В данной работе рассматривается очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, на основании которой вводятся новые правила и условия при расчете пенсий.
Ключевые слова: пенсионный фонд, пенсионные коэффициенты, страховая пенсия, пенсионная формула, новые условия, стаж, размер пенсии
Пенсионная реформа — это важный момент, который волнует все население. Ведь каждый налогоплательщик перечисляет определенные денежные средства в Пенсионный Фонд России. И в один прекрасный момент у него появляется возможность получить деньги обратно, только в виде пенсии. Реформа 2015 года является третьей по счету глобальной реформой Пенсионного Фонда РФ, и каждая из этих реформ ознаменовалась введением новых законов и условий по назначению пенсий.
Таблица 1
Условия назначения ирасчет размера по разным законам
Закон |
Условия назначения |
Размер пенсии |
Период действия |
«Закон о государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340–1 от 20.11.1990г |
Возраст: мужчины-60 лет, женщины-55 лет; Трудовой стаж: мужчины-25 лет, женщины-20 лет |
Расчет стажа и заработной платы до 2001 |
1991–2001 г. |
Закон «О трудовых пенсиях в Российской федерации» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г |
Возраст: мужчины-60 лет, женщины-55 лет; Страховой стаж — 5 лет |
Расчет от перечисленной суммы страховых взносов. |
2002–2014 г. |
«Закон страховых пенсиях» № 400-Ф3 от 28.12.2014 г |
Возраст: мужчины-60 лет, женщины-55 лет; Страховой стаж — 15 лет; Количество пенсионных баллов-30 |
Расчет от стоимости одного пенсионного балла и их количества. |
С 2015 г. |
Главные изменения реформы 2015 касаются страховой пенсии, с 1 января 2015 года изменяются условия приобретения право на пенсию, раньше для того чтобы получит страховую пенсию, достаточно было достичь пенсионного возраста и иметь не менее пяти лет страхового стажа. С 1 января 2015 расширяется круг условий, для того чтобы получить право на это вид пенсии необходимо:
− пенсионный возраст: 55 лет для женщин,60 лет для мужчин;
− страховой стаж, здесь требования увеличиваются в 3 раза, вместо 5 лет становится 15, но это норма не водится одномоментно, со следующего года будет требоваться 6 лет, потом ежегодно по одному году будет прибавляться и к 2025 мы достигнем максимального требуемого стажа 15 лет;
− третье условия появляется впервые, новое и непривычное для нас и для наших граждан, это необходимость наработать к моменту назначения пенсии не менее 30 пенсионных коэффициентов, то есть баллов, от этих баллов будет завесить не только право на пенсию, но и размер.
Пенсионные баллы играют ключевую роль в пенсионной формуле, количество этих баллов, рассчитывается исходя из стажа работы и размера заработной платы, чем больше зарплата и стаж, тем больше баллов накапливается, чем больше баллов, тем больше будет ваша будущая пенсия. В 2016 году требуемая величина баллов составляет 9.
С каждым годом наличие минимальной суммы баллов за страховой стаж будут увеличиваться, так при достижении требуемого стажа, то есть 15 лет количество индивидуальных коэффициентов будет равна 30.
Таблица 2
Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии
Год |
Минимальный страховой стаж |
Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов |
Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента |
|
При отказе формирования накопительной пенсии |
При формировании накопительной пенсии |
|||
2015 |
6 |
6,6 |
7,39 |
7,39 |
2016 |
7 |
9 |
7,83 |
4,89 |
2017 |
8 |
11,4 |
8,26 |
5,16 |
2018 |
9 |
13,8 |
8,70 |
5,43 |
2019 |
10 |
16,2 |
9,13 |
5,71 |
2020 |
11 |
18,6 |
9,57 |
5,98 |
2021 |
12 |
21 |
10 |
6,25 |
2022 |
13 |
23,4 |
10 |
6,25 |
2023 |
14 |
25,8 |
10 |
6,25 |
2024 |
15 |
28,2 |
10 |
6,25 |
2025 и позднее |
15 |
30 |
10 |
6,25 |
Стоимость каждого балла будет определять правительство, новая формула учитывает в страховой или накопительной части вы держите пенсионные выплаты, причем, чем меньше осталось в накопительной части, тем выше размер получаемой пенсии, также новая формула расчета пенсии будет учитывать, что пенсионные единицы будут начисляться не только за работу. Законом установлено несколько периодов, за которые взносы не уплачиваются, но возмещаются государством в следующих размерах.
