Этико-культурологические предпосылки формирования предпринимательской деятельности в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 23.05.2017

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Осмоловский, П. И. Этико-культурологические предпосылки формирования предпринимательской деятельности в России / П. И. Осмоловский, В. А. Давыдов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43523/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлены рассуждения на тему предпринимательской этики в России, влияние морально-этнических норм на формирование бизнеса в России.

Ключевые слова: бизнес, предпринимательская этика, морально-этические нормы

Предпринимательская деятельность — форма практической деятельности человека. Естественно, как и любая деятельность, она должна регулироваться. В соответствии с общественно — политическим устройством любое государство устанавливает законы, в пределах которых находятся поступки и решения человека.

Методы и средства деятельности определяются определенными культурно — историческими условиями.

Государственно — правовые и культурные нормы существуют объективно, т. е. независимо от желания следовать им.

За нарушение законов следует наказание от общественного порицания до административных взысканий и уголовной ответственности.

Но человек в своих действиях ориентируется на определенные ценности, которые фиксируются в нравственных нормах они могут практиковаться каждым субъектом по-разному в зависимости от его интеллекта, культуры и психологии, а чтобы определить какие моральные принципы и этнические нормы должны быть заложены в деятельность предпринимателя, совместимы ли этика и рынок — необходимо рассмотреть понятие этики.

Этика — это философская наука о морали.

Мораль — это форма общественного сознания, а нравственные нормы регулируют межличностные отношения и отвечают каким-либо потребностям общества. Они вырабатываются стихийно на основе культурных традиций и обычаев, ограничивают и подчиняют биологическую природу и свободное во изъявление социальным механизмам регуляции. Общество — совокупность индивидов со своими потребностями и интересами. Мораль возникает при осознании человеком своей социальной сущности. Конкурентная борьба должна быть упорядочена именно при помощи нравственных норм. Кроме права поступать свободно человек имеет обязательства, налагаемые на него морально в данном обществе.

Личные качества человека определяют его моральный облик. Социальная значимость человека определяется его поступками. Древнегреческий философ Аристотель, например, советовал заниматься только производством благ.

Нормы общечеловеческой нравственности не всегда совпадают с реальной жизнью. Проблемы нравственного выбора, по всей видимости, решаются в рамках этики бизнеса, рынка.

Основная моральная дилемма, которую необходимо решить деловому человеку — прибыль и способы ее получения. А. Смит считал заведомо моральной ситуацию, когда каждый человек преследует на рынке личный интерес.

Традиционное мнение заключается в том, что основной моральный постулат бизнеса — социальная ответственность перед обществом.

Этика предпринимательской деятельности выступает дополнительным регулятором бизнеса, т. е. ставит его в определенные рамки и снижает риски. Неэтичное поведение совпадает, как правило, с понятием незаконной экономической деятельности.

Российская деловая культура не совпадает с деловой культурой Запада и находится в стадии становления, поэтому формулировка норм цивилизованного предпринимательства является главной задачей на современном этапе развития нашего общества.

При анализе перспектив развития современной России, ее социальной динамики, принципиально важное значение имеет постановка вопросов, требующих морально-нравственной оценки хозяйственной деятельности человека. Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития нашего общества, при существующей дифференциации мнений и взглядов ведущих специалистов, значительно активизировалась научная разработка теоретико-методологических проблем, связанных с философией хозяйства. Цель работы состоит в исследовании сферы хозяйственной деятельности человека и выявлений конкретных моделей поведения, соответствующих требованиям морали на разных исторических этапах развития общества, естественном осмыслении его настоящего состояния и перспектив будущего. Большой эмпирический материал раскрывает влияние социокультурных, национальных и религиозных факторов на характер и развитие экономики, что позволяет проанализировать ценности общества и хозяйствующего субъекта как различных моделях современного капитализма (англо-саксонской, скандинавской), так в советской модели социализма. Моральное измерение экономики началось еще в древности. В дошедших до нас философских работах Демократа можно найти конкретные модели поведения, соответствующие требованиям морали в сфере хозяйственной деятельности.

