К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного происшествия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 20.05.2017

Статья просмотрена: 2136 раз

Библиографическое описание:

Барабаш, А. Л. К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного происшествия / А. Л. Барабаш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 327-332. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43569/ (дата обращения: 15.11.2024).



К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), относятся: характер происшедшего (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие); время, место и другие обстоятельства ДТП; виновность водителя в нарушении правил дорожного движения; причинная связь между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями; механизм ДТП; наличие отягчающих либо смягчающих вину водителя обстоятельств; характер и размер ущерба; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Одним из первых следственных действий при ДТП производится осмотр. Именно в результате осмотра по горячим следам мы можем установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу. Эффективность осмотра зависит от его правильного планирования и законного проведения, с соблюдение норм УПК РФ. Грамотный осмотр ДТП является предпосылкой раскрытия преступления и привлечения виновного к уголовной ответственности в кратчайшие сроки.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, методика расследования, осмотр места происшествия, участи специалиста, следователя-криминалиста, эксперта, использование 3-D сканирования, фотографирования

The circumstances to be determined in the investigation of road accidents (hereinafter — road accidents) include: the nature of the incident (crime, accident, natural disaster); Time, place and other circumstances of the accident; Driver's guilt in violation of traffic rules; Causal relationship between the violation of traffic rules and the consequences; The mechanism of the accident; Presence of aggravating or mitigating guilt drivers circumstances; Nature and extent of damage; Circumstances conducive to the commission of a crime. One of the first investigative actions during an accident is an inspection. It is as a result of the inspection in hot pursuit that we can establish all the circumstances that are included in the subject of proof in the criminal case. The effectiveness of the inspection depends on its proper planning and lawful conduct, with compliance with the norms of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. A competent inspection of an accident is a prerequisite for the disclosure of the crime and for bringing the culprit to justice in the shortest possible time.

Keywords: road accident, investigation technique, inspection of the scene, specialist's fate, criminal investigator, expert, use of 3-D scanning, photographing

Дорожно-транспортное происшествие является событием, которое фактически возникает в процессе движения транспортных средств и порою влечет за собой гибель или физиологическое травмирование людей, повреждение транспортных средств, сооружений, а также иной материальный ущерб.

По статистическим данным в Иркутской области за 2016 год зарегистрировано 2886 ДТП, из них 342 с летальным исходом [12]. Статистика подтверждает злободневность дорожных происшествий, которые так или иначе несут по своей сути общественную опасность в обыденную жизнь людей.

Процесс расследования ДТП нельзя назвать простым, в практической деятельности возникает немало сложностей. Особая роль принадлежит при расследовании дорожно-транспортных происшествий такому следственному действию, как осмотр. В первую очередь отметим то, что при осмотре места происшествия учитывается факт возникновения именно в процессе движения автотранспорта. Перечень таких происшествий приводится в Правилах дорожного движения.

Конечно, не все дорожно-транспортные происшествия являются преступлениями, отдельные подпадают под юрисдикцию КоАП РФ. Однако, в общей структуре преступности в России их количество весьма значительно и составляет около 10 %.

В этой связи заметим, что на место происшествия сотрудники ДПС выезжают без оперативно-следственной группы, еcли у автомобилей имеются только механические повреждения, а у водителей и пассажиров отсутствуют телесные повреждения, либо вместе с оперативно-следственной группой при нaличии тяжких последствий aварии, например, в виде гибели людей.

Современные авторы справедливо подчеркивают, что наличие на месте происшествия следователя предполагает более высокое качество проведения всех неотложных следственных действий, так как тяжкие последствия ДТП подразумевают вероятность незамедлительного возбуждения уголовного дела [1, 6, 8].

Тем не менее, можно констатировать, что упования на более высокий профессионализм следователей в сравнении с выездными дежурными подразделениями ГИБДД не всегда оправдываются. Поэтому каждый из причастных к происшествию водителей должен знать, что и как должны процессуально производить должностные лица для оформления ДТП, какие документы должны отражать «действия облеченных властью людей в форме, какова степень участия водителей, причастных к ДТП, в осуществляемых на месте происшествия первоначальных следственных действиях» [11, С. 32].

