Интерес к развитию творческих способностей в настоящее время обусловлен рядом причин. Самая главная заключается в расширении круга задач, требующих оригинального подхода, причем, если ранее такие задачи были характерны для узкоспециальных отраслей, то сейчас они стали постоянной частью профессиональной деятельности. Произошли изменения в понимании творческих способностей. Вплоть до первой трети XX века творчество отождествлялось с художественной деятельностью (рисованием, стихосложением и т. д.), а творческие действия требовали наличия таланта. Соответственно, представления о возможности развития творческих способностей и применении их при решении разных задач так и не сложились. Исходя из этого, можно утверждать, что развитие творческих способностей проблема для современной психолого-педагогической науки не только актуальная, но и новая. Осознание того, что творческие способности могут быть развиты целенаправленно, является достижением науки XX века. Во многом это связано с изменением характера человеческой деятельности, когда стало очевидно, что все больше ее отраслей требуют творческого подхода. На современном этапе творчество уже не связывается только с художественной деятельностью, также и понятие творческих способностей не связывается с талантом. Усложнение форм и приемов деятельности привело к изменению сущности задач, стоящих перед людьми. Успешность их решения нередко обусловлена оригинальным видением проблемы, способностью предложить нестандартное решение. Вместе с тем, особенно в последнее время, существенно расширился круг действий, которые могут быть выполнены при помощи технических средств. Сложные расчеты и даже рисование картины часто выполняет компьютер. Широкое применение техники позволяет освободить человека для творческой деятельности.
В приоритетном национальном проекте «Образование» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года закреплено, что в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, что требует наличия творческого потенциала у школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение разнообразия организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, а также освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
На современном этапе в условиях общеобразовательной школы данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Хотя признается, что ученик является полноправным субъектом отношений со своим внутренним миром и системой ценностей, довольно часто внимание сосредотачивается только на оценочных показателях. Эта тенденция значительно усилилась после современных реформ в сфере образования.
В отечественной психолого-педагогической науке проблеме развития творческих способностей, совершенствованию форм и приемов творческой деятельности традиционно уделялось большое внимание. Исследование творческой деятельности связано с именами Г. С. Альтшуллера, П. Я. Гальперина, В. А. Данилиной, З. И. Калмыковой, Я. А. Пономарева и В. Н. Пушкина, В. Д. Шадрикова, В. И. Тютюнника, Е. Г. Алиевой, Н. М. Гнатько, В. Н. Дружинина, Н. В. Хозратовой и др.
«Творчество» и «социализация» выступают, как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Кабаловский, Д. Б. Эльконин и др.).
Особую значимость данному исследованию придает тот факт, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих способностей. Начало учебы в школе является очень значимым событием для ребенка. Он начинает знакомиться с новой социальной средой и новым видом деятельности. Успешность развития творческих способностей в данном возрасте предопределена высокой чувствительностью ребенка к различным воздействиям.
В современной психолого-педагогической науке проблема развития творческих способностей вызывает повышенный интерес. Такое внимание обусловлено значением творчества для деятельности человека. Она связана с совершением двух видов действий: репродуктивных и творческих. Репродуктивные действия связаны с памятью человека, благодаря которой воспроизводятся или повторяются ранее выработанные формы поведения и деятельности. Творческие действия — это не только воспроизведение уже известного, но и появление принципиально новых продуктов деятельности. Соответственно творческие действия предполагают наличие особых способностей, определяемых как творческие [2].
В самом общем виде творческие способности определяются, как совокупность свойств личности, позволяющих осуществлять творческую деятельность [1]. Наиболее популярными подходами в исследовании творческих способностей являются психометрический и социально-личностный. Психометрический подход предполагает возможность измерения творческих способностей при помощи серии тестов. Однако, как показывает практика, способности к творчеству могут проявляться по-разному в зависимости от условий. Основное возражение вызывает тот факт, что уровень развития творческих способностей ставится в зависимость от развития познавательных способностей. Социально-личностный подход свое внимание сосредотачивает на качествах личности и характере ее отношений с миром. Общим для всех рассмотренных подходов является то, что творческие способности связываются с необходимостью создания принципиально новых продуктов деятельности, что предполагает использование большой совокупности знаний и умения рассматривать проблему с необычной точки зрения [3].
