В статье рассмотрено развитие пассажирского транспорта в городе Волгограде. Приведены функции интеллектуальной транспортной системы. Описано введение интеллектуальной транспортной системы в городе Волгограде. Приведены варианты улучшения качества общественного транспорта, создания единой безопасной, комфортной и мобильной системы общественного транспорта в городе Волгограде.
Ключевые слова: пассажирский городской транспорт, интеллектуальная транспортная система
Волгоград является одним из самых длинных городов в России и простирается на 85 км вдоль реки Волги. Именно выдающаяся длина создает сложности при организации транспортной системы города. В часы пик большому количеству людей необходимо добраться из северной части города в южную его часть и наоборот, используя при этом только несколько основных магистралей.
Еще одним фактором является неравномерность проживания жителей города. Средняя плотность населения составляет 1182,44 чел/км2. По сравнению с другими крупными городами России эта цифра не является большой. Приблизительно половина населения проживают в Краснооктябрьском, Дзержинском, Центральном и Ворошиловском районах. Средняя плотность населения в этих 4 районах составляет 2919,4 чел/км2. В то же время плотность населения в центральном районе составляет 7143,67 чел/км2.
В городе Волгограде существует много проблем с транспортной системой города: нарушение расписания маршрутов, отсутствие эффективной маршрутной сети, наличие пробок на основных дорогах города, недостаточное количество парковок в городе, плохая экологическая обстановка, отсутствие информационной системы для общественного транспорта и т. д.
Со значительным ростом маршрутов разрозненных операторов и частных компаний сокращается пассажиропоток на муниципальных маршрутах города. Если сравнивать пассажиропоток на трамвае, троллейбусе, автобусе и маршрутном такси, то доля по виду транспорта маршрутное такси составляет 64,63 % от общего ежедневного пассажиропотока. Но такая перевозка не обладает комфортностью, нет льгот для различных категорий граждан, а цены на перевозку у частных перевозчиков обычно завышенные, поэтому целесообразно использовать муниципальный транспорт города, который включает в себя электротранспорт, автобусы большой вместимости на главных улицах города (основной сети), малой вместимости по вспомогательной сети.
Перевозка льготных категорий граждан в полном объеме легла на муниципалитет. А задолженности по субсидиям выплаченные в 2015 году по МЭТ и ПАТП-7 не покрывают всех расходов муниципальных предприятий. Поэтому кроме увеличения и обновления автопарка, предложено увеличить проезд на муниципальном транспорте, чтобы покрыть затраты. Уже с декабря 2016 года увеличился проезд на трамвае, троллейбусе и автобусе он будет составляет вместо 15 рублей — 20 рублей, а на скоростном трамвае — 25 рублей.
Также одним из новшеств является внедрение электронного билета. Это повысит безопасность, ускорит процесс перевозки пассажиров, а при приобретении электронного билета, стоимость за поезд снижена. Установлена стоимость электронных проездных при использовании транспортной карты на автобусе, троллейбусе, трамвае. Она достигает 18 рублей, а на скоростном трамвае — 23 рубля. Еще одно удобство заключается в том, что при пересадке с одного вида транспорта на другой пассажир в течение часа будет оплачивать сумму за проезд единожды.
Все проблемы с транспортной системой города поможет решить внедрение интеллектуальной транспортной системы. Перечислим основные функции интеллектуальной транспортной системы:
1 Информационная система для общественного транспорта;
Центр управления транспортом оперирует терминалом автобусной информации, он передает информацию на остановки.
Благодаря этому в Волгограде пассажиры могут узнать, почему маршрут задерживается.
2 Единая карта оплаты услуг;
С помощью таких карт можно будет оплачивать не только проезд на всех видах общественного транспорта, но и парковку, мелкие покупки в супермаркетах и билеты в кино.
В нашем городе внедряется безналичная система оплаты проезда с использованием бесконтактных пластиковых карт (Постановление от 22.07.2016 № 1153)
3 Светофор по требованию;
На зебрах зелёный свет будет включаться нажатием кнопки.
4 Комплекты «Умная дорожная сеть»;
Это специальная электронная программа, которая содержит интерактивную карту дорог.
5 Система автомобильной информации и связи (VICS);
С помощью системы автомобильной информации и связи всегда можно получить через GPS данные о загруженности дорог и возможных объездных путях в нашем городе.
6 Радиоканалы дорожных сообщений;
По радиоканалам дорожных сообщений в регулярно могут передаваться сводки о загруженности ключевых участков и развязок. В час пик выпуски могут учащаться.