Качественное проведение осмотра места происшествия выступает предпосылкой в дальнейшем эффективного расследования преступления. Именно при осмотре места происшествия есть вероятность собирания доказательств, которые в дальнейшем позволят установить все факты события преступления.

По нашему мнению, во избежание ошибок при производстве осмотра механических повреждений, целесообразно учитывать рекомендации современных ученых, которые пишут о том, что наиболее распространенными недостатками осмотра места дорожно-транспортного происшествия являются:

1) следователи забывают фиксировать в протоколах данные о направлении движения автотранспортных средств перед началом аварийной ситуации;

2) при определении длины тормозного пути не указывается: до передних или задних колес проводилось измерение;

3) в редких случаях изымаются микрочастицы;

4) при осмотре не составляется масштабная схема ДТП

5) масштабная схема ДТП не во всех случаях может быть компенсирована наличием проведенной проверки показаний на месте либо следственного эксперимента, которые не всегда устраняют данный пробел;

6) имеют место неполные сведения о дорожной обстановке: местоположение транспортных средств на дороге, характеристика дороги (ширина, количество полос движения, наличие дорожной разметки, знаков регулирования движения, характера дорожного покрытия и его состояния, главная дорога или второстепенная, вид пересечения, обзорность дороги с места водителя, условия видимости, уклон дороги в продольном направлении — положительный или отрицательный, радиус поворота);

7) отсутствует полное описание характера повреждений автомобилей (не указываются, что имело место, первичное столкновение или последующее);

8) нет точной фиксации по местам положения транспорта после ДТП;

9) не указывается, перемещался ли автомобиль после аварии [3, С. 207].

Хотелось бы подчеркнуть, что осмотр места ДТП характеризуется как сложное следственное действие: ввиду необходимости его проведения в сжатые сроки. Такое обстоятельство обусловлено тем, что осмотр места ДТП чаще всего проходит в условиях интенсивного автомобильного движения, где при быстро меняющейся обстановке сложно сохранить в неизмененном виде картину происшествия. Кроме того, осмотру места происшествия ДТП свойственно наличие достаточно большого количества следов на месте ДТП.

По этой причине необходимо внедрять технические средства, которые позволят автоматизировать некоторые отдельные процессы осмотра места происшествия при расследовании ДТП.

Мы согласны с теми авторами, которые полагают, что автоматизация процесса составления схемы ДТП, иных составляемых в результате события ДТП документов позволит в достаточной степени разгрузить лицо осуществляющее осмотр, а также снизить роль человеческого фактора при осмотре. В частности, человеческий фактор подразумевает невнимательный осмотр, в силу обстоятельств, например, плохого освещения, можно упустить следы происшествия. Думается, внедрение в практику фотограмметрических технологий и технологии 3-D сканирования является перспективным направлением [7, С. 80].

При осмотрах мест происшествий по делам о ДТП обязательно нужно производить фотографирование. Фотографирование — это одно из дополнительных криминалистических средств фиксации результатов осмотра. Тактические приемы, используемые при фотографировании обстановки места происшествия, ее узлов и деталей, должны гарантировать достоверность фиксации. С целью закрепления осмотра места происшествия посредством фотографии следователю целесообразно пригласить эксперта -криминалиста, который поможет сделать грамотную фотосьемку и окажет содействие в построении плана последующих следственных действий.

Все приложенные к протоколу фотоснимки (фототаблица) должны отражать действительную и наглядную информацию о месте ДТП, автомобилях и их повреждениях, потерпевших. Обязательному фотографированию при расследовании ДТП в первую очередь подлежат следующие объекты:

– потерпевший и следы транспортного происхождения;

– автомобиль (автомобили), их расположение на проезжей части дороги — для последующего восстановления движения;

– повреждения автомобилей, следы повреждений, следы, словесное описание которых невозможно или затруднено из-за сложности формы или их состояния в момент осмотра.

Значение фотоснимков, выполненных сразу после ДТП, очень важно. В данной ситуации осмотр выступает в качестве неотложного следственного действия, по горячим следам, фото позволяет запечатлеть детали, которые не очевидны с первого взгляда [9, С. 38].

