В статье рассматриваются преимущества и недостатки применения программного обеспечения для психологического тестирования в процессе профильного самоопределения школьника, профессиональной ориентации студента, выявления профессиональной пригодности работника организации, предприятия. В качестве примера приводится несколько известных программных комплексов, таких, как iSpring Suite, Microsoft Office, Effecton Studio.
Ключевые слова: профильное самоопределение, профориентация, психологическое тестирование, ИКТ, iSpring Suite, Effecton Studio
В современном российском обществе одним из стратегически важных направлений является развитие производственной сферы, что вызывает непрерывно нарастающую потребность в высококвалифицированных кадрах различных специальностей и профессий. Развитие наукоёмких производственных отраслей экономики предполагает строить деятельность образовательной системы в направлении увеличения количества различных способов подготовки, усиления гибкости и конкурентоспособности модели выпускника.
В связи с этим, ключевые компетенции учителя, преподавателя, значительно расширяются, в частности, информационная компетенция включает в себя помимо навыков деятельности с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, умение работать с различными компьютерными программами, поисковыми системами Internet, цифровыми образовательными ресурсами. Следует отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в качестве дидактических средств обучения способствует более полноценному формированию универсальных учебных действий обучаемых.
Однако необходимо учесть, что использование данного метода в организации учебного процесса при наличии преимуществ сопровождается рядом недостатков и проблем. Анализ собственного педагогического опыта, а также приобретённого в личном общении с коллегами, общении на различных педагогических Internet-форумах показывает следующее.
Несомненных достоинств ИК-технологий достаточно много, вот некоторые из них:
– объективность и быстрота оценивания в компьютерном тестировании;
– математическая автоматизированная обработка больших массивов данных при минимальном количестве ошибок;
– при работе над учебным проектом по технологии имеется возможность до выполнения технологической части проекта изучить отдельные детали или натурно-практическое изделие в целом на примере 3D-модели (такие бесплатные программы как учебная версия КОМПАС-3D, Blender, другие);
– организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности, с использованием большой базы объектов для подготовки.
Вместе с тем, присутствует и ряд проблем. К сожалению, их тоже достаточно много. Наиболее значимые из них:
– недостаточная обеспеченность некоторых сельских образовательных учреждений современным оборудованием;
– некорректное определение дидактической роли ИК-технологий, их места на занятиях, что влечёт перегруженность урока демонстрациями, подавление межличностного общения, отсутствие прямого исследования действительности (отказ от «живого эксперимента»). Проблема более чем серьёзная. Учителю, превращающему урок в электронную феерию, следует помнить о методологическом принципе, известном как бритва Оккама, иначе говоря, помнить о разумной достаточности применения любого дидактического метода обучения;
– недостаточная подготовленность учителя для использования ИКТ влечёт за собой длительную подготовку к занятию, проблемы с поиском и подбором готовых ЦОР, созданием базы электронных ресурсов собственной разработки.
Стоит отметить, что учебно-методические комплекты, разработанные для реализации ФГОС, имеют в составе электронные приложения, включающие в себя как учебный материал, так и модули для тестирования. Однако у любого учителя присутствует стремление к индивидуализации урока, тем более, такой подход необходим при личностно-ориентированном обучении.
В педагогике настоящего времени разрабатываются различные подходы к обучению, ориентированные на индивидуализацию профильного самоопределения учащихся. Выбор профиля обучения обусловлен влиянием ряда факторов, среди них наиболее существенны умение подростка увидеть свою жизнь в её временной перспективе, способность к критическому анализу собственной личности и самостоятельному принятию решения.
Образовательная программа по профильному самоопределению подростков содержит, как правило, диагностический и ориентационный модули. Работа с диагностическим модулем предполагает заполнение и обработку большого количества психологических и других тестов.
Традиционные способы предполагают работу с бумажными бланками, что имеет ряд существенных недостатков. Математические и статистические подсчёты занимают достаточно много времени (хотя этот процесс подчёркивает метапредметность), страхуясь от ошибок учащихся, педагог вынужден перепроверять результаты, что в психологическом и профессиональном тестировании не является самоцелью, уровень наглядности невысокий. Все эти факторы значительно снижают мотивацию подростков к такому важному процессу, как познание собственного «Я». Нелишне упомянуть экологический и материальный аспекты, то есть расход бумаги.
