Организация и проведение лекционных занятий для энергетических специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бейтуллаева, Р. Х. Организация и проведение лекционных занятий для энергетических специальностей / Р. Х. Бейтуллаева, Х. А. Халикова, А. П. Умиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 424-426. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43433/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье приведены методические рекомендации по организации и проведению лекционных занятий. Также в статье даётся краткая характеристика проведения лекции с применением технических средств обучения и комплекта слайдов.

Ключевые слова: лекционные занятия, технические средства обучения, методы изложения материала, учёт посещаемости студентов, электрические печи, автоматизация механизмов

Лекция в вузе — один из методов обучения, одна из основных системообразующих форм организации учебного процесса в вузе. Лекционное занятие представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем-лектором учебного материала, как правило, теоретического характера. [2] Цель лекции — организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции заключаются в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в отражении еще не получивших освещения в учебной литературе новых достижений науки, в оптимизации других форм организации учебного процесса.. При этом преподаватель в установленном порядке обязан использовать технические средства обучения, имеющиеся на кафедре институте. Сведения о посещаемости студентами лекционных занятий должны регулярно отмечаться и передаваться в деканат для анализа. [2]

Порядок подготовки лекционного занятия:

Лекция как элемент образовательного процесса должна включать следующие этапы:

  1. Формулировку темы лекции;
  2. Указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
  3. Изложение вводной части;
  4. Изложение основной части лекции;
  5. Заключение;
  6. Рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.

Начальный этап каждого лекционного занятия — оглашение основной темы лекции с краткой аннотацией предлагаемых для изучения вопросов.

В вводной части достаточно кратко характеризуется место и значение данной темы в курсе, дается обзор важнейших источников и формулируются основные вопросы или задачи. В этой части лекции демонстрируются основные педагогические методы, которые будут использоваться при изложении материала. Основная часть лекции имеет своей целью раскрытие содержания основных разделов При этом используются основные педагогические способы изложения материала: описание — характеристика, повествование, объяснение. [2] В заключительной части лекции проводят обобщение наиболее важных и существенных вопросов, делаются выводы, формулируются задачи для самостоятельной работы студентов и указывается рекомендуемая литература. В качестве примера рассмотрим порядок проведения лекционного материала. Лекции читаются в аудитории оборудованной электронными проекторами с использованием комплекта слайдов по данной лекции.

Тема лекции: Электрические печи сопротивления косвенного нагрева.

Студентам раздают листочки с заданием в виде таблиц, которые они должны заполнить в течении занятия и сдать в конце лекции. таблица З/XЗ/У

зНАЮ

хОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

  1. Основные разделы ипонятия, которые следуют изучить:

– Классификация печей сопротивления и области применения. [1]

– Типы и конструкции печей сопротивления косвенного нагрева.

– Печи периодического действия.

– Печи непрерывного действия.

  1. Изложение вводной части; Печи сопротивления косвенного нагрева, которые являются наиболее массовыми представителями электротермического оборудования. И вместе с тем весьма разнообразны по технологическому оборудованию, печи сопротивления косвенного нагрева можно разделить на три группы. [1]

1) Термические печи 2) Плавильные 3) Сушильные печи для плавки Изложение основной части лекции:

Типы и конструкции печей сопротивления косвенного нагрева.

Печи периодического действия разнообразны по конструкциям. Из них наиболее широко распространены камерные, шахтные, колпаковые, печи с выдвижным подом, элеваторные и термические электропечи-ванны. Колпаковые печи цилиндрическую или прямоугольную форму рабочего пространства, которое образуют «колпак» и стенд. Колпаковые печи изготовляются для индивидуального назначения и серийные на рабочую температуру от 350–12000С. [1]

Элеваторные печи –это электропечи с подъёмным подом. Они имеют камеру прямоугольной формы, поднятую над уровнем пола. Печи такого типа в основном предназначаются для длительных процессов термообработки

Камерные электропечи сопротивления весьма просты по конструкции и вместе с тем универсальны по назначению. Выпускают камерные печи серийно на рабочие температуры до 700, 1000 и 1250 0С с металлическими нагревателями а на рабочую температуру до 1300 и 16000С с нагревателями из карборунда и дисилицида молибдена.

Шахтные электропечи применяют в мелкосерийном производстве для различных видов термообработки длинномерных, крупногабаритных или мелких изделий в корзинах. [3].

Рис. 1. а) Колпаковая печь, б) элеваторная печь в) камерная печь, г) шахтная печь. 1-неподвижный стенд, 2- камера печи, 3-муфель печи,4- нагревательные элементы, 5- нагреваемое изделие, 6-под печи, 7-подъёмное устройство, 8- свод печи

Печи непрерывного действия характерны тем, что изделия в процессе нагрева перемещаются от загрузочного проёма к разгрузочному. Название типов печей непрерывного действия чаще всего соответствует виду механизма, перемещающего загрузку.

Туннельные печи. В них изделия перемещаются внутри рабочего пространства, представляющего собой длинную прямоугольную камеру с перемещающимися вдоль печной камеры футерованными тележками. печи применяют для различных видов термической обработки изделий из чёрных и цветных металлов, сушки и других процессов, температура которых не превышает 1300–15000 С.

Рольганговые печи. В этих печах перемещение изделий достигается вращением жароупорных роликов, размещённых на поду печи. Вращение роликов обеспечивается приводом рольганга с двигателем постоянного или переменного тока. Максимальная рабочая температура рольганговых печей 1100–12000 С.