Заметим то, что большую роль в раскрытии ДТП имеет факт наличия видеорегистратора, поскольку велика вероятность видеосъемки посредством регистратора. Конечно, возможно в транспортных средствах, участвовавших в ДТП и не будет видеорегистратора, но можно оперативно-розыскным путем установить транспортные средства, водители которых были очевидцами происшедшего и в их автомобилях были видеорегистраторы, сьемка с которых позволит восстановить картину происшедшего. Более того, в центральных городах имеет место достаточное оснащение на улицах видеокамерами, на которых может быть зафиксирован весь процесс ДТП. Такие видеосъемки подлежат изъятию и приобщению к материалам уголовного дела.

В случае осмотра места ДТП при наличии признаков состава преступления осмотр должен производить в любом случае следователь. Следователь в состоянии самостоятельно построить следственные версии, определить план оперативных и следственных мероприятий, определиться с методикой предварительного расследования ДТП.

В настоящее время имеет место специализация следователей, которые, производя расследование по соответствующим составам преступлений, имеют опыт и обладают квалификацией при расследовании ДТП. Специфика совершения ДТП, особые правила их расследования, своеобразие взаимодействия элементов и следов, образующихся при этом, требуют от следователя специальных теоретических знаний и опыта.

Перед выездом на место происшествия следователю необходимо получить первоначальную информацию от дежурного по органу внутренних дел или ГИБДД. В частности, следователю было бы не плохо заранее удостовериться в том, какое ДТП произошло, как организована охрана места происшествия, о количестве пострадавших, последующее оставление в опасности, его характер; сколько пострадавших, оказана ли им медицинская помощь, куда они направлены, кем; какие транспортные средства участвовали в происшествии, их номерные знаки, следует заранее узнать данные о заявителе (фамилия, имя, отчество, телефон, домашний адрес), его местонахождение; данные очевидцев происшествия.

Такая информация позволяет грамотно спланировать первоначальные следственные действия и определиться с составом следственно-оперативной группы [5, С. 100].

В отдельных случаях следователь может решить вопрос о необходимости участия в осмотре специалиста.

Специалист при производстве осмотра места ДТП оказывает помощь следователю в собирании данных, которые в последующем будут востребованы для назначения судебных экспертиз различных видов и родов, и в первую очередь, трасологической, автотехнической, судебно– медицинской.

Специалисты, принимая участие в осмотре, собирают криминалистически значимую информацию, посредством которой возможно построение следственных версий о происшедшем событии. С учетом специфики проведения судебных автотехнических экспертиз и компетенции специалиста-автотехника, в идеале, если в осмотре места дорожно-транспортного происшествия будет участвовать именно он. Это позволит качественно провести фотофиксацию, замеры дорожного участка, следов торможения, их начало и окончание, уточнить локализацию отделившихся частей, составить план-схему. Более того, например, специалист-автотехник квалифицированно зафиксирует качество технического состояния транспортного средства, его узлов, частей и деталей, проверит функциональность диагностических приборов и аппаратуры транспортного средства, окажет консультационную помощь в составлении протокола осмотра места происшествия, в вопросах буксировки разрушенных транспортных средств, возможных особых примет скрывшегося транспортного средства.

Участие специалиста обусловлено тем, что квалифицированно проведенный осмотр места ДТП, является основой для последующих трасологической или автотехнической судебных экспертиз.

Действительно, полученные исходные данные позволяют успешно решать целый комплекс идентификационных и диагностических задач, в конечном счете, от них зависит эффективность расследования в целом. «Применение технических средств, необходимых для осмотра места происшествия, описание следов и предметов при составлении протокола осмотра, вычерчивание планов и схем, описание следов и обстановки в протоколе, проведение измерений, качественная упаковка следов, изъятых с места происшествия, помощь специалиста может потребоваться при осмотре трупа, при обнаружении, выявлении следов на внутренних и внешних элементах транспортного средства. Очень важна помощь специалиста в применении фото- и видеосъемки, в обнаружении, изъятии латентных следов и их предварительном исследовании» [3, С. 73].