В этико-философских построениях Сократа, Платона, Аристотеля, также нашли отражение идеи о зависимости экономических отношений от морали и об обратном воздействии морали на экономику. По мнению Платона, важную роль в деле обновления экономических отношений должно сыграть изменение отношений собственности как условие улучшения нравов и роста процветания государства.

Философы, представляющие школы стоиков, киников, эпикурейцев, считали неумеренное богатство источником аморализма.

В середине века погоня за богатством (хрематистика) считалась моральным злом.

В новое время в анализ взаимосвязи моральных и экономических отношений внесли особый вклад английские философы XVII века.

Так Р. Кумберленд предложил знаменитую формулу, вошедшую в этику утилитаризма и прагматизма и далее через идеи М.Вебера и Э.Дюркгейма в современную этику хозяйства.

Главная цель деятельности предпринимателя должна заключаться в производстве наибольшего объема благ для максимального числа людей.

Теоретикo-методологическим проблемам перехода мирового сообщества к новому типу цивилизованного развития, связанными с философией хозяйства, посвящены труды известных западных ученых — М.Альбера, С.Бриттана, П.Козловски, Дж.Роулз, А.Этциони и др.

Вопросу о предмете философии хозяйства, его гносеологическим, методическим, аксиологическим и эвристическим функциям, уделяют внимание исследователи — В. С. Автономов, Л. С. Гребнев, В. А. Красильщиков, Н. А. Макашёва, С. А. Никольский и др.

Традиции отечественной философии хозяйства заложил С. Н. Булгаков, который писал, что ее не следует рассматривать только, как «незаконное детище политической экономики.

Задачи философии хозяйства состоят в исследовании общих предпосылок экономической деятельности, и экономического мышления и в центре философии хозяйства стоит «учение о человеке в природе и о природе в человеке» [6].

Предпринимательство является частью современной жизни общества. В нашей стране долгое время анализ социо-культурных, этнических и религиозных аспектов развития общества оставался как бы в тени. Сегодня интерес к изучению этих проблем резко возрос.

В связи с исследованием темы можно сделать следующие заключения. Предпринимательство — интеллектуaльная деятельность, связанная с недовольством, неудовлетворенностью достигнутым. Предпринимательская деятельность использует производственные ресурсы: природные, трудовые, финансовые, информационные. Предприниматель — это человек, который что-либо предпринимает (создает, организует и т. п.), т. е. действует в соответствии с намеченной целью в интересах достижения главной цели — максимизации прибыли. Предпринимательство характеризуется такими признаками, как самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений. Можно выделить четыре ступеньки иерархии. Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые во многих случаях свою деятельность строят на базе тривиальных решений и тривиальных способах их реализации. На второй ступеньке находятся люди весьма инициативные, но в рамках традиционного мышления, не способные в полной мере критически осмысливать опыт предшествующих поколений. В третей ступеньке иерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью является разработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитной.

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики, а также его спецификой. Значительная часть российских мультимиллионеров сделали свое состояние путем приватизации гигантских объектов, — люди не стопроцентной моральной чистоты.

Одним из ключевых факторов является система образования, способная предпринимателям привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику. Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности.

Существенной чертой национальной этики бизнеса должен быть труд, а не богатство; созидание, а не потребление; честность, а не обман.

Литература:

  1. Клейнер, Г. Б. Стратегии бизнеса: аналитический справочник /Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г. Б. Клейнера //Москва, «КОНСЭКО». — 1998.
  2. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений / Р. Н. Ботавина //Учеб. пособие для студентов, обучающихся по экон. специальностям. — Финансы и статистика. — Москва, 2003. — С. 208.
  3. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/kachestva-haraktera.html
  4. Андреев, С. Н. Маркетинг некоммерческих субъектов / М.: Издательство «Финпресс», 2002. — С. 250.
  5. Баринов, В. А. Корпоративная культура организации в России / В. А.Баринов, Л. В. Макаров // Москва, 2008.
  6. Булгаков С. Н. Соч.: в 2 т. М, 1993, Т.2. С. 342, 343.
Основные термины (генерируются автоматически): норма, предпринимательская деятельность, предпринимательская этика, деятельность предпринимателя, модель поведения, общество, Россия, современный этап развития, социальная ответственность, ступенька иерархии, требование морали, философия хозяйства, хозяйственная деятельность человека.


