Подростковый возраст, по мнению многих исследователей, имеет переходный характер. С одной стороны, подросток ощущает себя вполне взрослым и стремится это подчеркнуть, с другой — ему явно не хватает опыта для конструктивного поведения во многих сложных ситуациях. Вместе с тем подростковый возраст имеет важное значение для формирования различных навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Так в подростковом возрасте подросток учится взаимодействовать с окружающими, проявляет себя как личность.
В связи с этим развитие межличностных отношений в подростковом возрасте приобретает особую актуальность. Ведущим видом деятельности является общение со сверстниками. Межличностные отношения в подростковом возрасте отличаются рядом особенностей. Если в общении с взрослыми подросток старается подчеркнуть свою независимость, то в отношениях со сверстниками подросток боится оказаться в изоляции. Из-за того, что подростки не в полной мере владеют навыками взаимодействия им сложно поддерживать межличностные отношения с окружающими. Причин и трудностей довольно много: эгоизм подростков, категоричность в суждениях, неспособность эмпатии и др.
Исследованием проблем подросткового возраста и межличностных отношений занимались ведущие отечественные ученые Л. И. Божович, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие. Их выводы позволяют утверждать, что проблеме развития межличностных отношений подростков часто уделяется недостаточное внимание. Многие родители недооценивают важность общения со сверстниками в подростковом возрасте и не всегда понимают характер возрастных изменений. В то же время в школе это направление развития личности подростков остается невостребованным.
Проблема межличностных отношений является важной психолого-педагогической проблемой. А. В. Петровский определяет межличностные отношения как взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным. То есть можно говорить о том, что межличностные отношения относятся к эмоциональной структуре группы, хотя, безусловно, в них присутствует и когнитивный элемент [6].
М. Ю. Кондратьев и В. А. Ильин под межличностными отношениями понимают объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, определяет характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности [3].
В общем виде межличностные отношения — это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы, которые определяются в основном совместной деятельностью, ценностными ориентациями. Они постоянно развиваются и выражаются в поступках и во взаимооценках членов группы, совместной деятельности, общении. Можно выделить три основных вида межличностных отношений: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Они обеспечивают регуляцию совместной деятельности, коррекцию поведения в соответствии с общепринятыми нормами и осознание взаимной значимости партнеров. Особую актуальность межличностные отношения приобретают в подростковом возрасте [4].
Подростковый возраст характеризуется определенными особенностями межличностного взаимодействия. В этом возрасте наблюдается выраженная направленность ребенка на общение со сверстниками. Для подростков характерно стремление подчеркнуть свою «взрослость» перед окружающими. Следствием этого становится подчеркивание своей принадлежности к группе сверстников и демонстрация своей независимости от взрослых. Наиболее частой стратегией поведения в данном возрасте становится согласие с ценностями и мнениями группы. Подросток остро переживает свое одиночество и поэтому всеми средствами стремится подчеркнуть свою принадлежность к группе. Для этого могут использоваться стиль одежды, специфические выражения [5]. Межличностные отношения в подростковом возрасте развиваются под влиянием ценностей группы, свободных от опеки взрослых. В то же время подростки осуществляют довольно строгий контроль за соблюдением правил поведения в группе. Межличностные отношения в подростковой среде формируют у подростков многие социально важные навыки, так как основы общения с окружающими отрабатываются именно в подростковой группе [2]. Очень часто развитие межличностных отношений в подростковом возрасте затруднено. Возникает необходимость в оказании психологической помощи подросткам.
Возможности психологической помощи в развитии межличностных отношений подростков основываются на работе педагога-психолога по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика и психологическая коррекция.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: познакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятных межличностных отношений подростков; популяризировать и разъяснить результаты новейших психологических исследований по настоящей проблеме; сформировать потребность в психологических знаниях о межличностных отношениях, желание использовать эти знания в работе с подростками или в интересах развития собственной личности; познакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания [1].
Психологическая профилактика предполагает: ответственность за соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного развития и формирования благоприятных межличностных отношений подростков; своевременное выявление таких особенностей подростков, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его поведении и межличностных отношениях со сверстниками; предупреждение возможных осложнений межличностных отношений подростков со сверстниками [1].
Осуществляя консультативную работу, педагог-психолог решает следующие конкретные задачи: консультирует администрацию школы, учителей, родителей по проблемам межличностного взаимодействия подростков. Проводит индивидуальные консультации подростков по вопросам межличностных отношений. Консультирует группы подростков и школьные классы по проблемам межличностных отношений. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных классных родительских собраниях [1].
В компетенцию и обязанности педагога-психолога входит выявление особенностей развития ребенка. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин нарушения межличностных отношений подростков находится в центре внимания педагога-психолога и имеет свою специфику. Задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально-психологических особенностях подростков, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними взаимодействует — учителям и родителям [1].
Осуществляя коррекционную работу по разрешению межличностных проблем в среде подростков целесообразно использовать диспут — метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения подростков на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения, позволяет учить аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему. Одним из перспективных методов решения межличностных проблем в среде подростков является организация работы с ними в тренинговых группах. Посещая тренинги в группе сверстников, подростки чувствуют себя более безопасно и комфортно. Цели тренинговой работы могут быть разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов: исследование межличностных проблем подростков-участников группы и оказание помощи в их решении; улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; изучение эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более гармоничного общения с людьми; содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала [1].
Каждое из направлений работы имеет свои особенности и требует от педагога-психолога компетентности в вопросах просвещения, профилактики, и консультирования по данной проблеме (умение подбирать необходимую литературу; умение предупреждать возможное неблагополучное развитие межличностных отношений подростков; умение создавать психологические условия, максимально благоприятные для межличностных отношений подростков), владение способами и методами психологической диагностики и коррекции нарушений межличностных отношений подростков.
Таким образом, подростковый возраст, по мнению многих исследователей, имеет переходный характер. Подросток учится взаимодействовать с окружающими, проявляет себя как личность. В связи с этим развитие межличностных отношений в подростковом возрасте приобретает особую актуальность. В общем виде межличностные отношения — это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы, которые определяются в основном совместной деятельностью, ценностными ориентациями. Межличностные отношения в подростковом возрасте развиваются под влиянием ценностей группы, свободных от опеки взрослых. В то же время подростки осуществляют довольно строгий контроль за соблюдением правил поведения в группе. Межличностные отношения в подростковой среде формируют у подростков многие социально важные навыки, так как основы общения с окружающими отрабатываются именно в подростковой группе. Возможности психологической помощи в развитии межличностных отношений подростков основываются на работе педагога-психолога по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика и психологическая коррекция.
Литература:
- Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / И. В. Дубровина. — М.: Академия, 1998. — 128с.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2001. — 440с.
- Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика. / М. Ю. Кондратьев. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
- Куницына, В. Н. Межличностное общение. / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. — СПб.: Питер, 2001. — 370с.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. / Л. Ф. Обухова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 321с.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. — 157с.