Специалист также сможет оказать помощь на первоначальном этапе работы с предметами, которые могут быть носителями микрообъектов.

В свете исследования микрообъектов необходимо учитывать, что направление поиска должно быть основано на анализе механизма произошедшего события, его мысленном моделировании и выдвижении версий о возможных контактных взаимодействиях, сопровождающихся переносом этих особых объектов. При этом следователю нужно обратить внимание на обнаружение микрообъектов, нехарактерных для места их нахождения. Их выявление вызывает сомнения в правильности предполагаемого механизма ДТП и свидетельствует о наличии каких-то иных неустановленных обстоятельств дела. Если же механизм ДТП до конца не понятен, следователю необходимо обратить свое внимание на зоны наружных деформаций транспортного средства (следы скольжения, вмятины), места повреждения преград (например, столбов, деревьев), участки со стертой пылью, грязью, ссадины и раны на телах участников ДТП, потертости и разрывы их одежды, ее детали (пуговицы, молнии). Именно в этих местах велика вероятность выявления микрообъектов. Подобные обстоятельства относятся и к осмотру транспортного средства ДТП [2, С. 143].

При исследовании дорожного покрытия необходимо учитывать, что механизм формирования следов на твердом дорожном покрытии может быть самым различным.

Так, О. А. Егерева отмечает: «Если автомобиль двигался на подъем (усилен крутящий момент на колеса, и они могут слегка проскальзывать) или двигался под уклон, используя торможение двигателем и тормозом, происходит некоторый сдвиг рисунка протектора в противоположном направлении. Эти причины искажения рисунка протектора должны быть известны следователю и эксперту. Надо сказать, что величина этих искажений может быть весьма значительной (до 10 см по длине окружности колес) и зависит от вида автомобиля, массы груза на ось, давления в шинах, а иногда и от вида дорожного покрытия. Асфальтное или бетонное дорожное покрытие действует на резиновую «обувь» автомобиля, как абразив. С момента начала торможения и до возникновения юза на дорожном покрытии отпечатывается четкий рисунок протектора с такими же небольшими искажениями. Такие следы образуются за счет наслоения резины протектора, сдвига и перемещения частичек пыли и самого дорожного покрытия и сохраняются довольно долго» [4, С. 210]. В данном аспекте актуален метод фиксации — крупномасштабная линейная панорамная фотосъемка отдельно каждого следа. Кроме того, в комплекте технических средств следователю или специалисту, осматривающему место ДТП, необходимо иметь ошкуренный наждачной бумагой рулон резины, накатав которую на след, можно получить хороший отпечаток, который позволит в последующем эксперту дать наиболее полное заключение.

При осмотре места совершения ДТП необходимо обратить внимание на наличие линий горизонтальной дорожной разметки, в том числе не стоит игнорировать и временные разметки. Целесообразно проверить соответствие правил временных дорожных знаков требованиям линий горизонтальной дорожной разметки. Исключение составляют случаи, когда осуществляется ремонт покрытия проезжей части, например, связанный со срезом слоя асфальта, в связи с чем линии горизонтальной дорожной разметки не могут быть выполнены по техническим причинам.

Важное значение при расследовании ДТП, связанного с наездом на препятствие или на стоящее транспортное средство, к примеру, автомобиль, осуществляющий дорожные работы, является фиксация расположения строительных материалов, техники на участке производства работ.

Для расследования таких преступлений необходимо объективно рассмотреть вопрос о возможности водителем объезда препятствия, а для этого целесообразно установить наличие ограды участка производства дорожных работ, направляющих конусов, дорожных знаков.

В случаях, когда происходит наезд на препятствие, в результате которого погибли или получили травмы различной степени тяжести люди, важно произвести не только осмотр, но и в кратчайшие сроки назначить экспертизу конструкции временных ограждающих и направляющих устройств [10, С. 54].

