On the world market there is a phenomenon of Korean popular music, it is necessary to study and take as an example for the development of show business in other countries.
Keywords:music, world, South Korea, K-pop
Изначально К-поп появившийся как музыкальный жанр, сейчас является масштабной музыкальной субкультурой с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире. Этот пример необходимо рассматривать как пример стратегического развития на мировом рынке региональной субкультуры [1], как вариант альтернативы музыкального развития [2].
Клипы в этом жанре всегда необычайно красочны и поддерживают броские ритмы песен, а вокальные партии разнообразны, с сильным влиянием хип-хопа. Всё это подчёркивается ярким образом музыкантов и пышностью, театральностью выступлений на концертах. Танцы являются неотъемлемой частью, во время исполнения артисты часто синхронизируют танец с пением, делая выступление более броским и походя в этом на западные бойз-бенды 90-тых.
Многие группы и исполнители продвигаются не только в самой Корее. Для этого создаются либо подгруппы, либо записываются альбомы, синглы на языке той страны, где собираются дебютировать.
Первый, кто начал завоёвывать зарубежье, это бойз-бэнд H. O. T. В начале 2000-х годов эта группа была невероятна популярна в Китае. Затем Японию накрыла волна фанатизма по исполнительнице BoA (БоА) и группе DongBangShinKi (Тонбаншинки). Фан-клуб группы DBSK «Кассиопея» в 2008 и 2011 годах попал в «Книгу Рекордов Гиннеса» как «Самый большой фан-клуб мира».
Самыми популярными песнями во всем мире являются: «Sorry, sorry» SuperJunior (2009) и «GangnamStyle» PSY (2012), BIGBANG «FantasticBaby» (2012), SNSD «Gee» (2009), а также TVXQ (DBSK) «Mirotic» (2008). Некоторые песни сделали группы популярными не только в Азии, но и во всем мире, а некоторые — закрепили их позиции в музыкальной индустрии.
Итак, основой являются развлекательные агентства. Их в Южной Кореи множество, но существует такое понятие, как «Большая Тройка». В неёвходят SM Entertainment, YG Entertainment и JYP Entertainment. И называют их так, потому что благодаря эффективному маркетингу и планированию деятельности им принадлежит значительная доля в музыкальной отрасли.
Создание айдола (артиста) начинается с того, что агентства набирают трейни (стажеров) различными способами. Это могут быть специальные прослушивания, также потенциальных айдолов могут просто «завербовать»: благодаря внешним данным или различным талантам агент может предложить либо прийти на прослушивание, либо же сразу подписать контракт на стажировку (и это не гарант дебюта).
После подписания контракта стажеры начинают подготавливаться к возможному началу певческой карьеры. В обучение входят занятия по пению, танцам, актерскому мастерству (айдол, будучи певцом, может дебютировать как актер, и наоборот), изучение языков (например, китайский, японский, т. к. группа или певец потом могут начать деятельность в этих странах. Там также записываются синглы, мини- или полноформатные альбомы на родном языке этой страны. Певцы проводят концерты или целый тур, разговаривая с фанатами на их родном языке). Тренировки могут длиться до позднего вечера. Стажеры обязаны соблюдать диету, постоянно проверять вес для контроля, им даже преподают уроки сексуального воспитания и этикета. И все это происходит одновременно с постоянным конкурированием между трейни. Недостаточно быть талантливым певцом или танцором, знать языки или правила этикета. Всего этого будет недостаточно, если трейни не будет обладать индивидуальностью. После обучения и тренировкам только 10 % из всех смогут дебютировать. Либо в роли сольного исполнителя, либо как член айдол-группы. Стоит сказать, что не все доходят до конца стажировки. Некоторые сдаются и прощаются с мечтой стать «звездой», а кто-то уходит в другое агентство из-за условий первого. Другим, кто не достиг цели, не хватило подготовки.
Даже после дебюта на музыкальной сцене, не факт, что певец/певица или группа станут успешны. Поскольку, с уверенностью можно сказать, что музыкальная индустрия в Южной Корее переполнена. Каждый год от маленьких агентств появляется множество групп, большинство которых, к сожалению, так и остаются безызвестными, хотя там могут быть талантливые участники. Промоушен (продвижение) состоит не только из участия на музыкальных шоу, обязательно посещение развлекательных передач, или создается собственное шоу артиста(ов), а также агентства проводят медиа-игры. Не всегда эти игры идут на пользу самим айдолам. Но так люди узнают о новых артистах и их творчестве. Если артист или группа являются выходцами не из агентства «Большой Тройки», то им очень сложно заявить о себе. Быть их айдолом считается большой удачей. Самый известный пример группы из маленького агенства в последнее время — это герлз-бэнд «GIRLFRIEND» (GFriend), созданные «под крылом» музыкального лейбла Source Music в 2015 году. Они являются единственным проектом этого лейбла, и успех был маловероятен. Сначала корейцы отнеслись к ним скептически, т. к., по их мнению, GFriend очень похоже по концепту на другую женскую группу, являющейся национальной в Южной Корее, SNSD. И всё-таки они стали очень популярны, когда привлекли к себе внимание. Они выступали под дождем на мокрой сцене, поскольку их номер состоял и из танца, девушки постоянно падали. Было опубликовано много статей на эту тему, и их начали обсуждать. После этого был выпущен альбом, который утвердил популярность девушек в Корее.