Протяжные печи предназначаются для термической обработки проволоки, ленты, тонкостенных труб из чёрных и цветных металлов. Перемещение изделий в печи осуществляется протяжкой от специальных протяжных или намоточных устройств. В основном в этих печах производится отжиг и эмалирование медной и алюминиевой проволоки при рабочей температуре 6502С. [3]

Рис. 2. a) туннельная в)рольганговая, в) протяжная печь; 2- камера печи, 4-нагревательные элементы, 5-нагреваемая продукция, 6-огнеупорные тележки, 9 — огнеупорные ролики, 10 — намоточные устройства

Заключение: Все промышленные печи сопротивления работают с автоматическим регулированием температурного режима. Автоматическое управление механизмами печи обеспечивают быструю и чёткую работу механизмов. При механизации загрузки и выгрузки изделий повышается производительность, уменьшаются тепловые потери через открытые проёмы печи и снижается удельный расход электроэнергии.

Литература:

  1. Электротехнологические промышленные установки под редакцией А. Д. Свенчанского Энергоиздат. Москва 1982 г.
  2. Методические рекомендации по проведению лекционных занятий. «Новосибирский государственный педагогический универститет. 2012 г.
  3. А. В. Болотов, Г. А. Щепель Электротехнологические установки Москва «Высшая школа» 1988 год.
Основные термины (генерируются автоматически): печ, косвенный нагрев, вводная часть, лекционное занятие, непрерывное действие, основная часть лекции, рабочая температура, техническое средство обучения, периодическое действие, прямоугольная форма.


Ключевые слова

технические средства обучения, лекционные занятия, методы изложения материала, учёт посещаемости студентов, электрические печи, автоматизация механизмов

Похожие статьи

Комплектование лекционного материала для проектирования слайд-лекции

В научной статье приведен анализ проведения лекционных занятий для ВУЗов. Рассмотрены этапы проведения лекционных занятий и предложены правила комплектования лекционного материала для проектирования слайд-лекции. Приведём план слайд–лекции по теме «С...

Использование учебных видеофайлов Flash на примере предмета «Электротехнологические установки»

В статье приведены варианты использования специальных учебных видеофайлов Flash, в которых студенты подробно наблюдают работу электротехнологической установки, в процессе чего качество и степень освоения учебного материала существенно возрастает.

Методы преподавания лекции в университете

В данной статье разобраны основные методы и дана классификация преподавания лекций в университете. По опросу студентов второго курса, выдвинуты предложения по улучшению качества освоения учебного материала на лекциях.

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

План проведения открытого интегрированного занятия по русскому языку в национальных группах

В данной статье приведены общие положения по проведению открытого интегрированного занятия. Рассмотрены цели открытого учебного занятия и задачи преподавателя. Изложена технологическая карта занятия русского языка. Рассмотрены этапы занятия. Отмечены...

Методические условия организации интерактивного обучения естествознанию в 5 классе

Статья посвящена выявлению методических принципов и условий организации обучения курсу «Естествознание. 5 класс.» при использовании интерактивных видов деятельности.

Контроль знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий

В статье описана характеристика контроля знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий. Рассматриваются плюсы этого метода контроля в использовании на уроках географии.

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Конструктор технологических карт учебных занятий – как средство повышения эффективности подготовки преподавателя к учебному занятию

В данной статье рассматривается понятие технологической карты учебного занятия, дано подробное описание электронного конструктора технологической карты урока и инструкция по работе с ним, приведены примеры платных и бесплатных конструкторов уроков, п...

Похожие статьи

Комплектование лекционного материала для проектирования слайд-лекции

В научной статье приведен анализ проведения лекционных занятий для ВУЗов. Рассмотрены этапы проведения лекционных занятий и предложены правила комплектования лекционного материала для проектирования слайд-лекции. Приведём план слайд–лекции по теме «С...

Использование учебных видеофайлов Flash на примере предмета «Электротехнологические установки»

В статье приведены варианты использования специальных учебных видеофайлов Flash, в которых студенты подробно наблюдают работу электротехнологической установки, в процессе чего качество и степень освоения учебного материала существенно возрастает.

Методы преподавания лекции в университете

В данной статье разобраны основные методы и дана классификация преподавания лекций в университете. По опросу студентов второго курса, выдвинуты предложения по улучшению качества освоения учебного материала на лекциях.

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

План проведения открытого интегрированного занятия по русскому языку в национальных группах

В данной статье приведены общие положения по проведению открытого интегрированного занятия. Рассмотрены цели открытого учебного занятия и задачи преподавателя. Изложена технологическая карта занятия русского языка. Рассмотрены этапы занятия. Отмечены...

Методические условия организации интерактивного обучения естествознанию в 5 классе

Статья посвящена выявлению методических принципов и условий организации обучения курсу «Естествознание. 5 класс.» при использовании интерактивных видов деятельности.

Контроль знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий

В статье описана характеристика контроля знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий. Рассматриваются плюсы этого метода контроля в использовании на уроках географии.

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Конструктор технологических карт учебных занятий – как средство повышения эффективности подготовки преподавателя к учебному занятию

В данной статье рассматривается понятие технологической карты учебного занятия, дано подробное описание электронного конструктора технологической карты урока и инструкция по работе с ним, приведены примеры платных и бесплатных конструкторов уроков, п...

Задать вопрос