Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека с раннего возраста.
Одной из насущных проблем является диагностика физической и функциональной подготовленности школьников, выявление гемодинамических показателей, определяющих функционирование сердечно-сосудистой системы. Актуальность исследования обусловлена проблемой выявления механизмов адаптации и оптимизации физических нагрузок, разработкой методов и средств оценки функционального состояния школьников в условиях спортизации [1], что является важной задачей отечественной физической культуры и спорта.
Важной задачей является выявление функциональных резервов молодого организма в условиях повышенной физической активности. Определение уровня функциональных резервов ребенка позволит провести донозологическую диагностику, разработать и оценить эффективность профилактических, оздоровительных, коррекционных или реабилитационных программ [2, 3]. Традиционно под функциональными показателями понимают гемодинамические, такие как, частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Они, в целом, хорошо характеризуют функциональный статус организма. Оценка уровня функциональных резервов организма школьников лишь в условиях покоя, не может позволить получить более полную информацию о функциональных резервах ребенка.
Анализ полученных результатов детей разного возраста и пола специалисты осуществляют по субъективным оценкам, поскольку отсутствуют нормативы. Использование различных оценок функционального контроля, создает условия для врачебного мониторинга состояния сердечно-сосудистой системы детей и влияния различных факторов (пол, физическая подготовка) на результаты функциональных проб.
При соблюдении этих условий спортизация способствует гармоничному физическому и психическому развитию личности и эффективной социализации школьников. В решении задач медико-спортивного контроля важен научный подход к выбору характера и объема физических нагрузок [4], что и послужило побудительным мотивом для данного исследования.
Целью данного исследования является изучение влияния различных гендерных, социальных и физиологических факторов на изменение гемодинамических показателей ЧСС после нагрузки с помощью функциональной пробы Мартине-Кушелевского.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей до и после нагрузки;
2) провести сравнительный статистический анализ выборок.
В качестве объекта исследования выступили 23мальчика и 24 девочки от 8 до 17 лет, ведущих активный образ жизни, регулярно занимающиеся физическими упражнениями. Из них 24 ребенка (12 мальчиков и 12 девочек) посещают спортивные секции.
В качестве метода исследования выступила функциональная проба Мартине-Кушелевского, согласно которой испытуемый выполняет 20 приседаний в медленном темпе за 30 с. ЧСС считается до и после нагрузки за 10 секунд. Оценка реакции пульса на физическую нагрузку определяется сопоставлением данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т. е. определяется процент учащения пульса. ЧСС в покое принимают за 100 %, разницу в частоте до и после нагрузки — за Х. Составляется пропорция и выводится формула:
Оценка определяется по таблице 1.
Таблица 1
%прироста |
оценка |
%прироста |
оценка |
%прироста |
Оценка |
<25 |
«5,0» |
50,0–55,9 |
«3,8» |
80,0–84,9 |
«2,6» |
25,1–29,9 |
«4,8» |
56,0–60,9 |
«3,6» |
85,0–89,9 |
«2,4» |
25,1–34,9 |
«4,6» |
61,0–65,9 |
«3,4» |
90,0–94,9 |
«2,2» |
35,0–39,9 |
«4,4» |
66,0–70,9 |
«3,2» |
95,0–99,9 |
«2,0» |
40,0–44,9 |
«4,2» |
71,0–74,9 |
«3,0» |
100,0–104,9 |
«1,8» |
45,0–49,9 |
«4,0» |
75,0–79,9 |
«2,8» |
105–109,9 |
«1,6» |
Испытуемые разбивались на группы по гендерному и социальному (посещение спортивных секций) факторам. Сравнительный анализ оценок функциональной пробы производился с помощью U-критерия Манна-Уитни, позволяющего использовать внутригрупповые проверки достоверности различий, в программе «Statistica 10.0».
Результаты иобсуждение.
Средние значения оценки функциональной пробы, группированные по гендерному и социальному признаку представлены в таблице 2.
Таблица 2
Мальчики |
Мальчики (спорт. секция) |
Девочки |
Девочки (спорт. секция) |
3,727±0,094 |
3,512±0,111 |
4,154±0,183 |
4,109±0,112 |
Согласно приведенным данным мальчики обоих социальных групп показали приемлемые результаты, а девочки — хорошие.
Проверка статистической достоверности различий в оценках не выявила их, — различия носят случайный характер. Таким образом, занятия в спортивной секции не оказывают существенного влияния на функциональные показатели ЧСС, что может говорить о том, что простых занятий физической культурой достаточно для поддержания хорошего тонуса сердечно-сосудистой системы.
Сравнительный анализ оценок функциональной пробы по гендерному признаку проводился без дополнительного разделения выборки на социальные подгруппы, поскольку, как отмечено выше, социальный фактор не оказывает статистически значимого эффекта.
В результате проведенного анализа были выявлены статистически достоверные различия (p<0,05) в оценках функциональной пробы у мальчиков и девочек. Ящичная диаграмма сравнения данных функциональной пробы обеих гендерных групп представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительная диаграмма «ящик с усами» с оценками функциональной пробы гендерных подгрупп
Согласно данным сравнительной диаграммы видно, что функциональная проба ЧСС у девочек лучше, чем у мальчиков. Это может быть связано с более ответственным отношением к занятиям физической культурой и отношением к собственному здоровью, свойственному девочкам.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
– Занятие в спортивной секции влияет на функциональное состояние несущественно по сравнению с профилактическими занятиями физкультурой;
– Функциональная проба ЧСС у девочек лучше, чем у мальчиков;
– Занятия физической культурой благотворно сказываются на работе сердечно-сосудистой системы.
Литература:
- Бальсевич В. К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 4. — С. 56–59.
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Наука, 1979. — 448 с.
- Баранов А. А., Кучма Р. В., Сухарева Л. М. [и др.]. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 432 с.
- Гавриш Т. В., Салеев Э. Р. Особенности функциональной и физической подготовленности школьников 13–14 лет, дополнительно занимающихся легкоатлетическими прыжками // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2010. — № 9. — С. 245–254.