Эклектика как архитектурная особенность на примере творчества Антонио Гауди | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 848 раз

Библиографическое описание:

Садыкова, Ю. Н. Эклектика как архитектурная особенность на примере творчества Антонио Гауди / Ю. Н. Садыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43450/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена проблеме архитектурного стиля гениального каталонского архитектора Антонио Гауди, сочетавшего в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора. Автор раскрывает уникальность стиля Гауди, основанного на смещении разных архитектурных стилей, на примерах из его архитектурного творчества.

Ключевые слова:модерн, архитектура, Антонио Гауди, эклектика, архитектурные формы, архитектурные стили

В 1890–1900 годах в разных странах Европы распространилось направление, получившее название стиля модерн. В архитектуре родоначальником этого стиля считают бельгийского художника — архитектора Виктора Орта. Архитекторы модерна стремились преодолеть сухой рационализм строительной техники, при этом используя рациональные конструкции, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику и т. п. Визитной карточкой этого стиля стали извилистые узоры металлических переплетов перил, маршевых лестниц, изгибы кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный орнамент из вьющихся водорослей и женских голов с распущенными волосами и вольно переработанные формы исторических стилей прошлого.

Архитекторы модерна обращались к декоративизму, используя символику в орнаментике декораций, в росписях и скульптуре интерьеров и фасадов. Линия у них становилась духовно несущей, и являлась основным выразительным элементом, который объединял общим мотивом все составные элементы целого. Но при этом, они никогда не цитировали природу, формы, которые они создавали, были совершенно абстрактными, хотя и наделенными мощной динамикой.

Антонио Гауди тоже считают архитектором модерна. Но Гауди не является архитектором одного стиля. В своем творчестве он объединил множество стилей и вывел свой собственный неповторимый и узнаваемый стиль, важной составляющей которого является связь архитектуры с природой. Он перенес законы природы на архитектуру, добился непрерывной текучести архитектурных форм, которая доступна только лишь живой природе. Он применил параболические перекрытия и наклонные древовидные колонны, а в его проектах, как и в природе, нет ни одной прямой линии.

Гауди ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, он считал, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога. Чтобы не «резать» помещение на части, он придумал собственную безопорную систему перекрытий. Подобные расчеты компьютерная программа смогла выполнить только через 100 лет.

В начале своей деятельности, Гауди заинтересовался неоготикой. Ему нравились идеи французского архитектора, реставратора готических соборов Виолле-де-Дюка и английского искусствоведа Джона Рескина, которые провозгласили декоративность основным началом архитектуры. Такие взгляды соответствовали представлениям Гауди об архитектуре. Но вскоре Гауди начинает интересоваться стилем испано-мавританской архитектуры мудехар, который соединил черты восточного и западноевропейского искусства, и возник по названию мусульман средневековой Испании, которые творили в этом стиле, а затем архитектурой Индии и Египта. Кроме этого, творчество Гауди везде пронизано символизмом.

Уже при создании первого дома — дома Винсенса, выполненного Гауди в 1878 году, он смешивает множество стилей. Дом создан им под влиянием испано-мавританского стиля мудехар, инкрустированный многоцветными майоликовыми плитками, с круглыми башнями по углам. Но в его интерьерах использованы элементы неоготики, барокко и модерна: потолки украшены свисающими лепными «сталактитами», дверные проемы разрисованы растительными и мифологическими орнаментами, а барочный псевдокупол выполненный перспективой на плоском потолке. Дом имеет простой прямоугольный план, выстроен из камня и кирпича, но вдохновение Гауди, которое он почерпнул в арабской архитектуре, сделало его похожим на сказочный дворец. Гауди сам разработал оконные решетки и ограду сада, и выполнил эскизы интерьера столовой и курительной комнаты. В этом проекте Гауди впервые опробовал приемы, которые потом стали составной частью его стиля: изобилие керамической отделки, пластичность, текучесть форм, разнообразные комбинации разностильных элементов, контрастные сочетание светлого и темного, горизонталей и вертикалей и т. п. Также при строительстве впервые был использован опыт создания параболической арки.

