Совершенствование методологии менеджмента управляющих компаний в сфере ЖКХ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 1399 раз

Библиографическое описание:

Нагорная, Т. С. Совершенствование методологии менеджмента управляющих компаний в сфере ЖКХ / Т. С. Нагорная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43556/ (дата обращения: 15.11.2024).



Сегодня как никогда ранее актуально совершенствование научных подходов и методологических основ по управлению муниципальным коммунальным хозяйством как ключевым элементом городской экономики, что в свою очередь объясняется увеличивающейся ролью коммунального хозяйства в обеспечении условий для стабильной бесперебойной работы и развития территориальных экономических систем, ростом требований к качеству и надежности коммунального обслуживания со стороны населения. Таким образом, актуальность данного вопроса — недостаточная методическая проработка вопросов стратегического управления управляющими компаниями.

На сегодняшний день сфера ЖКХ является одним из крупнейших секторов экономики нашей страны.

В состав жилищно-коммунального комплекса России входят более пятидесяти тысяч предприятий различных форм собственности, численность персонала которых составляет более 4 миллионов человек. Общее количество объектов ЖКХ составляет более 18 миллионов. Они занимают площадь почти 3 миллиарда кв. м и потребляют более 22 % энергетических ресурсов страны. Данный сектор не производит материальные ресурсы, предоставляя лишь услуги, без которых жилой фонд не может комфортно функционировать [1].

Ключевым участником отношений по вопросам обеспечения качественными коммунальными услугами граждан являются управляющие компании, на которые возложены функции по управлению жилыми домами.

По причине проводимых на сегодняшний день мер, связанных с усилением контроля качества предоставляемых коммунальных услуг, движения ресурсов управляющих компаний, а также контроля деятельности управляющих организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства повышается потребность в преобразованиях в методике управления и учета деятельности хозяйствующих субъектов, опирающихся на научно-обоснованный спектр информации. Это связано, главным образом, с необходимостью внедрения новой модели устойчивой работы управляющих компаний с учетом осуществления контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который по действующему Жилищному кодексу России (ЖК РФ) становится важнейшим элементом управления и нуждается в максимально широкой информации из различных источников [2].

Из теории менеджмента известно, что управление тем или иным объектом — это воздействие на него органа управления для достижения конкретной цели. Цель объектов, принадлежащих к коммерческим предприятиям — получение прибыли, некоммерческих — выполнение поставленных перед ними задач. Если нет определенной четко сформулированной цели, то, чаще всего, целью становится выживание объекта и повышение эффективности его функционирования, то есть минимизация расходов и повышение полезного эффекта.

Управление состоит из трех основных этапов:

– поиск информации об управляемом объекте и окружающей среде;

– анализ собранной информации и формирование управленческих решений;

– воздействие на объект управления [3].

Практика показывает, что управление может

быть недостаточно эффективным, если управляющий субъект не достигает поставленной цели; малоэффективным — если на достижение своей цели затрачивается очень много материальных и временных ресурсов; оптимальным — если цель управления достигается быстро и с наименьшими затратами. В социально-экономической системе в рамках конкуренции и борьбы за выживание в конкурентной экономике, грамотное управление оказывается одним из самых важных факторов.

Все вышеизложенное имеет прямое отношение к управлению ЖКХ и деятельностью управляющих компаний. Причем, следует отметить, что по мере усиления рыночных факторов роль качественного управления в сфере ЖКХ значительно повышается.

По мнению автора, перечень мер по реформированию системы управления и учета для управляющих компаний должен подразумевать:

– формирование качественно новых организационно-управленческих, финансовых механизмов, позволяющих повысить эффективность деятельности управляющих организаций;

– разработку мероприятий по эффективному применению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, снижению себестоимости оказываемых коммунальных услуг;

– применение современных технологий оптимизации трудовых ресурсов для формирования экономически обоснованных тарифов при обеспечении соответствующего качества жилищно-коммунальных услуг;

– применение инновационных технологий и решений при управлении многоквартирными жилыми домами.

Ключевым аспектом при осуществлении преобразований в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг является оптимизация системы бухгалтерского учета в целом и совершенствование системы управленческого учета как информационной базы при принятии управленческих решений [4].

В качестве предмета управленческого учета в управляющей компании ЖКХ можно отметить деятельность по управлению жилым домом, содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме.

В качестве важнейших задач управленческого учета в управляющих организациях ЖКХ ориентируясь на специфику их деятельности можно выделить такие [5]:

– планирование финансовых и ключевых нефинансовых показателей по компании в целом и центрам ответственности в частности;

– формирование системы учета издержек по центрам ответственности, статьям калькуляции, видам оказываемых жилищно-коммунальных услуг, видам издержек по связи с объемом услуг (переменные и постоянные);

– формирование полной фактической себестоимости и финансового результата по видам самостоятельно оказываемых жилищных услуг;

– контроль за экономическими результатами деятельности и денежными потоками управляющей компании и центров ответственности;

– анализ плановых и фактических показателей с целью экономического обоснования эффективности формируемых управленческих решений;

– план-факт анализ финансовых показателей с целью оценки деятельности управляющей компании жилищно-коммунального хозяйства и ее центров ответственности.