Итак, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что следователь, выезжая на осмотр ДТП должен заранее установить информацию, которая имеется в дежурной части соответствующего подразделения, по факту случившегося. На основе данной информации ему целесообразно определить, каких участников уголовного судопроизводства нужно привлечь к осмотру. В этой связи особенное значение придается участию специалистов и эксперт-криминалистов, разумеется, в случае летального исхода ДТП, при осмотре обязан участвовать судмедэксперт. При грамотном распределении ролей в осмотре ДТП может быть гарантирован эффективный осмотр, поскольку хорошая слаженность работы следователя и оперативных сотрудников, экспертов, специалистов, поможет наиболее полно установить информацию происшедшего события, максимально полно будут собраны доказательства, грамотно, с соблюдением процессуальной формы, приобщены к материалам уголовного дела.

Литература:

  1. Аминев Ф. Г., Валеев А. Х., Гумерова Р. Б. Имаева Ю. Б. Расследование преступлений, связанных с ДТП. — Уфа: УЮИ МВД России, 2010. — 210 с.
  2. Вдовина О. П. О некоторых проблемах, возникающих при обнаружении микрообъектов на месте дорожно-транспортного происшествия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2012. — № 2–2. — С. 143.
  3. Демидова Т. В., Беляев М. В. Применение инновационных технологий при осмотре мест дорожно-транспортных происшествий // Вестник экономической безопасности. — 2015. — № 2. — С. 72–76.
  4. Егерева О. А. Особенности осмотра места происшествия при расследовании ДТП // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2014. — № 1. — С. 205–213.
  5. Зубенко Е. В., Гирийчук В. В., Гунькин И. В. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия, сопряженного с оставлением потерпевшего в опасности: тактика проведения и перспективы использования инновационных технологий // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра: сборник научных трудов. Восточно-Сибирский институт МВД России. — 2015. — С. 94–106.
  6. Комаров Ю. Я., Сильченков Д. Д. Служебное расследование ДТП. — Волгоград: ВГТУ, 2015. — 64 с.
  7. Мещерякова Т. А. Специфика осмотра места совершения дорожно-транспортного преступления на участке производства дорожных работ // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2013. -№ 2 (58). — С. 54.
  8. Попов Е. А. Основные направления и возможности ситуационного подхода в расследовании ДТП // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2015. — № 5. — С. 108–115.
  9. Романов В. В. Применение цифровой фотографии в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия // Вестник НЦБЖД. — 2014. — С. 37–40.
  10. Сретенцев А. Н., Бадиков Д. А. Некоторые аспекты использования современных технологий фиксации при осмотре дорожно-транспортного происшествия // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — № 4 (34). — С. 80.
  11. Татаров Л. А. Осмотр места ДТП: типичные ошибки // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 16. — С. 32–38.
  12. Статистика ДТП по регионам России [Электронный ресурс] // http://provodim24.ru/statistika-dtp.html (дата обращения: 15.04.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): следователь, дорожно-транспортное происшествие, дорожное покрытие, место происшествия, осмотр, осмотр места происшествия, расследование ДТП, средство, транспортное средство, горизонтальная дорожная разметка, ДТП, место ДТП, след.


Ключевые слова

дорожно-транспортное происшествие, осмотр места происшествия, эксперта, методика расследования, участи специалиста, следователя-криминалиста, использование 3-D сканирования, фотографирования

Похожие статьи

Понятие и сущность оставления в опасности и проблемы его квалификации

Данная работа рассматривает один из довольно распространенных видов уголовных правонарушений — оставление в опасности. В 119 статье УК РК раскрывается сущность преступления, определяется состав преступления. В работе обосновывается важность тщательно...

Необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайняя необходимость: понятия и условия их правомерности

Глава 8 Уголовного кодекса содержит перечень обстоятельств, при которых преступление исключается. К этой категории относятся; необходимая защита (ст. 37 УК РФ), причинение вреда задержанию лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ); крайняя необх...

Выявление и доказывание преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта в условиях Дальнего Востока

В статье проведен анализ особенностей выявления и доказывания преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, проблем применения уголовных, уголовно-процессуальных и криминалистических норм при их раскрытии. Обоснованность статьи определена ...

Актуальные вопросы противодействия рецидивной преступности

В настоящей статье рассматривается сложная проблема предотвращения рецидивной преступности средствами уголовного права. В Российской Федерации рецидивная преступность из года в год находится под пристальным вниманием правоохранительных органов. Чем б...