Использование компьютерных программ, в отличие традиционных способов, лишено указанных выше недостатков. Рассмотрим некоторые из программных комплексов, подходящие для самостоятельного создания (программирования существующих) тестов.
iSpring Suite — программный комплекс для создания самых разнообразных тестов, анкет, опросников, учебных курсов, с возможностью произвольного определения критериев оценивания, анализа результатов. Интерфейс напоминает Microsoft Office, работать с программами комплекса удобно, достаточно иметь базовый уровень работы с ПК. С помощью iSpring Suite можно создавать интерактивные тесты и опросы для повышения эффективности процесса обучения.
Некоторые возможности комплекса:
– 23 типа вопросов, включая drag-and-drop;
– сценарии ветвления между вопросами;
– настраиваемый дизайн вопросов теста;
– добавление аудио и видео, персонажей;
– создание электронных книг, обучающих курсов и других интерактивностей.
Пользовательским недостатком для образовательного учреждения возможно считать достаточно высокую стоимость.
Следующий программный продукт — Effecton, профессиональный набор тестов для психолога, учителя средней школы, преподавателя образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, специалиста по управлению персоналом предприятия. Состав комплекса поражает своим объёмом, разнообразием методик и направлений, одно из основных — сопровождение в профессиональной ориентации. Effecton содержит большое количество профессиограмм, позволяет создавать базу данных, содержащую информация обо всех тестах, пройденных каждым из тестируемых, имеется программа для обработки данных СОРТ (статистическая обработка результатов тестирования), позволяющая легко и быстро получить основные статистические показатели результатов исследований, такие как «Объём данных», «Средняя арифметическая», «Среднее квадратическое отклонение», «Средняя ошибка», «Оценка достоверности разницы между средними арифметическими», «Коэффициент корреляции» и многое другое.
Как и в предыдущем случае, основной недостаток программного комплекса — высокая стоимость. Однако, в данном случае, модульное построение комплекса предусматривает возможность приобретения отдельных компонентов.
Анализируя личный опыт, хотелось бы обратить внимание на программу, инсталлированную практически на любой компьютер в составе пакета офисных программ. Речь идёт об электронной таблице, например, для операционной системы Windows — обычно Microsoft Office Exel и её приложение Visual Basic for Applications (VBA). С помощью этих средств возможно получить весьма впечатляющие разработки. Объектно-ориентированная среда программирования VBA, визуальный редактор макросов, позволяет писать микропрограммы, не имея понятия о программировании.
В целом это даёт возможность самостоятельно создать тесты, по необходимости снабжая их картинками, диаграммами и другим мультимедийным контентом. Причём тесты могут быть любыми по структуре — задания с выбором одного ответа (одновариантные задания), задания с выбором нескольких вариантов ответа (многовариантные задания). Это достигается применением инструментов панели «Элементы управления формы» (кнопка, флажок, переключатель), результаты автоматически обрабатываются с помощью арифметических операций (автосуммирование и т. д.) и стандартных логических формул «ЕСЛИ, И, ИЛИ». Пример логической конструкции (Тест Басса — Дарки, «Определение уровня тревожности»): =ЕСЛИ(СУММ(F8:H57)<50;50-(СУММ(F8:H57));(ЦЕЛОЕ(СУММ(СУММ(H8:H57)/2+СУММ(G45:G57)+СУММ(F8:F44))))). Данная конструкция подсчитывает количество данных тестируемым ответов (всего должно быть 50) и на выходе выдаёт количество недостающих ответов, передаваемое в следующую логическую конструкцию: =ЕСЛИ(A65=«Количество недостающих ответов:";" ";«Сумма баллов»). Если количество данных ответов равно 50, то на выходе — сумма набранных баллов, если меньше 50 — количество недостающих ответов.
Обучаемые с удовольствием работают с тестами, созданными учителем, порой принимая участие в их создании, что даёт им возможность практического применения своих познаний, полученных при изучении учебного предмета «Информатика и ИКТ».
И в заключение, перефразируя знаменитое изречение Сократа, можно сказать следующее. Процесс образования даёт знание. Расширяясь, пространство знания расширяет и пространство незнания. Информационное пресыщение не лучше информационного голода. Одна из задач педагога — ориентируясь на личность обучаемого, помочь ему определить собственные границы знания, в сбалансированной совокупности возможностей и потребностей его личности, а также образовательного запроса общества и государства.
Литература:
- Копотева Г. Л., Логвинова И. М., Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия — Волгоград: Учитель, 2015.
- Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Информационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие — М.: Дрофа, 2008.
- Соловьёва А. Ф., Компьютерные технологии для преподавателя — СПб: БХВ-Петербург, 2008.
- Трайнев В. А., Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / Трайнев В. А., Теплышев В. Ю., Трайнев И. В., — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.