Развитие любой отрасли знания неизбежно влечет за собой развитие терминологии, а так как экономика — самая быстродвижущаяся и быстроменяющаяся наука, особенно рыночная, то изучение живых, изменчивых и сложных фактов этого подъязыка науки на данный момент является весьма актуальным.
Прежде чем обратится к анализу экономической терминологии, получившему развитие в работе Б. Ц. Чугунова, следует отметить нетрадиционный путь решения обозначенной проблемы. Данное исследование сконцентрировано на малых лингвистических подсистемах, которые выступают, по мнению автора, неким экспериментальным участком, на котором «можно отрабатывать отдельные приемы анализа экономической терминологии». [3, с. 18]
Лексические единицы, образованные при помощи аффиксации, составляют значительную часть от общего количества слов анализируемой нами терминологии. В аффиксальном словообразовании различают суффиксацию, префиксацию, суффиксально-префиксальное словообразование.
На основе проанализированного фактического материала в диссертации установлено, что наиболее продуктивен при образовании существительных суффиксальный способ. Новые слова образуются:
1) от основ существительных для наименований лиц по профессии и роду деятельности: а) с помощью суффиксов: -ор-/-ер- (блогер, бракёр, клинингер, стартапер и др.); б) с помощью суффиксов: -ник- (офшорник, продажник, рекламник); -щик-, -чик-, -льщик- (динамитчик, креативщик, неонщик, пиарщик), употребляющиеся в разговорном стиле;
2) от основ прилагательных с помощью суффикса –ость- для обозначения качества предмета: офшорность, кративность;
3) от глагольных основ для названия процесса действия с помощью суффиксов: а) –ани(е)- / -ени(е)- (хеджирование, растаможивание); б) -к(а)- (растаможка, хеджировка), стилистически маркированные;
4) на основе словосочетаний с помощью суффикса -к(а)- для наименования предмета (кредитная карта — кредитка, акцизная марка — акцизка и др.), также стилистически маркированные.
Зафиксированы имена прилагательные, образованные от основ существительных с помощью суффиксов:
а) -ов-/-ев-, -ованн- (евродолларовый, хеджевый, брендованный). Сейчас в области экономики появляется немалое количество прилагательных, образованных от основ существительных на –нг с помощью суффикса -ов- (аутсорсинговый,баинговый, кейтеринговый, клининговый, мувинговый и др.); б) -н- (креативный, овердрафтныйидр.);
в) -(е)ск-/-ск- (имиджмейкерский, инсайдерский, логистический, провайдерский, промоутерский и др.).
Их можно разделить на следующие группы, соотвествующие трем терминосистемам:
Термины-прилагательные маркетинга образованные при помощи суффикса -ов-: краудфандинговая, аутсорсинговая, краудсорсинговая, трендовый, рибейтинговая, шеринговые, шерингованный, коворкинговый, трекинговый, фастинговый, ке́йтеринговый, инсайтовый, ремейковый, редиректинговый, ребрендинговые, ремаркетинговый, рестайлинговый, телемаркетинговые, фидбековый, кэшбэкинговый, сторителлинговый, трайвертайзинговый, бенчмаркинговый, брифинговавший, суб-брендовый, кросс-промоушенговый, бизнес-брифинговый, самомаркетинговый, брифинговавший. Суффикс -ов- дает значение принадлежности предмета лицу или явлению. Например: Франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие...
Термины-прилагательные финансов образованные при помощи суффикса -ов-: страйковый, фандрайзинговый. Суффикс -ов- дает значение принадлежности предмета лицу или явлению. Например: Биржа задает шаг страйковой цены.
Термины-прилагательные менеджмента образованные при помощи суффикса -ов-: франшизованный, скимминговое, скоринговая, пресейлинговый, фрилансинговый, франчайзинговый, паттернинговый, реселлинговый, дропшиппинговые, бенчмаркинговый. Суффикс -ов- дает значение принадлежности предмета лицу или явлению. Например: Стоит такая задача — задать пресейловую оценку.
Термины-прилагательные маркетинга образованные при помощи суффикса -ев-: лончевый. Суффикс -ев- дает значение принадлежности предмета лицу или явлению.
Например: Основной лончевый ролик вышел на ведущих национальные каналах.
Термины-прилагательные маркетинга образованные при помощи суффикса -н-: анкорный, тизертная, виральный, баннерный, инбредная, рибейтные. Суффикс -н- образует прилагательные со значением признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом. Например:
Собственно данное исследование сконцентрировалось на изучении виральных эффектов контента на стене…
Термины-прилагательные менеджмента образованные при помощи суффикса -н-: реквотное, оверрайдный. Суффикс -н- образует прилагательные со значением признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом. Например: Когда в терминале появляется реквотные окна, да еще и не раз, вместо подтверждения сделки.
