент |
интеллектуально-волевой компонент |
эмоционально-волевой компонент |
коммуникативный компонент |
|||||
эксп. |
контр. |
эксп. |
контр. |
эксп. |
контр. |
эксп. |
контр. |
|
1 уровень |
58,5 % |
18 % |
45 % |
22 % |
62 % |
26 % |
48 % |
17 % |
2 уровень |
34,5 % |
37 % |
46 % |
45 % |
25 % |
52 % |
42 % |
44 % |
3 уровень |
7 % |
31 % |
7 % |
22 % |
10 % |
14 % |
5 % |
24 % |
4 уровень |
0 % |
14 % |
2 % |
8 % |
3 % |
8 % |
5 % |
15 % |
5 уровень |
0 % |
0 % |
0 % |
3 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
Результаты диагностирования младших школьников показали, что количество учащихся экспериментальных классов, обладающих высоким уровнем сформированности компонентов духовно-нравственной сферы личности младших школьников, выросло: потребностно-мотивационный компонент с 18 % до 58,5 % (+40,5 %); интеллектуально-волевой компонент с 22 % до 45 % (23 %); эмоционально-волевой компонент с 26 % до 62 % (36 %); коммуникативный компонент с 17 % до 48 % (31 %). Уменьшилась доля младших школьников с низким уровнем: потребностно-мотивационный компонент с 14 % до 0; интеллектуально-волевой компонент с 8 % до 2 %; эмоционально-волевой компонент с 8 % до 2 %; коммуникативный компонент с 15 % до 5 %. Показательно, что наибольшую динамику мы наблюдаем по компонентам наиболее значимым для определения уровня активности духовно-нравственного потенциала: потребностно-мотивационный и интеллектуально-волевой компоненты.
Как показал анализ материалов исследования, уровень сформированности духовно-нравственной сферы личности младших школьников в экспериментальных и контрольных классах к концу экспериментальной работы вырос, но темп формирования духовно-нравственной воспитанности школьников в контрольных классах ниже по сравнению с экспериментальными классами. Наибольший сдвиг в развитии уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности удалось обеспечить в тех экспериментальных классах, в которых наиболее полно и последовательно были реализованы педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников по программам во внеучебной деятельности.
Изменения в духовно-нравственном развитии проявлялись в том, что младшие школьники продемонстрировали:
− доминирование нравственных потребностей и мотивов;
− наличие осознанной системы этических знаний;
− устойчивых нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества;
− самостоятельное нравственно-мотивированное поведение;
− постоянная положительная устремлённость в поведении и деятельности;
− осознание не только социальной, но и личностной значимости нравственных правил и норм; положительное отношение к ним (выполнение всех педагогических требований);
− устойчивое привычное поведение;
− активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам; «хочу» и «надо» совершенствоваться;
− нравственный выбор полностью соответствует этическим нормам: поступок нравственный.
Выявленные педагогические условия обеспечивают позитивное духовно-нравственное развитие личности младшего школьника:
− активное включение младшего школьника в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей;
− формирование представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка младшего школьного возраста;
− внедрение методики духовно-нравственного развития личности младшего школьника, ориентированной на развитие следующих компонентов духовно-нравственной сферы младшего школьника: потребностно-мотивационного, направленного на формирование доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и самостоятельное нравственно-мотивированное поведение поведения личности младшего школьника; интеллектуально-волевогокомпонента на понимание нравственных норм или правил поведения (что я о себе знаю), характеризующийся устойчивой мотивацией ученика к усвоению (его «хочу» и «надо» «иметь») этических знаний, а также наличием нравственных убеждений; эмоционально-волевого компонента, предусматривающий развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком, коммуникативного, составными частями которого являются нравственные умения, навыки и привычки, а также волевые свойства, и означает то, как младший школьник усвоил правила и использует их в своём поведении. [2, 3, 4]
Эти компоненты обеспечивают эффективное духовно-нравственное развитие личности младшего школьника в образовательном учреждении.
Духовно-нравственная сфера является интегральным образованием, состоящим из 4-компонентов (потребностно-мотивационного, интеллектуально-волевого, эмоционально-волевого, коммуникативного) и потребностно-средовой атмосферы, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. [2, 5, 6, 7, 8]
Внутри компонентов духовно-нравственной сферы личности младшего школьника возникают прочные связи: исключение составляет эмоционально-волевой компонент. Рассмотрение становления отдельныхкомпонентов духовно-нравственной сферы показало, что наиболее сформированным в младшем школьном возрасте является нравственное поведение и слабо сформированным-нравственное сознание, что подтверждается данными исследования.
Формирующий эксперимент показал, что в результате использования комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников дети осваивают этические понятия, транслируют и закрепляют позитивный духовно-нравственный опыт. Это приводит как к повышению общего уровня духовно-нравственного развития младших школьников, так и их нравственного сознания, нравственных потребностей, мотивов; нравственных убеждений, взглядов; нравственных эмоций, привычек; нравственных умений, знаний и навыков.
Литература:
- Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. — М.: Школа-Пресс, 1996. — 272 с.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Выготский Л. С. Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2007, с. 78.
- Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008. — 384 с.
- Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) / В. П. Зинченко. — М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
- Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И. С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1980. – 183 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2006.-713с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: учеб.-метод. Пособие / В. Т. Чепиков. — Гродно, 2001. – 189 с.