В статье рассмотрены основные пассажирские автотранспортные предприятия г. Волгограда. Исследовано внедрение безналичной системой оплаты проезда с использованием бесконтактных карт в настоящее время. Разработаны рекомендации по формированию организационной структуры управления городским пассажирским транспортом.
Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, пассажирские перевозки, безналичная система, организационная структура, диспетчерская служба, информационная безопасность
Главная задача совершенствования организационной структуры управления общественным пассажирским транспортом — обеспечить единство функций и структуры системы управления в процессе достижения заданного качества пассажирского сервиса (услуги) на территории региона. В основе формирования организационной структуры управления общественным пассажирским транспортом должны находиться выделенные логистические функции, необходимые и достаточные для реализации основной цели — обеспечения заданного уровня сервиса пассажирских услуг. [1, c. 85]
Цель развития организации требует создания не только новых структурных подразделений, но и изменения оргструктуры, необходимых затрат на информационное и другие виды обеспечения. [3, c. 93]
Муниципальное унитарное предприятие «Метроэлектротранс» г. Волгограда — крупнейшее транспортное предприятие России. Включает в себя два трамвайных, один троллейбусный парк и трамвайно-троллейбусное депо. В структуру МУП «Метроэлектротранс» входит завод «ВЭТА», осуществляющий текущий, капитальный и капитально-восстановительный ремонты трамваев и троллейбусов. Сегодня трамваями и троллейбусами МУП «Метроэлектротранс» перевозится примерно 250 тыс. пасс. в сутки. Также данное предприятие обслуживает линию скоростного трамвая, имеющая два маршрута.
Структура МУП «Метроэлектротранс» состоит из следующих подразделений:
‒ служба скоростного трамвая;
‒ служба движения;
‒ служба подвижного состава;
‒ служба энергохозяйства;
‒ служба пути;
‒ служба вычислительной техники, автоматики и связи;
‒ служба наружного городского освещения;
‒ автотранспортный цех;
‒ цех легкового транспорта;
‒ завод по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА»;
‒ трамвайное депо № 2;
‒ трамвайно-троллейбусное депо № 3;
‒ трамвайное депо № 5.
МУП «ВПАТП № 7» в Волгограде обеспечивает достаточно высокий пассажиропоток. По данным МУП «ВПАТП № 7» в 2015 году автобусы предприятия перевезли около 8 млн. чел., а в 2016 году — около 14 млн. чел.
В настоящее время МКП «Городской центр управления пассажирскими перевозками» г. Волгограда занимается внедрением безналичной системы оплаты проезда с использованием бесконтактных карт в городском общественном транспорте с целью повышения качества транспортного обслуживания населения.
Функциями МКП «Городской центр управления пассажирскими перевозками» являются:
‒ администрирование перевозчиков на линии;
‒ контроль и мониторинг за своевременным выпуском автобусов на каждый маршрут. Возможность эффективного использования пассажирского транспорта на маршрутах;
‒ накопление, обработка и передача отчетных и статистических данных о работе пассажирского транспорта;
‒ расчет и составление расписаний, графиков движения на маршрутах;
‒ координация работы транспорта с целью качественного обслуживания и полного удовлетворения спроса и потребностей пассажиров;
‒ осуществление обследования пассажиропотоков на маршрутах с целью более рационального распределения подвижного состава на маршрутной сети;
‒ ведение «горячей линии».
Для создания автоматизированной системы учёта оплаты проезда (АСУОП) на общественном транспорте требуется провести следующие мероприятия:
- Выделение из состава МУП «Метроэлектротранс» диспетчерской службы и подготовка к созданию в дальнейшем МКП «ГЦУПП» (включая площади, оборудование и сотрудников), закупка необходимого оборудования.
- Заключение договоров между МКП «ГЦУПП» и МУП «Метроэлектротранс», МУП «ВПАТП № 7» на осуществление диспетчерского обслуживания транспорта.
- Организация процессингового центра (создание центра обработки транспортных транзакций, запуск билетного сервера).
- Организация Call-центра на базе «Горячей линии».
- Организация структуры, формирование отделов ГЦУПП, расширение функционала МКП «ГЦУПП», создание отделов «Организации дорожного движения», «Фото, видео фиксации нарушений», «Эвакуации транспортных средств», «По развитию», «Сектора обследования, моделирования и технического развития», «Организация диспетчерского обслуживания муниципального спецавтотранспорта».
