В настоящей статье рассматриваются различные подходы к определению понятия и сущности этнического и религиозного конфликта с точки зрения юриспруденции, на основании правовой доктрины, работ юристов-конфликтологов, международного и национального российского законодательства. В ходе работы над настоящей статьей были выявлены некоторые проблемы теоретического характера. Таким образом, в настоящее время не существует легального определения этнического и религиозного конфликта, как в международном, так и в российском праве. Кроме того, в заключение работы авторами предлагается собственное определение религиозного конфликта.
Ключевые слова: социальный конфликт, этнический конфликт, религиозный конфликт, юридическая конфликтология, юриспруденция
Современные взаимоотношения между индивидами в обществе зачастую носят конфликтный характер. Конфликты проявляют себя как на уровне межличностных, групповых отношений, так и в более глобальном масштабе на уровне государств. При этом в большинстве случаев, до сих пор известных истории, одним из существенных факторов генезиса таких конфликтов выступали этнические и религиозные различия между субъектами конфликтов.
Конфликт является термином, которым оперируют множество гуманитарных и общественных наук. В юриспруденции термин «конфликт» так же является часто употребляемым. В настоящее время мы можем говорить как о политико-правовых конфликтах, присущих, к примеру, конституционному кризису в переходных режимах, а так же о гражданско-правовых конфликтах, где во главу угла поставлены вопросы о взаимных правах и обязанностях, применении мер гражданско-правовой ответственности и т. д. Среди широкого перечня конфликтов, которыми оперирует юридическая наука, находится место и для таких понятий, как «этнический» и «религиозный» конфликт.
Прежде всего, стоит обратить внимание на определение конфликта как такового. В конфликтологии существует несколько понятий конфликта. В самом общем виде конфликт представляет собой процесс развития и разрешения противоречивости целей, состояний, отношений и действий людей, общностей, детерминируемый объективными и субъективными причинами [1].
Немаловажно будет при этом заметить, что в контексте настоящей работы речь идет о социальном конфликте. Так согласно Бабосову Е. М., социальный конфликт есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т. п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития [2]. Не менее популярно и следующее определение социального конфликта, разработанное Запрудским Ю. Г.: «Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству» [3]. В целом, справедливо будет признать, что любой конфликт, в том числе и социальный, есть столкновение противоположных и взаимоисключающих идей, взглядов, требований, интересов.
При анализе юридической, политологической и социологической литературы можно прийти к выводу, что, несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию современных конфликтов, ни одна такая работа не предлагает разработанного понятия этнического или религиозного конфликта. Не содержится определения данных понятий и в международных актах, в том числе в Декларациях ООН и прочих международных органов. К примеру, в таких основополагающих актах в сфере противодействия ксенофобии, расизму и религиозной нетерпимости как Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений», Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 г. «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» и некоторых других не содержится ссылок на какие-либо дефиниции рассматриваемой нами проблематики. Данное обстоятельство, вместе с тем, существенно усложняет процесс изучения этнических и религиозных конфликтов в правовом аспекте.
Российский правопорядок же в свою очередь ограничивается лишь указанием в Конституции РФ на запрещение действий, направленных на возбуждение расовой, национальной либо религиозной ненависти [4]. Не раскрывают понятие этнического и религиозного конфликта и другие нормативные правовые акты, в том числе Уголовный кодекс РФ. Вместе с тем, Верховный суд РФ в одном из своих постановлений по уголовным делам экстремистской направленности несколько уточняет состав преступления против этноса либо конфессии. Так, под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц [5]. Однако все это в совокупности не позволяет нам сделать вывод о том, что в российском правопорядке существует легальное определение этническому и религиозному конфликту.
Одно из немногих определений этнического конфликта было предложено Тишковым В. М. Так, этнический конфликт — любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по принципу этнических различий [6]. Об этнических конфликтах с точки зрения права рассуждают и другие представители отечественной конфликтологии. Так, согласно Кудрявцеву В. Н. предметом этнического конфликта с точки зрения права могут быть как территории, из-за преимущественного проживания на которых возникает спор между разными этническими группами, так и различные элементы правового статуса представителей той или иной национальности, их имущественные и неимущественные права [7].
Учитывая вышеприведенные дефиниции, по аналогии с этническим конфликтом сформулируем понятие религиозного конфликта. Так, религиозный конфликт — частный случай социального конфликта, при котором сталкиваются мировоззренческие установки, идеи и концепции двух или более религиозных конфессий. В литературе встречаются и другие определения религиозного конфликта. Так, Волобуева М. М. предлагает понимать под религиозным конфликтом столкновение интересов, разногласия и противоборство субъектов, мотивом и предметом спора которых являются модусы религиозной сферы [8].
Особо стоит обратить внимание, что едва ли можно представить себе этнический или религиозный конфликт в чистом виде. Данные явления жизнедеятельности общества всегда представляют собой совокупность как этнических, религиозно-мировоззренческих, так и правовых и политических столкновений.
Литература:
- Сперанский В. И., Шарков Ф. И. Общая конфликтология. М.: «Дашков и Ко». 2015. С. 11.
- Бабосов Е. М. Конфликтология. Минск: ТетраСистемс. 2009. С. 112.
- Запрудский Ю. Г. Социальный конфликт (политологический анализ). Ростов н/Д., 1992. С. 101.
- Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июля 2011 N 11 (ред. от 03 ноября 2016) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Российская газета. 04 июля 2011. N 142.
- Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука. 2003. С. 54.
- Кудрявцев В. Н. Юридическая конфликтология. М.: Издательство РАН. 1995. С. 106.
- Волобуева М. М. Религиозный лидер и религиозный конфликт // Известия АлтГУ. 2003. № 4.