В статье рассмотрено развитие пассажирского транспорта в городе Волгограде. Описано создание приоритетных условий движения пассажирских транспортных средств в городе Волгограде. Приведены варианты улучшения качества общественного транспорта, создания единой безопасной, комфортной и мобильной системы общественного транспорта в городе Волгограде.
Ключевые слова: пассажирский городской транспорт, городская транспортная система, транспортный узел
Волгоград является крупнейшим транспортным узлом Поволжья с развитой инфраструктурой как внешнего железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта, так и внутригородских транспортных коммуникаций.
Городская транспортная система на сегодняшний день не успевает за растущими потребностями Волгограда, в результате нагрузка на дорожную сеть увеличивается. Неудобные пересадочные узлы и слабо развитая улично-дорожная сеть, беспорядочное движение частных маршрутных такси препятствуют комфортному использованию городского общественного транспорта. Совершенствование организации дорожного движения, внедрение «умных технологий», строительство новых магистралей для разгрузки дорожной сети позволят увеличить долю жителей, удовлетворенных качеством обслуживания на общественном транспорте.
В 2012 г. озвучивалось желание возобновить проектирование 3 очереди скоростного трамвая протяжённостью 7 километров к микрорайону Тулака и Волгоградскому государственному университету.
В соответствии с поручением Губернатора Волгоградской области А. И. Бочарова, о разработке комплексной транспортной схемы Волгоградской области от 10.07.2015, акционерное общество «Корпорация развития Волгоградской области» координировала работу и принимала непосредственное участие. Подготовлена альтернативная схема строительства третьей очереди «Скоростного трамвая».
В соответствии с этой схемой планируется продление полотна скоростного трамвая от ост. «Ельшанка» по ул. Электролесовской до ТРЦ «Акварель», в результате чего скоростной трамвай свяжет 6 районов города Волгограда. Данное проектное решение позволит увеличить в несколько раз пассажиропоток на данном маршруте, предоставив жителям северных районов города возможность без пересадок добраться от остановки «ВГТЗ» до ВолГУ.
Рис. 1. Эскиз схемы скоростного трамвая от станции «Ельшанка» по улице Электролесовской до ТРЦ «Акварель»
На реализацию данного проекта по предварительной оценке инвестиции составят около 3 млрд. руб., затраты необходимые для реализации данного проекта более, чем в 10 раз меньше средств требуемых на утвержденный (в 2012 году) проект строительства 3-й очереди линии скоростного трамвая в г. Волгограде «ст. Ельшанка — ст. Госуниверситет», стоимость которого в текущих ценах составляет свыше 40 млрд. рублей.
Рис. 2. Затраты необходимые для реализации проекта
Существующим парком трамвайных вагонов будет невозможно обеспечить перевозку данного пассажиропотока. Для организации движения трамвайных вагонов в границах «ТЦ “Акварель” — ВГТЗ» (при эксплуатационной скорости 25 км/час и интервале движения в часы пик 3 минуты) суточный выпуск составит 40 единиц.
Предлагается создание приоритетных условий движения трамвая № 10 по отношению к иным транспортным средствам. На основе данного маршрута создать еще одну линию «скоростного» движения, т. к. этот маршрут обладает минимальным (по сравнению с другими маршрутами) количеством пересечений с автодорогами города. Его скорость должна увеличится в 1,5 раза, предлагается уменьшить количество остановочных пунктов.
Рис. 3. Маршрут движения трамвая № 10
Для повышения эксплуатационной скорости трамваев города необходимо обновить подвижной состав на линиях СТ, СТ2, трамвая № 10.
Одним из самых новых подвижных составов на ЛСТ является трамвайный вагон модели 71–154, разработанный на Петербургском трамвайно-механическом заводе в 2008 году.
Рис. 4. Трамвайный вагон модели 71–154
Для обновления подвижного состава на линиях предлагается трамвайный вагон модели 71–931 «Витязь», созданный ООО «ПК Транспортные системы» совместно с Тверским вагоностроительным заводом.
Рис. 5. Трамвайный вагон модели 71–931 «Витязь»
По городским дорогам в настоящее время курсирует 7 новых муниципальных маршрутов, которые обслуживает транспорт большой вместимости — 4 заработали еще в декабре-январе. 1 февраля в Волгограде открыто еще 3 новых автобусных маршрутов рамках запуска комплексной транспортной схемы. Каждый из маршрутов охватывает не менее трех районов, а самый протяженный — шесть, от Тракторозаводского до Кировского.