Успешность развития творческих способностей определяется несколькими условиями. Во-первых, это условия семейного воспитания. Исследователями выделяются следующие параметры микросреды, которые могут повлиять на развитие творческих способностей. Во-первых, гармония или дисгармония в отношениях между родителями, а также между родителями и детьми. Во-вторых, являются ли родители творческими или не творческими личностями, что делает их образцом для подражания и субъектом идентификации. В-третьих, существует ли в семье общность интересов. В-четвертых, важное значение имеют ожидания родителей, требуют ли они от ребенка каких-то достижений или независимости [4]. Во-вторых, развитие творческих способностей обуславливается способом организации учебной деятельности. Характеристика процесса обучения дается по следующим параметрам: характер связи между педагогом и учащимся на занятии, группировка учащихся на занятии, специфика их деятельности, место проведения занятия, режим проведения. В условиях общеобразовательной школы наиболее часто применяется коллективный способ обучения (классно-урочная форма организации). Он включает в себя следующие компоненты: работу ученика с учителем, работу ученика с источником знаний, работу учителя с группой учеников и взаимное обучение [4].
Многими исследователями (С. И. Баранов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, С. Ю. Курганов, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин) отмечается, что классно-урочная форма организации учебной деятельности затрудняет развитие творческих способностей. Она подразумевает, что все обучающиеся имеют одинаковый уровень развития способностей и не позволяет стимулировать развитие детей, уровень способностей которых выше остальных. Младший школьный возраст в силу своих особенностей является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. Соответственно, в случае необходимости может быть проведена целенаправленная работа в данном направлении.
Приступая к работе по развитию творческих способностей младших школьников, педагог-психолог должен провести диагностику. Для усиления эффективности необходимо получить от учителей информацию о том, как проявляются творческие способности детей во внеурочной деятельности. Чтобы избежать ошибок, необходимо помнить, что диагностика должна быть комплексной. Высокие или низкие результаты по отдельным методикам не являются достаточным основанием для вывода о творческих способностях младших школьников. Для развития творческих способностей младших школьников педагог-психолог может использовать методы, стимулирующие творческую активность детей: сказкотерапию, арттерапию и игротерапию. Они способствуют развитию творческих способностей детей в различных сферах деятельности. Педагог-психолог проводит консультации для учителей, работающих с младшими школьниками. Это связано с тем, что развитие творческих способностей у детей предполагает наличие таких способностей у взрослого, осуществляющего эту деятельность. По итогам занятий должен происходить обмен опытом и выработка практических рекомендаций для учителей и родителей. Взаимодействие с родителями является важной частью работы педагога-психолога, так как без этого диагностика уровня творческих способностей окажется неполной, а развитие творческих способностей в дальнейшем окажется затруднено [5].
Таким образом, в современной психолого-педагогической науке проблема развития творческих способностей вызывает повышенный интерес. Такое внимание обусловлено значением творчества для деятельности человека. Она связана с совершением двух видов действий: репродуктивных и творческих. В самом общем виде творческие способности определяются, как совокупность свойств личности, позволяющих осуществлять творческую деятельность. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих способностей. Начало учебы в школе является очень значимым событием для ребенка. Он начинает знакомиться с новой социальной средой и новым видом деятельности. Успешность развития творческих способностей во многом зависит от условий семейного воспитания и организации учебной деятельности. Приступая к работе по развитию творческих способностей младших школьников, педагог-психолог проводит диагностику, применяет методы, стимулирующие творческую активность детей: сказкотерапию, арттерапию и игротерапию, проводит консультации для учителей, работающих с младшими школьниками, родителями школьников.
Литература:
- Богоявленская, Д. Б. Одаренность и проблемы ее идентификации. / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 4. С.
- Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С.3–5.
- Ильин, Е. П. Творчество. Креативность. Одаренность. / Е. П. Ильин. — СПб.: — «Питер», 2008. — 360с.
- Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. — 1994. — № 5. — С.5–9.
- Хуторской, А. В. Развитие творческих способностей. / А. В. Хуторской. — М.: Владос, -2007. — 179с.