Ключевые слова

бизнес, предпринимательская этика, морально-этические нормы

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России

В центре внимания нашей исследовательской работы находится проблема развития предпринимательства, которая выступает одним из главных направлений современной экономической теории. Рассмотрение экономических интересов предпринимателей даёт возможность ...

Правовые риски в предпринимательской деятельности. Проблемы теории и практики

В статье авторы рассматривают теоретические и практические проблемы осуществления предпринимательской деятельности под воздействием правовых рисков в современных условиях.

Особенности развития малого и среднего предпринимательства в России с правовой точки зрения (X-XX века)

В статье проводится сравнительно-правовой анализ положений субъектов малого и среднего бизнеса в России с учетом политических, географических и общественных особенностей. Также приводятся различные правовые акты, регулирующие деятельность микробизнес...

Мотивация предпринимательской деятельности в свете поведенческой экономики

В данной статье затронута тема предпринимательской деятельности, мотивации предпринимательской деятельности, указаны мотивы предпринимательства, сделан акцент на влиянии поведенческой экономики на современного предпринимателя.

Методологические причины и особенности политико-культурного подхода к формированию в России пенсионного рынка

В статье анализируются процессы пенсионного реформирования в России, происходящие в последние десятилетия. Автором предлагаются методологические подходы к изучению динамики процесса и его последствиям.

Проблемы предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье автор проводит исследование проблем реализации права на предпринимательскую деятельности в Российской Федерации.

Историческое развитие предпринимательского права в России

В статье автор рассматривает периоды развития предпринимательского права в России, пытаясь оценить влияние государственных реформ на предпринимательское право.

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Необоснованные ограничения предпринимательской деятельности (административные барьеры) и их роль в государственном регулировании экономических отношений

В статье рассмотрены теоретические вопросы возникновения необоснованных ограничений предпринимательской деятельности. Проведен анализ: теории отраслевых рыночных структур, теории рентоориентированного поведения, институциональной экономической теории...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России

В центре внимания нашей исследовательской работы находится проблема развития предпринимательства, которая выступает одним из главных направлений современной экономической теории. Рассмотрение экономических интересов предпринимателей даёт возможность ...

Правовые риски в предпринимательской деятельности. Проблемы теории и практики

В статье авторы рассматривают теоретические и практические проблемы осуществления предпринимательской деятельности под воздействием правовых рисков в современных условиях.

Особенности развития малого и среднего предпринимательства в России с правовой точки зрения (X-XX века)

В статье проводится сравнительно-правовой анализ положений субъектов малого и среднего бизнеса в России с учетом политических, географических и общественных особенностей. Также приводятся различные правовые акты, регулирующие деятельность микробизнес...

Мотивация предпринимательской деятельности в свете поведенческой экономики

В данной статье затронута тема предпринимательской деятельности, мотивации предпринимательской деятельности, указаны мотивы предпринимательства, сделан акцент на влиянии поведенческой экономики на современного предпринимателя.

Методологические причины и особенности политико-культурного подхода к формированию в России пенсионного рынка

В статье анализируются процессы пенсионного реформирования в России, происходящие в последние десятилетия. Автором предлагаются методологические подходы к изучению динамики процесса и его последствиям.

Проблемы предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье автор проводит исследование проблем реализации права на предпринимательскую деятельности в Российской Федерации.

Историческое развитие предпринимательского права в России

В статье автор рассматривает периоды развития предпринимательского права в России, пытаясь оценить влияние государственных реформ на предпринимательское право.

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Необоснованные ограничения предпринимательской деятельности (административные барьеры) и их роль в государственном регулировании экономических отношений

В статье рассмотрены теоретические вопросы возникновения необоснованных ограничений предпринимательской деятельности. Проведен анализ: теории отраслевых рыночных структур, теории рентоориентированного поведения, институциональной экономической теории...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Задать вопрос