Встреча с богатым промышленником графом Эусебио Гуэлем-и-Басигалупи изменила жизнь Гауди. Граф Гуэль стал постоянным заказчиком Гауди, и предоставил ему полную свободу творчества.

Первой работой для графа Гуэля было строительство графского поместья в округе Гаффар в 1884–1887 годах. Эта постройка пронизана символизмом и тоже сочетает в себе различные стили. Здесь и элементы барокко — на уцелевших воротах выкован дракон, которой входит в состав эмблемы Каталонии, и влияние стиля мудехар — на павильонах башенки в восточных мотивах.

Следующая работа Гауди для графа — это здание барселонской резиденции Гуэлей, построенное в 1886–1891 годах. Это здание является ярким отображением собственного стиля Гауди. В нем он свободно оперирует декоративными элементами разных архитектурных направлений, и особое внимание уделяет дизайну. Гауди разработал в этом здании все — балконные перила, мебель, лепнину на потолках, сорок разных форм колонн. Благодаря сочетанию материалов и многоцветию, были созданы фантастические образы: кровля уставлена декоративными дымоходами и вентиляционными трубами, просторный главный зал венчался куполом с отверстиями, а огромные арки служили для въезда экипажей в конюшни, расположенные под домом.

В 1906 году Гауди получил заказ на реконструкцию Дома Мила, прозванного впоследствии «Каменоломня». Работа над перестройкой этого дома длилась до 1911 года. При строительстве Гауди выходит за пределы исторических стилей. Он, полностью убирая прямую линию и работая только с кривыми поверхностями, формирует собственный, всеми узнаваемый стиль.

Специально для Дома Мила была разработана новая технология строительства. Примером послужили легкие промышленные конструкции железнодорожных вокзалов, но металлические опоры были заменены колоннами из восстановленных кирпичей. Были возведены проемы с округлыми контурами, волнообразные стены, а также крыши, в которых нет плоских поверхностей. Фасад отделан вертикальным металлическим профилем. Доминирующей идеей Дома Мила была гора, которая оставляла впечатление движения, характерное для стиля модерн. Но при работе над этим проектом, Гауди использовал не только модерн, но и неоготику и барокко, и романтизм. В своем единении с природой, он был верен себе — он построил дом, который был похож на гриб, выросший на городской мостовой. А сложные формы и декоративные элементы, которые использовались при строительстве, также стали характерными для стиля Гауди.

Необычным выглядит поэтажный план здания — и квартиры, и все здание имеет сложный криволинейный вид. Внутренние перегородки имеют ломаные очертания и контрастируют с волнистой поверхностью фасада. При строительстве Дома Мила, Гауди применил новые конструктивные решения — здесь отсутствуют внутренние несущие стены, а все межэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Кровля опирается на аркады, а на крыше дома установлена терраса. Эта работа Гауди является одной из первых, в которых создано новое планировочное решение, которое впоследствии стало называться свободным планом, в ней он воплотил идеи гибкой планировки.

В 1891 году Гауди предложили продолжить начатый в 1882 году Собор Святого Семейства. Этому строительству он посвятил все последующие годы жизни, оставив ради него в 1914 году архитектурную практику. В 1883 году он начал строительство, возвел верхний храм, но затем остановил работу, решив заменить неоготический проект Вильяра своим собственным, что требовало больше времени и денег. Заказчики отказались финансировать проект, и Гауди переключился на другую работу. А пять лет спустя анонимный благотворитель пожертвовал на храм большую по тем временам сумму — полмиллиона песет, и Гауди с новыми силами взялся за строительство. Его работа легла в основу облика здания, который выполнен в нетипичном для храмовой архитектуры стиле. По его замыслу храм должны были окружать три грандиозных фасада, посвященных смысловым центрам евангельской истории — Рождеству, Страстям Христовым и Второму пришествию. Над фасадами поднимались 12 башен — колоколен, которые символизировали апостолов, а в центре храма возвысилась увенчанная крестом главная башня — символ самого Христа, окруженная башенками четырех евангелистов. Над алтарной апсидой располагалась башня Девы Марии. В проекте Вильяра высота собора составляла 120 метров, которую Гауди увеличил до 170 метров, и Собор стал самым высоким зданием Испании.

