Сегодня как никогда ранее актуально совершенствование научных подходов и методологических основ по управлению муниципальным коммунальным хозяйством как ключевым элементом городской экономики, что в свою очередь объясняется увеличивающейся ролью коммунального хозяйства в обеспечении условий для стабильной бесперебойной работы и развития территориальных экономических систем, ростом требований к качеству и надежности коммунального обслуживания со стороны населения. Таким образом, актуальность данного вопроса — недостаточная методическая проработка вопросов стратегического управления управляющими компаниями.
На сегодняшний день сфера ЖКХ является одним из крупнейших секторов экономики нашей страны.
В состав жилищно-коммунального комплекса России входят более пятидесяти тысяч предприятий различных форм собственности, численность персонала которых составляет более 4 миллионов человек. Общее количество объектов ЖКХ составляет более 18 миллионов. Они занимают площадь почти 3 миллиарда кв. м и потребляют более 22 % энергетических ресурсов страны. Данный сектор не производит материальные ресурсы, предоставляя лишь услуги, без которых жилой фонд не может комфортно функционировать [1].
Ключевым участником отношений по вопросам обеспечения качественными коммунальными услугами граждан являются управляющие компании, на которые возложены функции по управлению жилыми домами.
По причине проводимых на сегодняшний день мер, связанных с усилением контроля качества предоставляемых коммунальных услуг, движения ресурсов управляющих компаний, а также контроля деятельности управляющих организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства повышается потребность в преобразованиях в методике управления и учета деятельности хозяйствующих субъектов, опирающихся на научно-обоснованный спектр информации. Это связано, главным образом, с необходимостью внедрения новой модели устойчивой работы управляющих компаний с учетом осуществления контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который по действующему Жилищному кодексу России (ЖК РФ) становится важнейшим элементом управления и нуждается в максимально широкой информации из различных источников [2].
Из теории менеджмента известно, что управление тем или иным объектом — это воздействие на него органа управления для достижения конкретной цели. Цель объектов, принадлежащих к коммерческим предприятиям — получение прибыли, некоммерческих — выполнение поставленных перед ними задач. Если нет определенной четко сформулированной цели, то, чаще всего, целью становится выживание объекта и повышение эффективности его функционирования, то есть минимизация расходов и повышение полезного эффекта.
Управление состоит из трех основных этапов:
– поиск информации об управляемом объекте и окружающей среде;
– анализ собранной информации и формирование управленческих решений;
– воздействие на объект управления [3].
Практика показывает, что управление может
быть недостаточно эффективным, если управляющий субъект не достигает поставленной цели; малоэффективным — если на достижение своей цели затрачивается очень много материальных и временных ресурсов; оптимальным — если цель управления достигается быстро и с наименьшими затратами. В социально-экономической системе в рамках конкуренции и борьбы за выживание в конкурентной экономике, грамотное управление оказывается одним из самых важных факторов.
Все вышеизложенное имеет прямое отношение к управлению ЖКХ и деятельностью управляющих компаний. Причем, следует отметить, что по мере усиления рыночных факторов роль качественного управления в сфере ЖКХ значительно повышается.
По мнению автора, перечень мер по реформированию системы управления и учета для управляющих компаний должен подразумевать:
– формирование качественно новых организационно-управленческих, финансовых механизмов, позволяющих повысить эффективность деятельности управляющих организаций;
– разработку мероприятий по эффективному применению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, снижению себестоимости оказываемых коммунальных услуг;
– применение современных технологий оптимизации трудовых ресурсов для формирования экономически обоснованных тарифов при обеспечении соответствующего качества жилищно-коммунальных услуг;
– применение инновационных технологий и решений при управлении многоквартирными жилыми домами.
Ключевым аспектом при осуществлении преобразований в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг является оптимизация системы бухгалтерского учета в целом и совершенствование системы управленческого учета как информационной базы при принятии управленческих решений [4].
В качестве предмета управленческого учета в управляющей компании ЖКХ можно отметить деятельность по управлению жилым домом, содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме.