Таблица 3
Не страховые периоды |
Количество баллов за 1 год |
Количество лет |
− служба в армии и другие приравненные к ней периоды (МВД, ФСБ, МЧС) − периоды ухода за престарелым (старше 80 лет), инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом − период отсутствия трудоустройства жен военно-служащих, сотрудников Консульства − период ухода за 1-ым ребенком |
1,8 |
− Без ограничения − Без ограничения − До 5 лет − До 1,5 лет |
Период ухода за 2-ым ребенком |
3,6 |
До 1,5 лет |
Период ухода за 3-им и каждым последующим ребенком |
5,4 |
До 1,5 лет (в общей сумме не больше 6 лет) |
Также в новой модели заложен принцип увеличения пенсии тем, кто добровольно откладывает выход на пенсию и обращается за ее назначением после установленного срока. Для этих работников придумана новая система, за 3 сверхурочных года фиксированная часть вырастит на 19 %, страховая на 24 %, а за 8 лет фиксированная увеличится уже на 73 %, страховая 90 %.
Изменения в новой реформе также коснулись и неработающих пенсионеров. С 1 января 2016 года вступил в действие ФЗ 385 «О приостановлении отдельных федеральных актов РФ, и о особенностях выплаты страховой пенсии», согласно этому закону с 2016 года индексация страховых пенсий будет осуществляться только для неработающих пенсионеров. Поэтому согласно этому закону, с 1 апреля водится для страхователей работодателей новая отчетность, то есть с 1 апреля работодатели будут предоставлять отчетность, о том, какие сотрудники у них работают. Это отчетность будет предоставляться ежемесячно до десятого числа каждого месяца, для того чтобы отслеживать какие пенсионеры, получатели страховых пенсий работают а кто не работают. Что касается работающих пенсионеров, если человек принял решение работать, то ему не будут индексировать пенсию за период его работы, но при выходе окончательно на пенсию, индексации которые сделаны для других пенсионеров будут учтены для этой категории пенсионеров, и они будут получать пенсию уже в индексированном виде, и стой индексацией, которую получили за предыдущие годы другие неработающие пенсионеры.
Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими пенсионными отчислениями. Но вопрос стоит еще и в том, чтобы выбрать предприятие, где работодатель честно выплачивает налоги и выдает «белую» зарплату, а не наличные в конвертах.
Пенсионная реформа будет проводиться еще долгое время, но уже сейчас можно сделать важные и не столь утешительные для многих выводы — к трудовому стажу работы требования стали в разы жестче!
Литература:
- Ерусланова Р. И. Пенсионное обеспечение в России: учеб. Пособие для вузов / Р. И. Ерусанова, Ф. Н. Емельянова, Р. А. Кондратьева. – М.: Дашков и К, 2008. – 608 с.
- Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. – М., 2002.
- Лушникова М. В. Курс права социального обеспечения: учеб. Пособие для вузов / М. В. Лушникова, А. М. Лушников. – М.: Юстицинформ, 2008. – 600 с.
- Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. – М.: Городец, 2000.
- Соловьев А. К. Пенсионное страхование: учеб. пособие для вузов / А. К. Соловьев. – М.: Норма, 2008. – 400 с.
- Федоров Л. В. Пенсионный фонд Российской Федерации: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2008.