В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: семейное воспитание, сотрудничество, взаимодействие, педагогическое просвещение родителей, институт социализации
Современное дошкольное образование на своем пути развития всегда сталкивалось с многочисленными проблемами и трудностями, постоянно происходил поиск новых методов и форм, для совершенствования педагогической и воспитательной деятельности. Используя в работе закон «Об образовании РФ» и ФГС ДОУ, можно сделать вывод, что главное направление в государственной политике основано на тесном и непрерывном взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и родителей [5, с. 12]. Современные стандарты образования предусматривают полное и всестороннее развитие личности ребенка, начиная с самого раннего возраста. Детский сад, как важный институт социализации, помогает выявить индивидуальные качества личности и в результате роста и развития ребенка, раскрытые способности и интересы необходимы уже для дальнейшего школьного обучения. Для того чтобы развитие личности успешно было реализовано, важно соблюдать взаимодействие воспитателя дошкольного образовательного учреждения и родителей.
Семья является главным социальным институтом [2, с. 43]. С первого дня жизни ребенок, попадая в окружение своих родителей, получает ответы на вопросы «что такое хорошо? и что такое плохо?». Особенностью семейного воспитания является создание комфортной обстановки, доверительных отношений внутри семьи, помощь в трудных ситуациях — все это необходимо для развития ребенка и его социализации в обществе. Взаимодействие воспитателя и родителей дает в итоге положительные результаты.
Изучая научные труды русских и зарубежных ученых и педагогов, можно отметить, что имеются различные точки зрения по данному вопросу, но почти у всех ведущее место занимает непрерывное и полное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей, необходимое для всестороннего развития личности ребенка [3, с. 18]. Если рассматривать каждый социальный институт в отдельность, то можно выявить достоинства и недостатки в каждом из них. Ребенок проводит большую часть времени в детском саду. Воспитатель, в течение дня наблюдает за его поведением, настроением, состоянием здоровья, на занятиях выявляет интересы и способности детей. Но, каждый из них имея особенности ВНД (высшей нервной деятельности), проявляется своим темпераментом и индивидуальными особенностями личности. Можно выделить категорию детей-интровертов, которые отличаются социальной пассивностью, не всегда идут на контакт со своими сверстниками. Дети имеет трудности в социальной адаптации, в результате чего отношения со сверстниками не складываются [1, с. 28]. Хотя, в домашней обстановке такой ребенок проявляет большую инициативность, общительность и заинтересованность в окружающем мире. В данном случае, педагогическое просвещение необходимо как воспитателю, так и родителям. Оно обогащает знаниями и помогает выяснить индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, запросы, обоснованные реальными обстоятельствами жизни.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, позволяет найти общий план действий, в разработке новых технологий и коррективных методов для полноценного воспитания [2, с. 39].
В последнее время в образовательном процессе РФ уделяется большое внимание такому понятию, как «открытая система» [4, с. 24]. «Открытость» дошкольного образовательного учреждения позволяет родителям принимать активное участие в жизни ребенка, наблюдать за его поведением в кругу сверстников, участвовать в совместных мероприятиях, проводить родительские собрания, с обсуждением возникающих проблем и трудностей [1, с. 31]. Данная система включает несколько компонентов, но главными являются: воспитатель — ребенок — родители (рис.1). Центральное место в системе отводится воспитателю. Его инициативность, заинтересованность, умение создать благоприятную атмосферу в группе среди детей и родителей, в итоге повлияют на эффективность образовательного процесса.
Рис. 1.
Для оценки качества воспитательного процесса необходимы мониторинговые исследования взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями.
Они направлены не только на всестороннее развитие личности ребенка, раскрытию его внутреннего потенциала, но и является инструментом оценки качества самого образовательного процесса, что служит основой выявления и устранения недостатков в дошкольном и семейном воспитании.
Основой исследования взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями явилась технология Т. И. Бабаевой, которая подчеркивает взаимопонимание, взаимосвязь воспитателей и родителей и проходит под девизом «Возьмемся за руки, друзья» [3, с. 41].
Данная технология условно разделена на следующие этапы:
– диагностический (диагностика семейного воспитания); были использованы методы первичной диагностики-беседы с родителями, наблюдение за поведением родителей в детском саду, подготовлены анкеты для родителей на тему: «Семья и мой ребенок».
– Мотивационно-образовательный (подготовительный); родители включаются в образовательный процесс дошкольного учреждения. Выявляются особенности поведения и личности ребенка, возникающие проблемы и трудности в семейном воспитании, находят свое решение совместно с воспитателями.
– проектировочный, связан с постановкой целей и задач взаимодействия воспитателя и родителей. Для этого проводятся родительские собрания, где ребенок характеризуется не только со стороны воспитателя, но и родители информируют педагога об особенностях развития ребенка, его интересов. На данном этапе исследования было выявлено, что 30 % детей не получают должного общения со своими родителями, испытывают чувство тревожности и неуверенности в себе.
Для решения создавшихся проблем возникла необходимость к созданию воспитательной программы для родителей, в основе которой были заложены принципы Л. Г. Петряевской [4, с. 6]:
– принцип единства семейного воспитания;
– принцип значимости внутрисемейных отношений;
– принцип целостного развития личности ребенка.
Проводя анализ результатов педагогического мониторинга, были выделены наиболее значимые темы для педагогического образования родителей, в основе которых заложен принцип уважительного отношения к личности ребенка и ориентированы на запросы разных категорий родителей. Это могут быть такие темы «Семейный отдых», «Папа, мама и я — спортивная семья», «Кулинарный поединок» и др.
– практический (основной); происходит реализация целей и задач, направленных на развитие индивидуальных особенностей личности ребенка. На данном этапе происходит взаимодействие воспитателя, родителей и самих детей, например, совместное создание поделок, сюжетные игры и различные конкурсы, совместные с родителями фотоконкурсы, организация детско-родительских праздников.
– оценочно-рефлексивный этап (заключительный); подводятся итоги взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями, определяется результативность и коррективы на дальнейшее сотрудничество.
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями является необходимым для полного развития личности ребенка. Эффективности взаимодействия зависит от индивидуального подхода к ребенку и его родителям, положительного настроя, партнерских взаимоотношений с семьей, ориентируясь родительскими пожеланиями.
Литература:
- Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном дошкольном образовательном учреждении/ Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12.
- Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия/ Н. П. Борисова, С. Ю. Занкевич // Дет. Сад управление. — 2010. — № 2. — С. 5–6.
- Бабаева Т. И. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. — СПб., 2010.
- Петряевская Л. Г. Образование родителей: теоретические вопросы. Уч. мет. пособие/Л. Г. Петряевская. — М.: Гуманист. из. центр ВЛАДОС, 1999. — 120с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года.