В качестве важнейших задач управленческого учета в управляющих организациях ЖКХ ориентируясь на специфику их деятельности можно выделить такие [5]:
– планирование финансовых и ключевых нефинансовых показателей по компании в целом и центрам ответственности в частности;
– формирование системы учета издержек по центрам ответственности, статьям калькуляции, видам оказываемых жилищно-коммунальных услуг, видам издержек по связи с объемом услуг (переменные и постоянные);
– формирование полной фактической себестоимости и финансового результата по видам самостоятельно оказываемых жилищных услуг;
– контроль за экономическими результатами деятельности и денежными потоками управляющей компании и центров ответственности;
– анализ плановых и фактических показателей с целью экономического обоснования эффективности формируемых управленческих решений;
– план-факт анализ финансовых показателей с целью оценки деятельности управляющей компании жилищно-коммунального хозяйства и ее центров ответственности.
Формирование новых механизмов в сфере контроля финансовых и нефинансовых потоков должно быть основано на формировании оптимальной организационной структуры управляющей компании и определении центров ответственности [6].
Для целей разделения центров ответственности предлагается выделить следующие типы:
– центр прибыли,
– центр управления,
– центры доходов,
– центры затрат.
Особенностью деятельности управляющей компании ЖКХ является отсутствие свободы в формировании тарифов на предоставляемые услуги, следовательно, наиболее актуальным является акцентирование внимания на совершенствовании системы учета затрат, а не доходов. В связи с этим, в качестве центров ответственности затрат управляющих организаций целесообразно выделять бизнес-процессы продажи жилищно-коммунальных и прочих услуг в соответствии с уставной деятельностью организации.
Центры затрат предлагается классифицировать следующим образом:
– основная деятельность: учет затрат на выполнение услуг по текущему ремонту, содержанию помещений, оказанию услуг по управлению жилыми домами;
– снабжение: учет затрат по складскому хозяйству и закупкам;
– управление организацией.
Сложившийся в сфере управления жилыми домами порядок осуществления руководства не дает возможности децентрализировать управление и, значит, не обеспечивает делегирование ответственности по разным уровням, что в свою очередь неблагоприятно отражается на развитии управляющей компании.
Можно предложить в целях увеличения доли рынка, занимаемой конкретной управляющей компанией создать маркетинговую службу, к функциям которой будут относиться: анализ рынка, продвижение жилищно-коммунальных услуг, оказываемых той или иной компанией. Создание маркетинговой службы позволит делегировать полномочия по вопросу реализации жилищно-коммунальных услуг, создать отдельный центр доходов, повысить эффективность управления компанией.
Вывод: подводя итог статье, можно отметить, что рынок управления ЖКХ на сегодняшний день в России находится на этапе реформирования. Выявление новых направлений повышения эффективности деятельности управляющих компаний ЖКХ представляет собой важную роль для роста их инвестиционной привлекательности и образования конкурентной среды в данной сфере. Повышение эффективности управленческого учета, оптимизация механизма принятия управленческих решений в управляющих компаниях, разделение полномочий и ответственности даст возможность сформировать качественную организационную структуру в управляющих компаниях ЖКХ.
Литература:
- Высокинский, Д. Г. Механизм совершенствования организационно-экономической деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ: дисс. канд. эконом. наук / Д. Г. Высокинский.- Екатеринбург, 2010. — 212 с.
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/
- Жадько, П. А. Информационное обеспечение оценки состояния и организации контроля в структуре ЖКХ региона: автореф.дисс.канд.эконом. наук// П. А. Жадько.-Москва, 2009.-24 с.
- Шулепина, С. А. Особенности организации системы бухгалтерского учета управляющих компаний в ЖКХ / С. А. Шулепина // Научно- технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки.-2011. — № 2 (119)/2011.- С.163–166
- Говдя В. В. Развитие методологических основ управленческого учета: научное издательство / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева. — Краснодар: Изд-во «Манускрипт», 2013. — 187 с.
- Дегальцева Ж. В. Проблемы развития управленческого учета в современных условиях / Ж. В. Дегальцева, А. А. Ремезков, Е. А. Тончу // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2014. — № 04(098). С. 632–644. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/04/pdf/46.pdf