7 Многофункциональный транспортный сайт;
Посетив многофункциональный транспортный портал, можно будет оценить ситуацию на дорогах нашего города и посмотреть трансляции с уличных вебкамер.
8 Динамические дорожные указатели и табло;
Благодаря указателям водители автомобилей буду предупреждены о загруженных дорогах улично-дорожной сети.
9 Система помощи при парковке;
Система помощи при парковке поможет определить количество свободных мест на парковке, что облегчит парковку автомобиля.
10 Автоматический сбор платежей за проезд по платным дорогам;
Чтобы устранить образование пробок на платных дорогах, на шоссе устанавливают камеры, которые фотографируют номер машины — плата за проезд списывается с кредитной карты её владельца.
11 Камеры слежения на дорогах города;
С помощью камер, установленных в городе, можно отслеживать пробки, а также неправильно припаркованные автомобили.
12 Система управления светофорами;
Благодаря этой системе сократиться время проездов перекрестков, оборудованных управляемыми светофорами в зависимости от параметров движения транспортных средств.
13 Противопожарные датчики и детекторы загрязнения воздуха.
Противопожарные датчики и детекторы загрязнения воздуха чаще всего необходимы в тоннелях, где возгорания и технические неполадки сложно засечь с камер наблюдения и где они представляют наибольшую опасность.
В связи с большой плотностью населения в отдельных частях города и его общей большой протяженностью возникают следующие транспортные проблемы:
‒ вынужденная необходимость движения по центральным магистралям города (1-ая и 2-ая продольная);
‒ заторы на перекрестках центральных магистралей.
Главные проблемные перекрестки города:
Краснооктябрьский район:
‒ пересечение пр. им. Ленина с улицами Штеменко, Металлургов, 39-ая Гвардейская;
‒ перекресток остановке «Площадь Возрождения».
Центральный район:
‒ пересечение пр. им. Ленина с улицами Бакинская, 7-ая Гвардейская, Комсомольская, Краснознаменская, пересечение ул. Коммунистическая и ул. Кубанская.
Дзержинский район:
‒ Самарский разъезд, пересечение проспекта Жукова с улицами Качинцев, Рокоссовского, пересечение ул. Московская и бульвара 30-летия победы, пересечение улицы Ангарской с улицы Рокоссовского.
Ворошиловский район:
‒ пересечение улицы Рабоче-Крестьянская с улицей Калинина, ул. Базисной.
Еще одним проблемным перекрестком является пересечение Университетского проспекта и ул. Казахской в Советском районе города.
В Дзержинском районе существуют два аварийных участка. Это пересечение проспекта Жукова и улицы Джаныбековская, пересечение проспекта Жукова и улицы Хорошева. На данных перекрестках часто образуются заторы из-за ДТП.
Таким образом, видно, что большинство проблемных перекрестков находятся в районах с большой плотностью населения.
Решением этих проблем является создание интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в г. Волгограде. Она решит следующие задачи:
‒ Перераспределение транспортных потоков в часы пик;
‒ Управление транспортом в случае возникновения аварий, катастроф или проведения мероприятий, оказывающих влияние на движение транспорта;
‒ Повышение безопасности на дорогах, что приводит к увеличению пропускной способности;
‒ Снижение отрицательного экологического воздействия транспорта;
‒ Предоставление информации о состоянии на дорогах всем заинтересованным лицам.
Основными составляющими и участниками интеллектуальных транспортных систем являются: транспортная инфраструктура, транспортные средства, интеллектуальные информационные табло, дорожные знаки и светофоры с возможностью удаленного управления ими, центры сбора и обработки информации, центры принятия решения и управления дорожным движением.
Создание интеллектуальной транспортной системы в Волгограде даст городу перейти на новый уровень, с внедрением интеллектуальной транспортной системы в городе появится больше порядка, начало уже положено, создается муниципальное казенное предприятие «Городской центр управления пассажирскими перевозками» (Постановление от 22.07.2016 № 1153). Сформируется единая безопасная, комфортная и мобильная система общественного транспорта, с включением в систему различных видов городского и пригородного транспорта и объединённой транспортными узлами различного уровня.
Литература:
1 Ларин О. Н. Организация пассажирских перевозок: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005–104 с.
2 Основные подходы к повышению скорости сообщения на общественном автомобильном транспорте в г. Волгограде / Ю. Я. Комаров, С. В. Колесников, С. В. Ганзин, Д. Ю. Комаров // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы». Вып. 6: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2013. — № 10 (113). — C. 64–66.
3 Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев; Под ред. В. А. Гудкова. — М.: Горячая линия — Телеком, 2006. — 448 с.