Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации общего химического образования посредством использования интегральных познавательных заданий при обучении школьников химии, в точности рассмотрена технология «кейс-метода».
Ключевые слова:интегральные познавательные задания, метод кейс-стади
Мир, в котором живет и воспитывается подросток, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют ему необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и современные образовательные технологии [1].
Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие — то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т. д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.
Для реализации педагогических целей учитель использует педагогические технологии. Понятие «педагогическая технология» включает в себя систему умений, обеспечивающих проектирование и осуществление педагогического процесса в определенной последовательности действий, процедур. Педагог строит учебно-воспитательную деятельность технологично в том случае, если понимает логику и структуру данной деятельности, отчетливо видит и настраивает все ее этапы, владеет умениями, необходимыми для организации каждого этапа. Необходимо помнить, что выбор технологии зависит отряда факторов:
– приоритетности целей образования;
– специфики содержания обучения;
– состава школьников и их количества;
– уровня технической оснащенности учебного процесса, создания единой образовательной среды [2].
Разработка технологии обучения учителем — это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя, практически — это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которая требует от учителя дополнительных усилий.
В образовательных стандартах значительно увеличены нормативы времени на состоятельную работу студентов. Таким образом, новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности школьника в процессе учения. При этом возникает проблема овладения специалистом новых информационных технологий — важнейших в современных условиях всеобщей информатизации аспекта информационной культуры. При этом не уменьшается роль дополнительной литературы по предмету, которую можно использовать в самостоятельной работе [4]. В решении этого вопроса может помочь кейс — технология. Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно- коммуникативных технологий, метода проектов.
Метод кейс-стади (от англ. Case — случай) получил признание в образовании в начале прошлого века и использовался в качестве анализа конкретных ситуаций. Под этой технологией понимают изучение предмета, путем рассмотрения большого количества ситуаций и задач в определенной комбинации [3]. Данная технология способствует развитию умений: анализа ситуаций, выбора оптимального пути решения, оценивая альтернативного решения заданий. Задачей этого метода является максимальная активизация каждого ученика в самостоятельную работу по решению проблемы. Кейс — технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, задания по выбранной теме, электронные материалы. Технологии этой группы используют, по возможности, компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, переписки и обеспечения, обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, печатной литературы, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с учителем и одноклассниками, что является неоспоримыми преимуществом традиционных форм обучения. Кейс рассматривает более полно тему, входящую в предмет, включает цитаты из источников, содержит проблему понятную ученику. Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:
– доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;
– наглядность т. е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа — компоненты, схемы;
– наличие интерактивных заданий;
Предлагаю варианты кейсов, которые можно применить при изучении предмета «Химия»:
Кейс № 1
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
Кажется сказкою это,
А в сущности — только………
- Кто и когда впервые осуществил синтез воды?
- Какой воздух тяжелее — сухой или влажный?
- В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, и в каком — наименьшее?
- Назовите восемь наименований состояния воды, принятых в метеорологии. Сколько молекул воды в океане?
- Что такое снежинки?
- Распадаются ли в воде на ионы ее собственные молекулы?
- Может ли вода гореть?
- Может ли вода течь вверх?
- Перечислите химические и физические свойства воды.
- Роль воды в жизни человека
Кейс № 2
До середины 50-х годов прошлого столетия считали, что этот металл — один из самых малополезных металлов. Ради обладания этим металлом велись войны, порабощались государства, сын убивает отца, братья убивали сестер, дети своих матерей. Гибли целые народы, превращались в пустыни плодородные края, потоками лилась кровь и целыми реками — слезы и пот. Сколько людей погибло и сколько еще погибнет в борьбе за обладание этими металлом, знает, наверное, один Бог. Что же это за кровожадный металл?
- Название
- Строение атома
- Положение в таблице Д. И. Менделеева
- Химические свойства
- Физические свойства
- Применение
Кейс № 3
Люди издавна гадали
Как метал им уберечь?
И теорию создали…..
Вот о ней как раз и речь.
- О чем говорится?
- Что это такое?
- Какие виды Вы знаете?
- Какие вы знаете методы защиты?
Применение описанной технологии придает урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к химии как к науке, а так же способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Технология кейс-метода способствуют повышению эффективности обучения предмета химии, а также коммуникативных качеств личности учеников
Литература:
- Веденина Т. И. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников.
- Имакаев В. Р. Образование и ось времени // Философия образования и реформа современной школы. — Пермь 2002.
- Лямин А. Н. Интегральные познавательные задания на уроках химии. — Киров 2014. — 63 с.
- Муравлева О. И. Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии
- Черновая О. С. Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий