В статье исследуется значение природы в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста и развитии их. С помощью природных материалов дети прекрасно развивают свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеют прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов.
Ключевые слова: сенсорное воспитание, природа, дошкольный возраст, восприятие, ощущения, природные материалы, чувственное познание
The article studies the importance of nature in sensory education of children of preschool age and their development. With the help of natural materials, children perfectly develop their eyesight, touch, taste, smell, hearing, and also have an excellent opportunity to practice in distinguishing temperature, to feel the difference in weight and form of objects.
Keywords: sensory education, nature, preschool age, perception, sensations, natural materials, sensory cognition
Постановка проблемы: Актуальность этой проблемы, приводит к мысли, что педагогам, надо проводить колоссальную работу в данной направленности: от непосредственного знакомства с объектами природы на улице, для достижения сенсорных эталонов, до создания развивающей среды.
Ребенок напрямую воспринимает обилие качеств и свойств природных объектов: форму, значение, звучание, цвет, положение в пространстве и т. д. У него формируются начальные определенные и эффектные представления о природе, которые в будущем ориентируют его увидеть и осознать связи и взаимоотношения природных явлений, а также овладевать новейшими представлениями.
Многообразие предметов природы дает возможность сформировать увлекательную и полезную деятельность малышей. В ходе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся с особенностями и свойствами предметов и явлений природы, учатся видеть их видоизменение и становление. У них формируется любознательность.
Приобретенные знания и умения воспитатель способен рекомендовать дошкольникам применять в практике: дети увлажняют песок, поливают водой снег, с целью формирования крепких сооружений, обмазывают глиной основание ручейков и каналов, для того чтобы удержать воду. В течении данной работы происходит последующее усовершенствование знаний и развитие способностей.
Природа всегда притягивает внимание ребенка, ставит перед необходимостью включать в познавательный процесс всевозможные органы чувств: зрение, осязание, обоняние и слух. От степени сенсорного развития детей зависит его будущий успех: в какой степени дошкольник абсолютно слышит, видит, осязает находящееся вокруг, до такой степени лучше он способен оперировать данной информацией настолько ведь конкретно данные навыки способен выразить в речи. Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта.
Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентировки в безгранично меняющемся окружении, возможности эмоционально понимать красоту и гармонию мира.
Знакомство дошкольников с природой — это способ образования в их сознании реалистических познаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании верного отношения к ней.
Для того чтобы малыши должным образом восприняли явления природы, очень важно обращать процесс восприятия ими природы.
Отсюда вытекает то, что в основаниях ознакомления дошкольника с природой обязаны быть наглядность, непосредственное влияние объектов природы на их органы чувств. Они должны иметь возможность ознакомиться с предметами, прикоснуться к ним, послушать, попробовать на вкус, почувствовать их тяжесть.
Анализ литературы по теме исследования. В научных исследованиях теоретические основы природы как средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, А. П. Усова, А. Г. Рузская, В. П. Зинченко; в теории дошкольного воспитания вопросы восприятия аспектах рассматривались практиками и исследователями: Венгер Л. А., Печора К. Л., Пилюгина Э. Г. Ф. Фребеля, Г. Домана.
Цель статьи: раскрыть влияние природы в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала. Природа — важный инструмент обучения и становления ребенка дошкольного возраста. Дошкольник выполняет множество открытий, общаясь с ней. Неповторимо любой живой субъект, замеченный малышом. Различны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми ребята таким образом предпочитают играть. Они общаются с природой в любую пору года — и когда кругом лежит легкий белоснежный снег, и когда цветут сады. Отличительную ценность для малыша при знакомстве с природой исполняет лицо взрослого, совместно с которым и совершается изучение ребятами окружающего вокруг мира.
Ни один использованный дидактический материал не поспорит с природой, согласно многообразию и мощи развивающего действия для малыша. Объекты и явления природы ясно представляются пред ребенком. С содействия ощущений ребята познают единичные свойства, характеристики объектов, которые конкретно влияют на его органы чувств. Таким образом ребенок познает о том, что объекты обладают собственным вкусом, цветом, величиной, запахом, звуком, весом, температурой и иное [2, c. 15].
Подобным способом, ребенок конкретно, через органы чувств, воспримет обилие качеств природных объектов: форму, величину, звуки, цвета, положение в пространстве, движение и др. У него сформировываются начальные точные и эффектные представления о природе, какие в будущем могут помочь ему обнаружить и осознать взаимосвязи и взаимоотношения природных явлений, овладеть новейшими определениями.
Многочисленные взаимосвязи и взаимоотношения среди природных явлений ребята постигают в ходе исследований. В ходе наблюдений, игр и работы в природе ребята знакомятся с особенностями и свойствами предметов, явлений природы, постигают видеть их видоизменение и прогресс. Приобретенные навыки и умения педагог в силах рекомендовать дошкольникам применять в практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег в целях формирования крепких сооружений, обмазывают глиной основание ручейков и каналов, для того чтобы сдержать воду. В ходе данной работы происходит последующее усовершенствование знании и становление интеллектуальных возможностей [3, c. 27–28].
В дошкольном образовательном учреждении ребенка знакомят с природой и её предметами, что же оказывает огромное воздействие равно как сенсорное воспитание в частности, столь и на становление дошкольников в целом. При этом чрезвычайно значимо место воспитателя — его способность образовать условия, обеспечивающие динамичность и независимость любого воспитанника при знакомстве с природой. По этой причине, в случае если рассуждать о задачах, стоящих пред педагогом, знакомящий ребенка с природой, в таком случае одним из их числа станет развитие у ребенка элементарной системы знаний. Система знаний о природе содержит сведения о её предметах и явлениях (их признаках, свойствах), а кроме того взаимосвязях и взаимоотношениях среди них. Сведения о природе у ребенка-дошкольника образовываются на уровне суждений, в каких отображены значительные, однако по внешнему виду выраженные особенности, связи и взаимоотношения [1, c. 9].
Освоение ребятами окружающего мироздания наступает с ощущений и восприятий, какие возникают в ходе влияния объектов и явлений природы в его органы чувств. И. П. Павлов продемонстрировал, что физиологической базой чувственного познания служит общая работа визуального, слухового, дерматологического, обонятельного и прочих анализаторов. Нежели более анализаторов примет участие в восприятии, этим вернее, обильнее, красочнее и содержательнее понимание. Из этого места вытекает, что в основах ознакомления ребенка с природой обязаны находиться наглядность, конкретное влияние объектов и явлений природы в их органы чувств. Ребята обязаны владеть право взглянуть предметы, прикоснуться, послушать, попробовать, почувствовать их вес и т. д. Основной ресурс познаний об обществе — ощущения. С содействием чувств ребята познают единичные свойства, качества объектов, какие напрямую влияют на аппараты его чувств. Таким образом, ребенок познает то, что объекты обладают неповторимым вкусом, цветом, запахом, массой, температурой и др. Наиболее трудоемким познавательным процессом представляет собой восприятие, обеспечивающее отображение абсолютно всех свойств объекта, с каким ребята напрямую соприкасаются [4, c. 11–13].
Выдающие зарубежные научные работники в сфере дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а кроме того знаменитые представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Казак, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и прочие) объективно полагали, что сенсорное развитие, нацеленное на обеспечение полного сенсорного становления, представляет собой одной с ключевых сторон дошкольного воспитания.
Важную роль Тихеева придавала исследованию ребенком дошкольного года явлений природы. «Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы, — писала она. — Каждый детский сад должен иметь садик или хотя б двор» [6, c. 41].
В каждое время года ребята получают удовольствие от большинства чувств, какие предоставляет природа. Свободно и с удовольствием дети усваивают наименования цветов, трав, животных, внешний вид, строение. Подобный конкретный контакт может помочь им точно обнаружить их, разбираясь согласно форме, строению, запаху, по влажности, гладкости, пушистости.
Для наиболее эффективного решения данных задач возможно сформировать развивающую сферу в группе. В области сенсорного воспитания ребенок-дошкольник способен приобрести все без исключения эти чувства, какие ещё согласно этим либо другим обстоятельствам недостаточно в реальном мире. С помощью природных материалов ребята превосходно развивают собственное зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также обладают отличной возможностью потренироваться в различении температуры, почувствовать разницу в весе и форме объектов. Сенсорные упражнения дают ребятам право распознавать и систематизировать объекты согласно объему, фигуре, окраске, степени шероховатости либо гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию [2. c. 116].
Знакомя ребенка с разными особенностями объектов допускается применять естественный и бросовый материал. С целью формирования осязания применяем: кусочки меха, шишки, желуди, емкости с крупой (горох, фасоль, пшено, гречка). С целью обоняния: природные запахи (укроп сухой, кофе, мята, апельсиновые корки). Становление вкусовых качеств: лимоны, бананы, чеснок, овощи. С целью формирования слуха: применяем музыкальные инструменты, изготовленные собственными руками (маракасы, банки), диски с звуками природы. Те ребята, которые обладают сенсорным развитием, готовы отличать огромное количество звуков, широкую палитру красок, вкусовые ощущения [8, c. 25].
Выводы. Таким образом, можно сделать выводы, о том что влияние природы в процессе сенсорного воспитания неоспоримо. Следовательно, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует становлению грамотной личности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
Литература:
- Аванесова В. Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. — М., 1981. -185 с.
- Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. — Ярославль, 1997.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 2009.Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой. — М., 1983.
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М., 1989.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой — М., 2005.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду»./ Под ред. П. Г. Саморуковой — М., 1991.
- Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. — М., 2009.
- Плеханов А., Морозова О. М. М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. — № 7. — С. 31–35