Академическая полемика как эффективный метод в преподавании литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 23.05.2017

Статья просмотрена: 354 раза

Библиографическое описание:

Ешниязова, Э. Н. Академическая полемика как эффективный метод в преподавании литературы / Э. Н. Ешниязова, А. А. Заримбетов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 436-439. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43458/ (дата обращения: 18.12.2024).



На современном этапе существуют три основных модели обучения: пассивная, активная и интерактивная. При пассивной модели обучения преподаватель является основной фигурой, основным видом занятий является лекция. При активной модели обучения преподаватель работает со студентом, может проводить вопросно-ответную форму обучения. При интерактивной модели обучения не только преподаватель работает со студентом, студенты работают между собой в сотрудничестве.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель — создать комфортные условия обучения, при которых каждый студент чувствует свою успешность, интеллектуальные возможности. Суть этой технологии в том, что учебный процесс осуществляется при условии постоянного, активного взаимодействия всех студентов. Это взаимообучение, где и студент, и преподаватель являются равноправными субъектами обучения. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия. Дает возможность педагогу стать лидером коллектива [1, с.8].

Интерактивное взаимодействие включает как доминирование одного участника учебного процесса над другими, так и одной мысли над другой. Во время интерактивного обучения студенты учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные решения. Кроме того, интерактивное обучение позволяет резко увеличить процент усвоения материала, принимать продуманные решения, потому что влияет не только на сознание студента, а и на его чувства и действия. По мнению русских психологов, наименьших учебных достижений можно добиться при условии пассивного обучения (лекция — 5 %. Чтение — 10 %), а наибольших — интерактивного (дискуссионные группы — 50 %, практика через действие — 75 %. Обучение других — 90 %). Студент способен читая глазами, запомнить 10 % информации, слушая — 26 %, рассматривая — 30 %, слушая и рассматривая — 50 %, обговаривая — 70 %, личный опыт — 80 %, общая деятельность с обсуждением — 90 %. Таким образом, если обучение пассивное, мозг не сохраняет то, что было представлено.

Более 2400 лет назад Конфуций сказал:

То, что я чувствую, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю.

Эти три простых утверждения объясняют необходимость использования активных методов обучения.

Академическая полемика — одна из форм интерактивного обучения. Данный интерактивный метод может быть эффективно применен в преподавании литературы народов содружества независимых государств (СНГ). Например, по типовой программе предмета изучается казахская литература, творчество известного казахского поэта Абая Кунанбаева. При изучении данной темы можно провести следующую работу. Сначала дать студентам прослушать «Семнадцатое слово назидания» Абая, но прослушать данное слово до определенного момента, как известно, в семнадцатом слове спорят сила, ум и сердце, судьей выступает наука, прослушав выступления силы, ума и сердца нужно выключить запись. Нужно задать такие вопросы кто думает, что сила самое главное качество в человеке, кто считает главным качеством человека ум, а кто думает, что самое главное в человеке сердце? После этого выслушать мнения студентов. Определив позиции студентов в группе, нужно объединить единомышленников в малые группы, каждая группа защищает свое мнение и доказывает свою правоту, в спорах рождается истина. У студентов могут появиться иное мнение, нужно дать им высказаться. После всей этой проделанной работы можно дослушать аудиозапись семнадцатого слова назиданий Абая, то есть нужно послушать выводы самого Абая Кунанбаева. Вывод таков: Каждый из спорящих сторон прав по-своему, каждый из них силен, но все-таки в человеке должны быть все эти качества, то есть в единении силы, ума, сердца автор видит главную мощь в человеке, а если нет их единения, то автор как наука отдает предпочтение сердцу.

Таким образом, во время занятий, используя метод академической полемики можно добиться следующих результатов: во-первых, все студенты глубоко изучают художественный текст, потому что студенты в данном случае не только прослушали и увидели, но и выполнили определенные задания, здесь уместно вспомнить вышеприведенное выражение китайского философа Конфуция. Для того чтобы выступить перед противниками студент должен глубже понять смысл художественного текста, они в подгруппах обсуждают и делают свои выводы, что даст в конечном результате возможность защиты своего мнения. Во-вторых, студенты, вступая в полемику, то есть, доказывая свою правоту, учатся ораторскому искусству, что очень важно для современного филолога.

При преподавании предмета литература народов СНГ данный метод можно применить еще в нескольких учебных ситуациях. По программе данного предмета изучается «Украинская литература, творчество Т. Г. Шевченко». При изучении данной темы можно применить метод академической полемики. Одним из самых известных произведений Тараса Шевченко считается поэма «Катерина». Данная поэма анализируется во время семинарских занятий по литературе народов СНГ. Студенты по-разному относятся к главным героям поэмы. Украинская девушка Катерина влюбилась в москаля Ивана, она не слушается своих родителей, которые предупреждают её, опасаются за ее судьбу, они не верят Ивану, а Катерина встречается с этим парнем, они любят друг друга, но когда наступает время Иван уезжает к себе на родину, оставляет беременную девушку. Катерина родила сына, оставила его цыганам, а сама бросилась в прорубь и кончила жизнь самоубийством. Мальчик просит милостыню на дороге, проезжает кибитка, а в этой кибитке сидит Иван со своей женой, жена, посмотрев на мальчика, улавливает какое-то сходство мальчика с мужем.

Перед студентами ставится вопрос «Кто виноват в этой ситуации?» Кого нужно судить: девушку Катерину, молодого человека Ивана?