Выделенная полоса для движения общественного транспорта (согласно Правилам дорожного движения России «Полоса для движения маршрутных транспортных средств») — полоса, предназначенная для придания приоритета общественному транспорту в общем движении. Полоса может находиться в любом месте дороги, не только у бордюра со стороны основного движения (справа при правостороннем).
Обозначение:
На полосу наносится либо короткое слово (как «BUS» в английском), либо первые буквы слова «автобус» («А» в русском); на полосу для транспорта с фактической вместимостью от x человек наносится контурный ромб; въезд на полосу (в России) обозначается знаком 5.14 и/или 3.1 (если полоса противошёрстная), а начало дороги с такой полосой — знаком 5.11; на выезде с прилегающих дорог размещается знак 5.13.1 или 5.13.2; если полоса трамвайная, то в расчёт берётся расположение путей на дороге и конструктивное выделение.
Перспективным для города будет выделение полосы для движения общественного транспорта, следует организовать такое движение общественного транспорта на 1-ой и 2-ой продольных улицах.
Рис. 6. Выделенные полосы для движения общественного транспорта
На трудных перекрестках организовать переход дороги пешеходам с помощью подземных или надземных переходов. Таких как пересечение улиц 7ой Гвардейской Дивизии и проспекта Ленина, Химической и проспекта Ленина. В часы пик поток машин на улицах Невская и Пархоменко просто застывает.
Рис. 7. Организация перехода дороги пешеходам с помощью подземных или надземных переходов
Планируется построить улицу, которая соединит улицы Балонина и Пархоменко, по которой пустят общественный транспорт, чтобы разгрузить поток. Сделать это планируют к 2018 году.
На втором этапе намерены провести реконструкцию улиц Балонина и Пархоменко. Обе дороги планируют расширить до 15 метров, и выделить на них отдельные полосы для движения общественного транспорта.
После всех этих изменений, предлагают расширить проезжую часть по улице Новороссийской, чтобы вернуть по ней двухстороннее движение.
Реализация этого этапа рассчитана до 2025 года.
Предусмотрено полное инженерно-техническое обеспечение территории: дороги, проезды, велодорожка, озеленённая территория, зоны размещения инженерных сетей и сооружений, предусмотрены проезды и пешеходные подходы к существующим объектам капитального строительства.
Рис. 8. Улицы Балонина и Пархоменко, Новороссийская
На сегодняшний день Волгоградская область остается одним из немногих регионов России, который не может обойтись без стабильной работы пригородного железнодорожного сообщения. Маршруты должны дополнятся новыми современными вагонами, благодаря чему пассажиры не только безопасно преодолевают километры, но и тратят на это значительно меньше времени, чем раньше.
Модернизация аэропорта — одно из важнейших мероприятий в рамках подготовки региона к ЧМ-2018. Нужно создать на базе аэропорта мультимодальный транспортный узел, который бы объединил авиа, железнодорожные и автобусные перевозки.
Рис. 9. Модернизация аэропорта
Обновление волгоградского аэропорта не закончится в 2018 году. Терминал А станет автовокзалом, затем появится площадка для прибытия электричек. В модернизацию аэропорта входит строительство трех телетрапов и вставки между терминалами для удобства перемещения пассажиров между ними.
Появление строгого расписания на всех маршрутах, регулярность хождения транспорта, выделение отдельных полос под общественный транспорт. Благодаря этому увеличится скорость движения общественного транспорта, население Волгограда будет отдавать предпочтение общественному транспорту.
Литература:
- Ларин О. Н. Организация пассажирских перевозок: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005–104 с.
- Основные подходы к повышению скорости сообщения на общественном автомобильном транспорте в г. Волгограде / Ю. Я. Комаров, С. В. Колесников, С. В. Ганзин, Д. Ю. Комаров // Известия ВолгГТУ. Серия «Наземные транспортные системы». Вып. 6: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2013. — № 10 (113). — C. 64–66.
- Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев; Под ред. В. А. Гудкова. — М.: Горячая линия — Телеком, 2006. — 448 с.