Медицинские ошибки. Исследование гражданско-правовых аспектов правового регулирования данного явления

Медицинские ошибки широко распространены и известны во всем мире; медицинские ошибки входят в пятерку основных причин смерти; большой вклад в разработку данного понятия внесли представители юридической и медицинской школы; неоднозначность понятия «ме...

Психофизиологические аспекты личности, влияющие на искажение словесного портрета

На современном этапе развития государства и общества все еще не удалось исключить нарушение прав и свобод человека и гражданина. Учитывая тот факт, что защита прав — одна из приоритетных задач Российской Федерации, отечественная уголовно-правовая тео...

Пострадавший как участник проверки сообщения о преступлении

В статье рассматривается проблема отсутствия закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве России процессуального статуса лица, которому в результате совершения преступления причинен физический, имущественный и моральный вред, на стадии пров...

Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда

Статья освещает проблемы в работе органов внутренних дел по осуществлению розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, актуальность которых с годами не уменьшилась. Проблема оперативного реагирования для нахождения и задержания таки...

Правовая квалификация субъектов административной ответственности в практике Конституционного Суда Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности защиты прав индивидуального предпринимателя при совершении административных правонарушений, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъ...

Особенности тактики использования специальных медицинских знаний на некоторых стадиях предварительного расследования

В работе рассмотрены некоторые особенности тактики использования специальных медицинских знаний при расследовании уголовных дел. Автором работы обосновывается, что применение специальных медицинских знаний в рамках уголовного процесса зачастую, а в н...

Похожие статьи

Понятие и сущность оставления в опасности и проблемы его квалификации

Данная работа рассматривает один из довольно распространенных видов уголовных правонарушений — оставление в опасности. В 119 статье УК РК раскрывается сущность преступления, определяется состав преступления. В работе обосновывается важность тщательно...

Необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайняя необходимость: понятия и условия их правомерности

Глава 8 Уголовного кодекса содержит перечень обстоятельств, при которых преступление исключается. К этой категории относятся; необходимая защита (ст. 37 УК РФ), причинение вреда задержанию лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ); крайняя необх...

Выявление и доказывание преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта в условиях Дальнего Востока

В статье проведен анализ особенностей выявления и доказывания преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, проблем применения уголовных, уголовно-процессуальных и криминалистических норм при их раскрытии. Обоснованность статьи определена ...

Актуальные вопросы противодействия рецидивной преступности

В настоящей статье рассматривается сложная проблема предотвращения рецидивной преступности средствами уголовного права. В Российской Федерации рецидивная преступность из года в год находится под пристальным вниманием правоохранительных органов. Чем б...

Медицинские ошибки. Исследование гражданско-правовых аспектов правового регулирования данного явления

Медицинские ошибки широко распространены и известны во всем мире; медицинские ошибки входят в пятерку основных причин смерти; большой вклад в разработку данного понятия внесли представители юридической и медицинской школы; неоднозначность понятия «ме...

Психофизиологические аспекты личности, влияющие на искажение словесного портрета

На современном этапе развития государства и общества все еще не удалось исключить нарушение прав и свобод человека и гражданина. Учитывая тот факт, что защита прав — одна из приоритетных задач Российской Федерации, отечественная уголовно-правовая тео...

Пострадавший как участник проверки сообщения о преступлении

В статье рассматривается проблема отсутствия закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве России процессуального статуса лица, которому в результате совершения преступления причинен физический, имущественный и моральный вред, на стадии пров...

Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда

Статья освещает проблемы в работе органов внутренних дел по осуществлению розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, актуальность которых с годами не уменьшилась. Проблема оперативного реагирования для нахождения и задержания таки...

Правовая квалификация субъектов административной ответственности в практике Конституционного Суда Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности защиты прав индивидуального предпринимателя при совершении административных правонарушений, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъ...

Особенности тактики использования специальных медицинских знаний на некоторых стадиях предварительного расследования

В работе рассмотрены некоторые особенности тактики использования специальных медицинских знаний при расследовании уголовных дел. Автором работы обосновывается, что применение специальных медицинских знаний в рамках уголовного процесса зачастую, а в н...

Задать вопрос