Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Влияние гендерного фактора на оценку функционального состояния у мальчиков и девочек школьного возраста при физической нагрузке / Е. Н. Денисов, М. А. Ермакова, А. В. Климов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43430/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека с раннего возраста.

Одной из насущных проблем является диагностика физической и функциональной подготовленности школьников, выявление гемодинамических показателей, определяющих функционирование сердечно-сосудистой системы. Актуальность исследования обусловлена проблемой выявления механизмов адаптации и оптимизации физических нагрузок, разработкой методов и средств оценки функционального состояния школьников в условиях спортизации [1], что является важной задачей отечественной физической культуры и спорта.

Важной задачей является выявление функциональных резервов молодого организма в условиях повышенной физической активности. Определение уровня функциональных резервов ребенка позволит провести донозологическую диагностику, разработать и оценить эффективность профилактических, оздоровительных, коррекционных или реабилитационных программ [2, 3]. Традиционно под функциональными показателями понимают гемодинамические, такие как, частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Они, в целом, хорошо характеризуют функциональный статус организма. Оценка уровня функциональных резервов организма школьников лишь в условиях покоя, не может позволить получить более полную информацию о функциональных резервах ребенка.

Анализ полученных результатов детей разного возраста и пола специалисты осуществляют по субъективным оценкам, поскольку отсутствуют нормативы. Использование различных оценок функционального контроля, создает условия для врачебного мониторинга состояния сердечно-сосудистой системы детей и влияния различных факторов (пол, физическая подготовка) на результаты функциональных проб.

При соблюдении этих условий спортизация способствует гармоничному физическому и психическому развитию личности и эффективной социализации школьников. В решении задач медико-спортивного контроля важен научный подход к выбору характера и объема физических нагрузок [4], что и послужило побудительным мотивом для данного исследования.

Целью данного исследования является изучение влияния различных гендерных, социальных и физиологических факторов на изменение гемодинамических показателей ЧСС после нагрузки с помощью функциональной пробы Мартине-Кушелевского.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей до и после нагрузки;

2) провести сравнительный статистический анализ выборок.

В качестве объекта исследования выступили 23мальчика и 24 девочки от 8 до 17 лет, ведущих активный образ жизни, регулярно занимающиеся физическими упражнениями. Из них 24 ребенка (12 мальчиков и 12 девочек) посещают спортивные секции.

В качестве метода исследования выступила функциональная проба Мартине-Кушелевского, согласно которой испытуемый выполняет 20 приседаний в медленном темпе за 30 с. ЧСС считается до и после нагрузки за 10 секунд. Оценка реакции пульса на физическую нагрузку определяется сопоставлением данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т. е. определяется процент учащения пульса. ЧСС в покое принимают за 100 %, разницу в частоте до и после нагрузки — за Х. Составляется пропорция и выводится формула:

Оценка определяется по таблице 1.

Таблица 1

%прироста

оценка

%прироста

оценка

%прироста

Оценка

<25

«5,0»

50,0–55,9

«3,8»

80,0–84,9

«2,6»

25,1–29,9

«4,8»

56,0–60,9

«3,6»

85,0–89,9

«2,4»

25,1–34,9

«4,6»

61,0–65,9

«3,4»

90,0–94,9

«2,2»

35,0–39,9

«4,4»

66,0–70,9

«3,2»

95,0–99,9

«2,0»

40,0–44,9

«4,2»

71,0–74,9

«3,0»

100,0–104,9

«1,8»

45,0–49,9

«4,0»

75,0–79,9

«2,8»

105–109,9

«1,6»

Испытуемые разбивались на группы по гендерному и социальному (посещение спортивных секций) факторам. Сравнительный анализ оценок функциональной пробы производился с помощью U-критерия Манна-Уитни, позволяющего использовать внутригрупповые проверки достоверности различий, в программе «Statistica 10.0».

Результаты иобсуждение.

Средние значения оценки функциональной пробы, группированные по гендерному и социальному признаку представлены в таблице 2.

Таблица 2

Мальчики

Мальчики (спорт. секция)

Девочки

Девочки (спорт. секция)

3,727±0,094

3,512±0,111

4,154±0,183

4,109±0,112

Согласно приведенным данным мальчики обоих социальных групп показали приемлемые результаты, а девочки — хорошие.

Проверка статистической достоверности различий в оценках не выявила их, — различия носят случайный характер. Таким образом, занятия в спортивной секции не оказывают существенного влияния на функциональные показатели ЧСС, что может говорить о том, что простых занятий физической культурой достаточно для поддержания хорошего тонуса сердечно-сосудистой системы.

Сравнительный анализ оценок функциональной пробы по гендерному признаку проводился без дополнительного разделения выборки на социальные подгруппы, поскольку, как отмечено выше, социальный фактор не оказывает статистически значимого эффекта.

В результате проведенного анализа были выявлены статистически достоверные различия (p<0,05) в оценках функциональной пробы у мальчиков и девочек. Ящичная диаграмма сравнения данных функциональной пробы обеих гендерных групп представлена на рисунке 1.

C:\Documents\Оценки М и Ж.jpg

Рис. 1. Сравнительная диаграмма «ящик с усами» с оценками функциональной пробы гендерных подгрупп

Согласно данным сравнительной диаграммы видно, что функциональная проба ЧСС у девочек лучше, чем у мальчиков. Это может быть связано с более ответственным отношением к занятиям физической культурой и отношением к собственному здоровью, свойственному девочкам.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

– Занятие в спортивной секции влияет на функциональное состояние несущественно по сравнению с профилактическими занятиями физкультурой;

– Функциональная проба ЧСС у девочек лучше, чем у мальчиков;

– Занятия физической культурой благотворно сказываются на работе сердечно-сосудистой системы.

Литература:

  1. Бальсевич В. К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 4. — С. 56–59.
  2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Наука, 1979. — 448 с.
  3. Баранов А. А., Кучма Р. В., Сухарева Л. М. [и др.]. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 432 с.
  4. Гавриш Т. В., Салеев Э. Р. Особенности функциональной и физической подготовленности школьников 13–14 лет, дополнительно занимающихся легкоатлетическими прыжками // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2010. — № 9. — С. 245–254.
Основные термины (генерируются автоматически): нагрузка, оценка, функциональная проба, функциональный резерв ребенка.


Похожие статьи

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста

Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Проблема влияния семейных отношений на формирование субъектной позиции в младшем школьном возрасте

Влияние педагогического фактора в гендерном подходе на изучение иностранных языков

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста

Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Проблема влияния семейных отношений на формирование субъектной позиции в младшем школьном возрасте

Влияние педагогического фактора в гендерном подходе на изучение иностранных языков

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос