Cтатья посвящена вопросу применения коучинг-технологии, в частности, педагогического коучинга при обучении технологии швейных изделий в профессиональных колледжах.
Ключевые слова: легкая промышленность, профессиональное образование, педагог, ученик, учебно-дидактические материалы, коучинг технология
Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально-ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество. Немаловажное место в развитии внутренней рыночной инфраструктуры страны играет такая отрасль, как легкая промышленность.
Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.
В связи с принятием закона «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» на сегодняшний день стало актуальным развитие реального сектора экономики страны, в частности, отрасли легкой промышленности для развития которой естественным образом требуются высококвалифицированные и компетентные в своей области будущие специалисты [1].
На сегодняшний день приоритетным направлением в системе среднего специального и профессионального образования является выдвижение личности ученика, как субъекта образовательного процесса [2]. Коренные изменения, происходящие в системе образования распространились на все его виды, начиная от дошкольного до высшего профессионального, ставя основной задачей формирование интеллектуальной и духовно развитой личности. Для того чтобы знания специалиста были мобильными, он должен уметь обрабатывать накопленные знания и уметь их сохранить в оптимальном варианте. Он должен научиться постоянно пополнять свои знания и уметь их использовать в своей практической деятельности.
Подготовка высококвалифицированных специалистов в области профессионального образования требует от педагогов профессиональных колледжей осуществления индивидуального подхода при проектировании образовательного процесса.
Но далеко не каждый педагога учитывает индивидуальные особенности личности учеников при конструировании учебно-дидактического материала по специальным дисциплинам. Это проявляется в учебно-методическом комплексе тем, что для каждой отдельно взятой темы педагог предметник выбирает одну технологию исходя из содержания учебного занятия. Однако, при этом в большинстве случаев совсем не учитывается индивидуальные особенности тех учеников, которые будут обучаться данной дисциплине.
Решение этой проблемы может быть осуществлено через определение тех индивидуальных особенностей личности, которые непосредственно взаимодействуют при активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
В практике среднего специального и профессионального образования широко используется индивидуальный подход как средство реализации ценностно-смысловой и деятельностно-мотивационной парадигмы, обеспечивающей условия индивидуализации обучения и воспитания. Это может быть достигнуто за счет самостоятельной работы учеников, активных форм и методов обучения, которые могут реализоваться с помощью коучинг технологии.
В настоящее время тема коучинга стала одной из самых востребованных в области менеджмента и консалтинга. Большинство коуч-консультантов определяют его не только как метод непосредственного обучения, но и как философию, систему технологий и методов, направленных на постановку и максимально быстрое достижение целей. Эта технология помогала людям развиваться, осваивать новые навыки и достигать больших успехов.
Так что такое «коучинг»? Предлагаем несколько определений, данных его автором Тимоти Голви [3]:
- Это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.
- Это процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап её развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
- Это процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приёмов добиться самых высоких результатов.
В учебниках по менеджменту есть определение коучинга — это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения своей жизни.
Таким образом, коучинг — это индивидуальная тренировка человека для достижения значимых для него целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения результата.
Коротко смысл педагогического коучинга можно определить как движение к цели через полное раскрытие потенциала человека и команды. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. При профессиональной поддержке коуча, т. е. проводника, учащийся самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачные из них.
При осуществлении коучинг технологии в процессе обучению технологии швеных изделий необходимо учитывать специфику специальной дисциплины и её структурные особенности, а также межпредметные связи с другими как общепрофессиональными, так и специальными дисциплинами.
Блок специальных дисциплин по своей сущности направлен на формирование профессиональных умений и навыков, которые развиваются на основе применения индивидуализированной технологии обучения. В профессиональном образовании важное значение имеет индивидуальной подход при обучении профессиональным навыкам действия и их усвоения. Так при преподавании технологии швейных изделий усвоение профессиональных приемов работы зависит от того, насколько педагог может донести содержимое операций выполняемых действий при обработке того или иного узла одежды, которая может быть осуществлена через коучинг технологию.
Эта методика предназначена для расширения возможностей людей, осознавших потребность в изменениях и ставящих перед собой задачи профессионального и личностного роста. Она может быть направлена на реализацию планов в самых различных областях жизни. Все используемые в коучинге методы направлены, главным образом, на то, чтобы сосредоточить внимание учащихся на целенаправленном действии и побудить его совершить это действие, получив от этого удовольствие. Если кратко охарактеризовать сферы применения коучинга, то можно сказать, что личностный коучинг помогает:
– определять цели и оптимальные шаги их достижения;
– повышать самостоятельность и ответственность учеников;
– получать удовлетворение от своей деятельности;
– учиться находить новые пути эффективного сотрудничества;
– быстро принимать нужные решения в трудных ситуациях;
– согласовывать индивидуальные цели с целями организации;
– делать свою жизнь более богатой;
– открывать новые возможности;
– больше зарабатывать и меньше тратить;
– обогащать жизнь новыми продуктивными личными отношениями.
Этапы реализации коучинга при обучении технологии швейных изделий состоят из следующих:
Объяснение и демонстрация. На этой стадии коуч должен:
– обобщить все то, что необходимо объяснить и продемонстрировать, то есть при обучении технологии обработки любого узла одежды детально продемонстрировать поочередность операций сборки узла;
– сделать акцент на том, почему это важно и для чего необходимо знать начальную обработку, последующую обработку и отделку;
– обрисовать, как это будет выполняться в общем виде в виде сборочных схем разрезов узлов;
– объяснить и продемонстрировать, соблюдая логическую последовательность сборки деталей кроя;
– сделать обобщение, еще раз подчеркнув и объяснив важность изучаемого действия;
– отвести время на вопросы, уточнения и обратную связь для проверки понимания.
Осмысление обучения. Следует очень продуманно определять временной режим этой стадии. Часто все, что здесь требуется, — это просто несколько минут приватного разговора, сделанные на полях заметки или практика с некоторым элементом нового оборудования.
Обзор прогресса. На этом этапе коучу необходимо напомнить ученику о конечной цели программы обучения и предложить ему озвучить, каких результатов, по его мнению, они достигли на данный момент. Грамотно сформулированные вопросы могут помочь ученикам выявить любые мешающие обучению препятствия, с которыми они сталкиваются.
Коуч должен обеспечить ученику практические сессии трех типов:
– «безопасные» возможности: легко можно совершить ошибку и тут же исправить ее, причем без разрушительных последствий для себя и своего дела;
– возможности «близкого наблюдения»: ученики могут потренироваться в ситуациях реальной жизни в присутствии коуча;
– возможности «выборочной проверки»: ученик волен действовать по своему усмотрению в ситуации реальной жизни.
Исходя из выше сказанного можно сделать выводы о том, что коучинг технология способствует улучшению продуктивности деятельности учащихся, позволяет лучше использовать ресурсы учеников, а также коучинг открывает много не выявленных ранее талантов среди членов группы, многократно возрастают личная эффективность человека и скорость его продвижения к цели. Благодаря коучингу, личность развивает новые способности и навыки, которые увеличивают его эффективность. Всё это поможет раскрытию личностного интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Литература:
- Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».
- Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. –М.: Народное образование, 1998.
- Педагогика профессионального образования/ Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. Академия, 2007. — 368 с.
- Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / пер. с англ. [Текст] / У. Тимоти Голви. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 252 с.
- Парслоу Э., Рей М. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] /. Парслоу, М. Рей. — СПб.: Питер, 2003. — 204 с.