Встатье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: система образования, высшее образование, методика, инновационный подход, специальность, интерактивное задание, коммуникативный, профессиональная деятельность
«Национальная программа по подготовке кадров» Республики Узбекистан, требования рыночной экономики диктуют системе образования необходимость в подготовке обществу самостоятельно мыслящих, интеллектуально мобильных, знающих, конкурентоспособных специалистов и инициативных людей. Реорганизация системы образования предопределяет необходимость внедрения в учебную практику новых информационных и педагогических технологий.
Современная методика преподавания русского языка направлена на подготовку студентов к самостоятельному выполнению различных коммуникативных задач, возникающих в процессе деятельности человека, поиску необходимой информации. Реализация инновационных подходов в обучении русскому языку в национальных вузах способствует активизации деятельности студентов, позволяет разнообразить процесс обучения, повышает интерес к языку, стимулирует их творческую активность и мышление, способствует расширению кругозора, речевой культуры, внедрению интеграционных процессов.
Преподавательская деятельность имеет свою специфику, свои цели. Для достижения этих целей преподаватель применяет различные приёмы обучения. Преподаватель проектирует занятие таким образом, что исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не на предполагаемый результат, добивается поставленной цели. [2]
В процессе преподавания русского языка студентам, обучающимся по направлениям «Наземные транспортные системы и их эксплуатация», «Механизация сельского хозяйства», «Техника и технология оказания услуг» для решения коммуникативных задач студентам предлагаются такие тексты, как «Транспорт», «История создания тракторов и автомобилей», «Классификация автомобилей» и др. Для закрепления темы выполняется ряд заданий типа:
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1. Какие существуют виды транспорта?
2. Перечислите виды городского транспорта, имеющиеся в вашем городе.
3. Какие грузы перевозит железнодорожный транспорт?
4. Как перекачиваются нефть и газ?
5. Что является важнейшим резервом повышения эффективности использования автомобильного транспорта?
Задание 2. Составьте словосочетания ипредложения сданными словами: грузы, дороги, автомобили, грузоподъёмность, маршруты, ток, районы.
Задание 3. Дополните предложения:
- В ней изобретатель применил....
- В качестве двигателя....
- Для тракторов и автомобилей требовался....
- Ученик Ф. А. Блинова Я. В. Мамин создал....
Помимо лексической работы выполняется ряд разнообразных интерактивных заданий:
Выпишите в два столбика нейтральные слова и профессионализмы (Метод «Пинборд»).
Природа, механизм, окно, стамеска, шпиндель, любовь, шасси, книга, очки, скважина, агрегат, мотор, здание, дом, кузов, шпатель, газета, интеграл, шапка, комбайн. [4]
Успешно достижение цели занятия посредством ролевых игр:
1. Кто он по профессии? (игра-соревнование).
Студенты должны знать названия некоторых профессий на русском языке.
Задание. а) С помощью характерных движений покажите, как работает представитель какой-нибудь профессии; б) Отгадайте, какую профессию имеет в виду А.
- Кто лучше знает профессии? (игра-соревнование). Каждый по очереди называет профессии. Выигрывает тот, кто называет профессию последним.
- Где вы работаете? (игра-соревнование) — составление диалогов. Вопросы: — Где вы работаете? — Кто вы по профессии? — Кем вы работаете? [4]
Таким образом, применение новых педагогических технологий решает задачи коммуникативной направленности обучения, необходимости подготовки студентов к работе с литературой по избранной специальности, формирования навыков профессиональной деятельности. [3,5]
Литература:
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя. — М.: АРКТИ Глосса, 2000. — 165 с.
- Зиямухамедова С., Зиямухамедов Б. Новая педагогическая технология: теория и практика. Изд. мед. литературы имени Абу Али ибн Сино. Т., 2002.
- Протченко И. Ф., Бистрова Е. А., Баудер А. Я. Профессиональная направленность обучения русскому языку. — М.: Высшая школа, 1991. — 96 с.
- З. П. Аминова, Ю. К. Рахманова, С. И. Каргапольцева, Н. И. Шодманова. Учебное пособие по русскому языку. Карши, 2009. — 210 с.
- Фарсиянц Э. А. Обучение чтению специальных тестов учащихся национальных групп средних ПТУ Узбекистана. — Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Т.: 1990. — 246 с.