В этой ситуации нужно определить позиции студентов, одни из них осуждают Катерину, другие Ивана, а некоторые студенты могут иметь свои собственные взгляды, в группе возникли противоположные мнения, единомышленников объединяем в одну группу. Теперь можно провести деловую игру «Суд над героем художественного произведения». Каждая группа выступает сначала в роли прокурора, а далее в роли адвоката. А те студенты, которые не обвинили ни кого из героев, а имели свой собственный взгляд, могут выступить в роли судьи.

Таким образом, создается ситуация, где каждый из студентов может высказать свое мнение. Что интересно, при проведении данного занятия возникают гендерные проблемы, каждый студент старается защищать свой пол, женский пол во многом обвиняет в случившейся ситуации Ивана, а молодые люди в основном обвиняют в этой ситуации Катерину. Интересен тот факт, что на решение данного вопроса влияет образ жизни человека, воспитание, взгляды на жизнь, семейное положение студентов и т. д. Например, представители женского пола, у которых уже есть семьи, воспитывают своих детей считают, что Катерина раз с ней случилось такое несчастье, то есть ее обманули, она осталась одна с ребенком на руках, она ради своего ребенка должна быть сильной, терпеть все трудности жизни, которые уготовила ей судьба. Многие молодые люди тоже осуждают поступки Ивана, особенно, девушки, настроены против этого героя, они делают определенные выводы по поступку Ивана. Вспоминают предупреждения родителей Катерины, многие из читателей задумываются, стараются понять не только родителей Катерины, но и вспоминают назидания своих собственных родителей.

Таким образом, изучаемые во время занятий художественные произведения носят воспитывающий характер, судьба молодых людей служит опытом, тем самым молодые люди предупреждены, на примере жизни героев произведения они вырабатывают свои характер. А метод академической полемики дает возможность студенту высказать свое мнение по определенному поводу.

По предмету литература народов СНГ изучается каракалпакская литература, на наших занятиях особое внимание обращается изучению литературы ХХ века, а именно, анализируя творчество талантливого представителя каракалпакской литературы ХХ века Тилеубергена Жумамуратова обращаем внимание на его поэму «Сказка о волшебном камне» («Кәсийетли гәўхар тас ҳаққында ертек»). Главный герой данной поэмы старик крестьянин, обрабатывая землю, находит волшебный камень. Через некоторое время он хочет оставить этот камень в наследство самому умному сыну, он зовет всех своих сыновей и задает такую загадку. Просит одного из сыновей взять в руки одну ветку дерева и сломать её, она сразу же сломалась, дальше приказывает взять в руки несколько десяток веток и сломать их, но как бы сыновья ни старались они не смогли справиться этой задачей. Старик решает оставить камень тому, кто разгадает данную загадку. Сколько бы ни старались дети старика они не могли разгадать её, дети старика узнали, что в соседней деревне живет пятнадцатилетний мальчик по имени Акылбек, что он может разгадать эту загадку. Они пошли к мальчику попросили разгадать им загадку, Акылбек ответил сыновьям старика, что сила человечества в единстве, если каждый из вас будет жить, работать по отдельности его легко будет сломать как одну ветку дерева, а если вы будете едины, вас не может победить никакой враг. Вот в этом и заключалась суть данной загадки. Узнав о том, что загадку разгадал пятнадцатилетний мальчик Акылбек, старик оставляет камень этому мальчику. И притом старик узнает, что Акылбек сын того человека, который много лет работал в этой земле, обрабатывал его, но скончался, а в тот момент, когда старику угрожала опасность, на него нападает тигр, который охранял волшебный камень, явился в образе охотника и спас его.

Группе задается вопрос для академической полемики, правильно ли поступил старик, кому он должен был оставить волшебный камень?

Студенты высказывают разные мнения, одни считают, что старик поступил правильно, так как этот волшебный камень должен принадлежать умному, достойному человеку, который может правильно распорядиться имуществом. Еще одни наоборот осуждают старика, считают, что он как родитель должен был оставить наследство своим детям, ни смотря, ни на что. Как говорится в спорах рождается истина, вступая в полемику студенты учатся, во-первых, выражать свои собственные взгляды по поводу того или иного вопроса, во-вторых, данное произведение носит воспитательный характер, по сему каждый студент делает выводы по вопросу единства, дружбы, согласия между людьми.

В заключении можно сказать, что интерактивная модель обучения дает возможность студентам группы работать в сотрудничестве, решать какие-то вопросы совместно, учатся слушать и слышать друг друга, создавая деловую ситуацию, преподаватель решает различные задачи, во-первых, добивается усвоения нового материалы, во-вторых, у студентов развивается критическое мышление. Еще следует отметить, что чтение художественной литературы, во-первых, обогащает фантазия читателя, во-вторых, каждая прочитанная книга развивает ум читателя, в-третьих, в хорошем художественном произведении раскрывается характер литературного героя, читатель может больше узнать о характере человека, в-четвертых, чтение книг помогает читателю рассматривать проблему с разных сторон и т. д.

Литература:

  1. Пометун О. Интерактивные технологии обучения, Киев 2004. с.8
  2. Абай Избранные, Москва 2006
  3. Шевченко Т. Полное собрание сочинений в шести томах Киев, 1964
  4. Т.Жумамуратов Избранные произведения в 2 томах, Нукус 1978
Основные термины (генерируются автоматически): студент, академическая полемика, волшебный камень, интерактивное обучение, группа, литература народов СНГ, старик, эта, каракалпакская литература, пятнадцатилетний мальчик.


Задать вопрос