Формирование новых механизмов в сфере контроля финансовых и нефинансовых потоков должно быть основано на формировании оптимальной организационной структуры управляющей компании и определении центров ответственности [6].

Для целей разделения центров ответственности предлагается выделить следующие типы:

– центр прибыли,

– центр управления,

– центры доходов,

– центры затрат.

Особенностью деятельности управляющей компании ЖКХ является отсутствие свободы в формировании тарифов на предоставляемые услуги, следовательно, наиболее актуальным является акцентирование внимания на совершенствовании системы учета затрат, а не доходов. В связи с этим, в качестве центров ответственности затрат управляющих организаций целесообразно выделять бизнес-процессы продажи жилищно-коммунальных и прочих услуг в соответствии с уставной деятельностью организации.

Центры затрат предлагается классифицировать следующим образом:

– основная деятельность: учет затрат на выполнение услуг по текущему ремонту, содержанию помещений, оказанию услуг по управлению жилыми домами;

– снабжение: учет затрат по складскому хозяйству и закупкам;

– управление организацией.

Сложившийся в сфере управления жилыми домами порядок осуществления руководства не дает возможности децентрализировать управление и, значит, не обеспечивает делегирование ответственности по разным уровням, что в свою очередь неблагоприятно отражается на развитии управляющей компании.

Можно предложить в целях увеличения доли рынка, занимаемой конкретной управляющей компанией создать маркетинговую службу, к функциям которой будут относиться: анализ рынка, продвижение жилищно-коммунальных услуг, оказываемых той или иной компанией. Создание маркетинговой службы позволит делегировать полномочия по вопросу реализации жилищно-коммунальных услуг, создать отдельный центр доходов, повысить эффективность управления компанией.

Вывод: подводя итог статье, можно отметить, что рынок управления ЖКХ на сегодняшний день в России находится на этапе реформирования. Выявление новых направлений повышения эффективности деятельности управляющих компаний ЖКХ представляет собой важную роль для роста их инвестиционной привлекательности и образования конкурентной среды в данной сфере. Повышение эффективности управленческого учета, оптимизация механизма принятия управленческих решений в управляющих компаниях, разделение полномочий и ответственности даст возможность сформировать качественную организационную структуру в управляющих компаниях ЖКХ.

Литература:

  1. Высокинский, Д. Г. Механизм совершенствования организационно-экономической деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ: дисс. канд. эконом. наук / Д. Г. Высокинский.- Екатеринбург, 2010. — 212 с.
  2. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/
  3. Жадько, П. А. Информационное обеспечение оценки состояния и организации контроля в структуре ЖКХ региона: автореф.дисс.канд.эконом. наук// П. А. Жадько.-Москва, 2009.-24 с.
  4. Шулепина, С. А. Особенности организации системы бухгалтерского учета управляющих компаний в ЖКХ / С. А. Шулепина // Научно- технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки.-2011. — № 2 (119)/2011.- С.163–166
  5. Говдя В. В. Развитие методологических основ управленческого учета: научное издательство / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева. — Краснодар: Изд-во «Манускрипт», 2013. — 187 с.
  6. Дегальцева Ж. В. Проблемы развития управленческого учета в современных условиях / Ж. В. Дегальцева, А. А. Ремезков, Е. А. Тончу // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2014. — № 04(098). С. 632–644. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/04/pdf/46.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): управляющая компания, центр ответственности, управление, управленческий учет, управляющая компания ЖКХ, услуга, жилищно-коммунальное хозяйство, маркетинговая служба, повышение эффективности, Россия.


Похожие статьи

Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг

Совершенствование управления кадрами в микрофинансовых организациях

Совершенствование системы управления рисками российских банков

Совершенствование учета производственных затрат в строительных организациях

Совершенствование организации внутреннего контроля в российских компаниях

Совершенствование государственного регулирования системы ипотечного кредитования в Приморском крае

Совершенствование технологии предоставления услуг в сфере сельскохозяйственного страхования

Совершенствование процесса бюджетирования на предприятии

Совершенствование существующей методики расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

Совершенствование системы управленческого учета на предприятиях железнодорожного транспорта

Похожие статьи

Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг

Совершенствование управления кадрами в микрофинансовых организациях

Совершенствование системы управления рисками российских банков

Совершенствование учета производственных затрат в строительных организациях

Совершенствование организации внутреннего контроля в российских компаниях

Совершенствование государственного регулирования системы ипотечного кредитования в Приморском крае

Совершенствование технологии предоставления услуг в сфере сельскохозяйственного страхования

Совершенствование процесса бюджетирования на предприятии

Совершенствование существующей методики расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

Совершенствование системы управленческого учета на предприятиях железнодорожного транспорта

Задать вопрос