Свой замысел архитектурного воплощения Нового Завета Гауди осуществлял необычными средствами. Он хотел, чтобы сама природа славила Бога, чтобы колокола приводились в движение не людьми, а ветром, который продувал бы сквозные башни. Гауди говорил, что его храм будет подобен лесу, в котором мягкий свет будет литься через окна на разной высоте, и всем будет казаться, что это светят звезды. В этом творении Гауди воплотил конструкции на основе параболоида, колонны гиперболического типа, похожие на деревья, и внутреннее устройство боковых окон, пропускающих и распределяющих свет.

В Соборе нет прямых линий, а пространства перетекают друг в друга. При возведении «Саграда Фамилия» Гауди в течение всех лет прорабатывал и оттачивал орнаментальные и структурные формы. Источником вдохновения для него по-прежнему оставалась сама природа. Стилевое решение Гауди здесь достигло своей зрелости: неоготические тенденции, сочетаются со стилем модерн, сюрреализмом и элементами национальной каталонской культуры. Вся эволюция стилей чувствуется в символике, которую использовал архитектор, здесь и античные символы, и элементы средневековой геральдики и религиозного символизма, и реалистичное изображение растений и животных. Архитектор использовал символы не только из христианской культуры, но и дохристианской, а также восточной и западной. По задумке Гауди, храм должен являть собой образ духовной мудрости всего человечества и концентрировать в себе всю энергию жизни.

Стиль Гауди стал отражением его времени, в котором искусство развивалось на основе смешения двух начал — рационалистического и свободного от догм и традиций. Он шагнул вперед к поиску новых художественных принципов изображения и опередил свое время. Его творчество стало выражением природного жизненного начала, органические природные формы (облаков, деревьев, скал, животных, растений) стали источниками его архитектурных фантазий. Он воплотил законы природы в архитектуре, и природный мир стал главным источником вдохновения при решении и художественно — оформительских, и конструктивных задач.

Уникальным в его творчестве является то, что он создал собственную эклектику, смешав воедино множество архитектурных стилей. Произошло это потому, что в своем творчестве он шел не от стиля, а от идеи. Стили для него были не догмой, а всего лишь инструментом для осуществления идеи. Отсюда его оригинальный особенный стиль, в котором прослеживается смешение старинных традиций, стилистики модерна, национальной готики, сюрреализма, «арт-деко» и характерных особенностей народной каталонской культуры.

Масштаб личности Антонио Гауди находился на столетие впереди остальных. Поэтому его эклектика стилей, которая подарила нам россыпь неповторимых шедевров, являлась для него закономерной. Размах его гениальности не помещался в рамках одного стиля. Множество стилей сделали возможным воплощение его грандиозных творческих замыслов.

Литература:

  1. Леньо Жан-Мишель. Стиль модерн / Жан-Мишель Леньо. — Москва: Арт — Родник, 2010.
  2. Лисовский В. Стиль модерн в архитектуре / Владимир Лисовский. — Москва: Печатная слобода. Белый город. Воскресный день, 2016.
  3. Роу Д. Гауди. Жизнь и творчество / Джереми Роу. — Москва: Эксмо, 2014.
  4. Хворостухина С. Шедевры Гуди / Светлана Хворостухина. — Москва: Вече, 2003.
  5. Цербст Р. Гауди. Жизнь, посвященная архитектуре / Райнер Цербст. — Москва: Арт — Родник, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): стиль, архитектор модерна, множество стилей, прямая линия, работа, архитектор, быль, дом, сама природа, узнаваемый стиль.


Ключевые слова

архитектура, модерн, Антонио Гауди, эклектика, архитектурные формы, архитектурные стили

Похожие статьи

Керамика как один из видов творчества Пабло Пикассо

Целью публикации является обзор керамического наследия Пабло Пикассо и анализ источников влияния на его творчество, воплощенного в образцах керамики.

Потеря идентичности в архитектуре как глобальная проблема современных городов

Цель данной статьи — рассмотреть вопрос архитектурной глобализации, причины возникновения «интернационального стиля». Представить в целом многоплановость проблем и вопросов, связанных с урбанизацией, идентичностью и потерей уникальной атмосферы архит...