Термины-прилагательные менеджмента образованные при помощи суффикса -к- (-ск-): вендорский. Суффикс -к- образует прилагательные со значением склонный к какому-нибудь действию, такой, что часто делает что-нибудь, или такой, с которым часто что-нибудь делается. Например: …наличие вендорских сертификатов является дополнительным преимуществом.
Термины-прилагательные маркетинга образованные при помощи суффикса -онн-: кастомизационное, верификационный.Суффикс -онн- образуют прилагательные со значением признака или свойства. Например: Верификационный код пользователь может получить с помощью мобильного телефона.
Термины-прилагательные менеджмента образованные при помощи суффикса -онн-: элиминационный. Суффикс -онн- образуют прилагательные со значением признака или свойства. Например: Наибольшее распространение нашли 2 вида мероприятий — элиминационное и непосредственное...
Термины-причастия маркетинга образованные при помощи суффикса -ем-: сэмплингуемый. Например: Мы рекомендуем семплингуемые товары…
Процесс транслитерации произошел вэкономических терминах: паттерн, трейдинг, трайвертайзинг, кэш, кэшбэк. Отмечено небольшое количество терминов-глаголов, образованных от имен существительных с помощью суффиксов: -(из)ировать/-овать (софтизировать, офшоризировать, скальпировать и др.).
Их можно разделить на следующие группы:
Термины-глаголы финансов образованные при помощи суффикса -ова(ть): страйковать фандрайзинговать. Суффикс -ова(ть) образует глаголы со значением осуществлять что-либо, находиться в каком-нибудь состоянии или предаваться какой-нибудь деятельности. Например: Биржа задает шаг страйковать ценам товаров. Кампания фандрайзинговала проект «Спортивная одежда».
Термины-глаголы менеджмента образованные при помощи суффикса -ова(ть): франшизовать, брифинговать, скимминговать, фрилансировать, франчайзинговать, паттернинговать, бизнес-брифинговать. Суффикс -ова(ть) образует глаголы со значением осуществлять что-либо, находиться в каком-нибудь состоянии или предаваться какой-нибудь деятельности. Например: Они паттеринговали информацию о конкурентах.
Термины-глаголы маркетинга образованные при помощи суффикса -ова(ть): брендинговать, трендовать, шеринговать, сэмплинговать, коворкинговать, трекинговать, фастинговать, кейтеринговать, ремейковать, редиректинговать, ребрендинговать, рестайлинговать, трайвертайзинговать, ньюсджекинговать, реселлинговать. Суффикс -ова(ть) образует глаголы со значением осуществлять что-либо, находиться в каком-нибудь состоянии или предаваться какой-нибудь деятельности. Например: Это оно ребрендинговало Эленберг в Кортланд. Отсюда решайте — стоит ли связываться.
Иногда в языке экономики появляются новые слова, образованные при помощи устранения суффикса. Например, виртуал (виртуальный магазин), безнал (безналичный расчет)
Таким образом, рассмотрение специфики в словообразовательных процессах экономических терминов обнаружило заметную интенсивность их протекания. Несмотря на стабильность и традиционность основных способов словообразования, результаты словообразовательных процессов по количеству полученных экономических новообразований оказались значительны. Особенно активными является производство абстрактных имен, дифференцированных по роду деятельности (риэлтер, аудитор, менеджер). Активны в качестве базы словопроизводства существительные на -инг-, -ор-, -ер-. Высокую продуктивность обнаруживают словообразовательные элементы с суффиксами -ов-, -ев- и -н-, со значением принадлежности лицу или явлению.
Литература:
- Даниленко, В. П. О терминологическом словообразовании / В. П. Даниленко//ВЯ — 1973. — № 4. — С. 76–83.
- Кинчина, Е. В. Когнитивные аспекты перевода экономических терминов. Дисс. … канд. филол. наук / Е. В. Кинчина. — Краснодар, 1999. — 214 с.
- Чугунов Б. Ц. Семантическое поле «Рыночные отношения» (на материале соврем. нем. и англ. языков): Дисс. канд. филол. наук / Б. Ц. Чугунов. — Пятигорск, ПГЛУ, 2000. — 148 с.
- Цаголова Р. С. Лексико-семантические особенности политико- экономической терминологии / Р. С. Цаголова. — М.: Изд-во Моск. ун- та, 1985. — 146 с.