В К-попе айдолы подразделяются на три поколения. Самой знаковой как для корейской популярной музыки, так и для Корейской волны является первая, экспериментальная группа H. O. T. в 1996 году. Можно сказать, что с их появлением связано «рождение» нового жанра в мире музыки. Эта группа была создана «под крылом» агентства SMEnt. Была совершена некая революция в стране, т. к. после успеха H. O. T. появились еще такие группы, как Sechs Kies, NRG, Jinusean, 1TYM, Shinhwa, G. O. D, Baby VOX, SES и Fin.K. L. Так родилось первое поколение К-поп, которое стало основой для развития целого жанра музыки и популяризации не только в Южной Корее, но и за её пределами.
Второе поколение открыла, наверное, самая популярная группа того периода — это DBSK (Dong Bang Shin Ki). Название переводится как «Восходящие Боги Востока». Волной фанатизма по этой пятерке парней, охватившей Азию, а затем и весь мир, можно в полной мере назвать безумием. На молодых «Богов Азии» был обрушен поток обезумевших фанаток. Известны случаи ненормальных выходок сасэнок (неадекватных фанаток). Это была обратная сторона нереальной популярности DBSK. После на музыкальную арену ворвались группы, ставшие мега-популярными не только в странах Азии, но и за рубежом, а некоторых называют национальными айдолами Кореи. Этогруппы Super Junior, BIGBANG, SNSD (Girls Generation), Wonder Girls. Этот период был ознаменован продвижением корейских артистов в Японии. Также были предприняты попытки ворваться на Западный музыкальный рынок, хоть и не особо успешно. А в самой Корее количество групп стало возрастать. Самые известные из них: 2NE1, Beast, SHINee, Infinite, Kara, A-Pink, Sistar. Айдолов начали критиковать. Мало быть талантливым, нужно быть идеальным: идеальным в пении, идеальным в танцах, интересным на развлекательных шоу.
2012 год — начало третьего поколения ознаменовано дебютом мужской группы, состоящей на тот момент из 12 человек и являющийся сейчас, наверное, самой популярной во всем мире, а также и в России. Это группа EXO. По уровню популярности и безумия фанатов они напоминают DBSK. Для тех, кто сейчас только начинают знакомиться с К-попом, часто именно EXO являются первой группой. За последние 5 лет появилось бесчисленное количество новых айдолов, многие похожи друг на друга. Самые популярные артисты третьего поколения — это TWICE, B. A. P., RedVelvet, BTS, VIXX, BLACKPINK.
Требований к артистам стало еще больше. Фанаты или Интернет-пользователи (нетизены) следят за каждым шагом. Айдола могут жестоко раскритиковать за, по их «скромному» мнению, излишний вес, отношения. Из-за перенасыщения индустрии, артисты стали неким «товаром», агентства — «производителями», а фанаты — «потребителями».
Корейские исполнители BoA, Se7en, WonderGirls и JYJ попытались ворваться на американский рынок, каждый с определенной степенью успеха.
1 мая 2011 года фанаты со всей Европы организовали флеш-моб у Лувра с требованием повторных Гастролей SM в Париже, билеты на прошедший концерт были распроданы за пятнадцать минут. Во время флеш-моба фанаты исполнили танец под песню Super Junior «Sorry Sorry». Демонстрация увенчалась успехом, поскольку SM Entertainment решила провести ещё один концерт. В результате более 14000 людей собралось на живом концерте в концертном зале Зенит (Париж) 10 и 11 июня. Также SMEnt. со своими артистами провел концерт в нью-йоркском зале Мэдисон Сквер Гарден в 2011 году. Прежде там ни разу не проводили К-поп концерты.
Благодаря корейской популярной музыке, произошел рост туристов. Министерство культуры, спорта и туризма использует фильмы, телепередачи и музыку ради повышения интереса к стране. Аналогичный опыт развития туризма есть и в других странах [3,4].
K-поп — не только музыка, он перерос в популярную среди молодёжи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилям. Благодаря Интернету и доступности цифрового контента K-pop достигает широкой аудитории, прежде немыслимой. Рост поклонников жанра отмечается во всём мире, и по мнению некоторых экспертов, К-поп становится одним из важнейших частей экспорта Южной Корее, влияя в том числе на популярность корейской культуры в мире.
Литература:
- Евстратов А. В. Стратегический маркетинг. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2010. — 84 с.
- Бельских И. Е. Инновации и альтернативы в современной экономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 1 (37). С. 39–43.
- Бельских И. Е., Окойе С. Ч. Туризм в Нигерии: уроки регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 40. С.44–51.
- Бельских И. Е. Чемпионат мира по футболу-2018 и перспективы развития туризма на примере Волгоградской области // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 37. — С.55–60.