- Организация отдела взаимодействия с внешними транспортными системами (в границах региона, прямого взаимодействия с федеральными транспортными перевозчиками: РЖД, аэропорт, межрегиональные автобусные перевозчики; и прямое взаимодействие с ФЦУПП).
- Организация центра видеонаблюдения на транспорте (создание каналов передачи и хранения данных с видеокамер).
- Организация аналитического центра ГЦУПП.
- Организация центра технического сопровождения и поддержки ГЦУПП с выделением отделов: «технической поддержки пользователей АСУ»; «информационной безопасности»; «технической поддержки инженерных систем»; «технической поддержки АСУ»; «технической поддержки периферийного и бортового оборудования».
Для формирования эффективной организационной структуры управления городским пассажирским транспортом нами предлагаются следующие мероприятия:
1. Создание «Единой диспетчерской службы». Создание на базе МУП «Метроэлектротранс» «Единой диспетчерской службы», которая будет включать в себя спутниковый мониторинг (ГЛОНАСС, GPS), автоматизацию систем пассажиропотока, процессинговый центр, терминалы оплаты и пополнения электронных кошельков, видеонаблюдение (в транспортном средстве и на остановках), тревожные кнопки, остановочные табло.
Создать мобильное приложение для пассажиров, через которое каждый человек сможет узнать, где находится транспорт, как ему проехать к какому-либо пункту. Вся эта информация будет аккумулироваться в сервисе отчетов и аналитики и передаваться ответственной организации и самим перевозчикам.
Система контроля пассажиропотока поможет отслеживать пиковые и межпиковые нагрузки, чтобы можно было оптимизировать транспортный поток и при необходимости разгрузить одни и дополнить другие маршруты. Следует предусмотреть установку терминалов оплаты и пополнения электронных кошельков.
Задачами диспетчерского управления и контроля являются:
‒ улучшение транспортного обслуживания пассажиров;
‒ повышение регулярности движения транспорта за счет непрерывного автоматизированного контроля движения;
‒ участие в процедуре формирования сводного маршрутного расписания движения транспорта общего пользования на муниципальной маршрутной сети города;
‒ контроль за исполнением сводного маршрутного расписания движения городского пассажирского транспорта;
‒ контроль за возникновением чрезвычайных ситуаций;
‒ обеспечение безопасности пассажирских перевозок;
‒ создание голосовой связи с водителями;
‒ повышение эффективности использования подвижного состава;
‒ анализ выполнения сводного расписания городским транспортом общего пользования;
‒ определение перспективных направлений развития и эффективное использование модернизированных информационных технологий контроля и управления пассажирским транспортом на базе средств вычислительной техники.
2. Внедрение системы RRC на транспортно-пересадочных узлах (RRC Security — информационная безопасность).
Система RRC обладает следующими возможностями: системы видеонаблюдения, колонны экстренного вызова, системы оповещения ГО и МЧС, полицейская радиосвязь, картографическая информация, данные GPS/ГЛОНАСС, пожарные системы, охранные системы; управление и контроль доступом, контрольно-пропускные и билетные системы.
Также данная система обеспечивает анализ и управление пассажиропотоками, обеспечивает безопасность: выявление попыток преодоления заграждений и турникетов в автоматическом режиме (камеры фокусируется на нарушителе, сопровождая его перемещение), автоматическое выявление фактов парковки частного транспорта в зонах, которые предназначены для общественного транспорта на территории транспортно-пересадочных узлов, обнаружение оставленного багажа и подозрительных предметов.
Использование этих мероприятий позволит повысить качество транспортного обслуживания населения, а также уровень безопасности и антитеррористической защищённости.
Литература:
1 Логистика: общественный пассажирский транспорт: учебник для студентов экономических вузов / Л. Б. Миротин [и др.]. — Москва: Издательство «Экзамен», 2003. — 224 с.
2 Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В. А. Гудков [и др.]. — Москва: Горячая линия — Телеком, 2006. — 448 с.
3 Теория организации. Организация производства на предприятиях: учебное пособие / А. П. Агарков [и др.]. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 260 с.