Европейские и российские традиции краткосрочного академического рисунка

Статья посвящена истории развития краткосрочных форм академического рисунка в Российском и европейском искусстве. Автор рассматривает вклад выдающихся художников и теоретиков искусства в практику обучения изобразительному искусству посредством различ...

Грань копирования в архитектурном проектировании

В статье описывается метод копирования, как способ поиска новых идей в архитектурном проектировании. Проводится грань между плагиатом и созданием собственного проекта. Прорабатывается вопрос, нужно ли обращаться к наследию мировой архитектуры при про...

Мифодизайн: проблематика и перспективы

В данной работе рассматривается важность мифологических аспектов в дизайне современной культуры, а также исследуются возможности использования мифологических мотивов в современном дизайне. Авторы статьи обращают внимание на то, как мифы и легенды вли...

Синтез цвета и звука в работах В. В. Кандинского

В статье автор пытается объяснить влияние явления синестезии в живописи. Конкретным примером является научная и художественная деятельность В. В. Кандинского.

Творчество Али-Владислава Алеева в контексте направления «сибирская неоархаика»

В статье рассмотрены особенности сибирской архаики как художественного направления. Дано краткое описание развития направления, формирования терминологии. Рассмотрено творчество современного югорского художника Али-Владислава Алеева как продолжателя ...

От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна

В статье рассматривается отечественный графический дизайн, как новый вид художественной деятельности. Просматривается развитие теории дизайна, его практический опыт в области промышленного дизайна и основные принципы теории дизайна. Определена роль о...

Оперный театр нового поколения: векторы развития оперного жанра в XXI в.

В статье автор исследует современные тенденции (векторы) развития оперного театра в XXI в.; развитие прогрессивной мысли, творческой инициативы режиссеров-постановщиков в создании востребованного и зрелищного оперного представления.

Авангард в изобразительном искусстве

В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...

Похожие статьи

Керамика как один из видов творчества Пабло Пикассо

Целью публикации является обзор керамического наследия Пабло Пикассо и анализ источников влияния на его творчество, воплощенного в образцах керамики.

Потеря идентичности в архитектуре как глобальная проблема современных городов

Цель данной статьи — рассмотреть вопрос архитектурной глобализации, причины возникновения «интернационального стиля». Представить в целом многоплановость проблем и вопросов, связанных с урбанизацией, идентичностью и потерей уникальной атмосферы архит...

Европейские и российские традиции краткосрочного академического рисунка

Статья посвящена истории развития краткосрочных форм академического рисунка в Российском и европейском искусстве. Автор рассматривает вклад выдающихся художников и теоретиков искусства в практику обучения изобразительному искусству посредством различ...

Грань копирования в архитектурном проектировании

В статье описывается метод копирования, как способ поиска новых идей в архитектурном проектировании. Проводится грань между плагиатом и созданием собственного проекта. Прорабатывается вопрос, нужно ли обращаться к наследию мировой архитектуры при про...

Мифодизайн: проблематика и перспективы

В данной работе рассматривается важность мифологических аспектов в дизайне современной культуры, а также исследуются возможности использования мифологических мотивов в современном дизайне. Авторы статьи обращают внимание на то, как мифы и легенды вли...

Синтез цвета и звука в работах В. В. Кандинского

В статье автор пытается объяснить влияние явления синестезии в живописи. Конкретным примером является научная и художественная деятельность В. В. Кандинского.

Творчество Али-Владислава Алеева в контексте направления «сибирская неоархаика»

В статье рассмотрены особенности сибирской архаики как художественного направления. Дано краткое описание развития направления, формирования терминологии. Рассмотрено творчество современного югорского художника Али-Владислава Алеева как продолжателя ...

От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна

В статье рассматривается отечественный графический дизайн, как новый вид художественной деятельности. Просматривается развитие теории дизайна, его практический опыт в области промышленного дизайна и основные принципы теории дизайна. Определена роль о...

Оперный театр нового поколения: векторы развития оперного жанра в XXI в.

В статье автор исследует современные тенденции (векторы) развития оперного театра в XXI в.; развитие прогрессивной мысли, творческой инициативы режиссеров-постановщиков в создании востребованного и зрелищного оперного представления.

Авангард в изобразительном искусстве

В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...

Задать вопрос