Глобальная экологическая проблема: причины и пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 20.05.2017

Статья просмотрена: 3674 раза

Библиографическое описание:

Курганов, А. В. Глобальная экологическая проблема: причины и пути решения / А. В. Курганов, А. В. Курганов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43572/ (дата обращения: 18.12.2024).



С самых давних времён человек влияет на окружающую среду, использует природу для удовлетворения материальных нужд. Такое негативное воздействие постепенно привело к деградации природной среды и вылилось в экологический кризис. Задача выхода из этого положения должна иметь приоритетное значение, так как от этого зависит существование всего живого на Земле.

Когда человек пользовался примитивными орудиями труда, процесс преобразования природы шёл довольно медленно. Важную роль во взаимоотношениях человека и природы играли религиозные верования. В языческих религиях обожествлялись силы природы, человек благоговел и боялся их. Требовалась сдержанность в отношении растений и животных. Существует теория о том, что христианство, особенно в своей западной форме, пришедшее на смену язычеству, является главной причиной возникновения экологического кризиса. «…Христианство не только установило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей.».. [3].Разрушились мифические представления о сущности природных явлений. Теперь человек стоит на первом месте. Он — «венец творения», а окружающий мир создан для его использования. Таким образом, на психологическом уровне человек почувствовал свободу неограниченно использовать окружающую среду в своих целях.

Также существует мнение, что в большей степени, чем религия, за экологическую проблему ответственна вера в прогресс. Идея бесконечного материального прогресса обоснована Френсисом Бэконом и Рене Декартом. «…сам ход времени будет улучшать благосостояние человечества, в том числе и материальное, и достигаться это будет благодаря систематическому использованию естественнонаучных знаний о природе…» [1].

До определённого времени развитие естественных наук и накопление технических знаний шли порознь. Но когда произошло их слияние, развитие технологий и промышленности пошло с возрастающей скоростью, что в свою очередь непосредственно отразилось на состоянии природной среды.

Как и другие сложные системы, природа способна к самовосстановлению, но для этого требуется время. Уже давно пагубное влияние человека выросло до таких масштабов, что экологические системы просто не успевают восстанавливаться, и происходят их качественные изменения. К концу ХХ века скорость техноэволюции опрежает скорость биоэволюции на пять порядков. Если так продолжится дальше, то можно с уверенностью утверждать, что человечество неизбежно ждёт экологическая катастрофа.

Возможно ли предотвратить нависшую угрозу? По всему миру проводятся мероприятия по защите окружающей среды от разрушающего воздействия человека, но зачастую они являются частными или поверхностными. А чтобы решить любую проблему, необходимы радикальные меры. Нужно начинать с корня проблемы, а он находится в нашем мышлении. Человек, не задумываясь о последствиях, расточительно использует природные ресурсы и загрязняет землю из-за своего эгоизма. Ставит перед собой все новые и новые цели в технологическом развитии. Учёные жаждут новых открытий и на волне своего успеха руководствуются принципом «цель оправдывает средства». Яркий тому пример — испытания ядерного оружия, которые способны оказать катастрофическое воздействие на экосистемы. Что касается глобальных экологических проблем, таких как озоновые дыры, потепление климата или кислотные осадки, то они всё ещё недооцениваются большинством людей, так как нет достоверной информации о том, что кто-то умер именно по этим причинам, не приводится никакая статистика в средствах массовой информации. Но если человек сейчас не поймёт, что проблемы очень серьёзны, и для избежания экологической катастрофы он должен благоговеть перед каждой травинкой, то непременно дождётся ответного экологического удара и тогда уже будет сложно что-либо предпринять.

Как же вселить в головы людей идею экологической ответственности и сознательности по отношению к природе? Один из самых действенных способов воздействия на мышление больших масс — это религия. Л. Уайт, считая корни деградации природной среды религиозными, предлагает выход из данной ситуации посредством создания новой религии или переосмысления старой. В двенадцатом веке величайший радикал христанской истории — святой Франциск Ассизский, который считается покровителем животных, совершил попытку переосмысления отношения человека к животным. «Франциск попытался свести человека с трона его монархического господства над тварью и установить демократию в отношениях всех Божиих тварей» [3]. Но его действия потерпели неудачу. Следовательно, можно подвергнуть сомнению данный выход из ситуации.

В настоящее время рассматривается вариант, на первый взгляд, из области фантастики. Это применение генной инженерии для создания новых видов растений и животных или воздействие на генетический аппарат существующих, что позволило бы ускорить эволюцию биоты и сделать её скорость соразмерной со скоростью техноэволюции. Трудно предсказать, к каким ужасающим последствиям это может привести, ведь это означает полное уничтожение естественной эволюции биосферы и превращение её в искуственную систему, регулируемую человеком. Такой вариант должен быть отвергнут в силу своей непредсказуемости и с позиций нравственности.

Нужно пытаться сохранить естественную природу. Наиболее адекватным решением здесь является воспитание поколений, для которых любовь к природе и ответственность перед ней были бы обычным делом. Начиная с дошколных учреждений, следует активно внедрять программы по формированию у детей экологического сознания, добиваться того, чтобы жизнь любого растения или животного была ценна сама по себе для каждого человека. Необходимо формировать осознание того, насколько необходимо причинение любого вреда природе.

Для воспитания гуманности, помимо экологического просвещения, очень важно создать условия духовного и умственного развития подрастающих поколений. Важно, чтобы инженеры при решении производственных задач руководствовались не только техническими принципами, но всесторонне, творчески подходили к проблеме, заботясь о сведении к минимуму вреда окружающей среде. Такие меры по формированию экологической ответственности и благоговению перед жизнью через образование и воспитание следующих поколений могут стать решением глобальной экологической проблемы. «Только тогда, когда большинство людей в своих мыслях и поступках будут постоянно побуждать гуманность полемизировать с действительностью, гуманность перестанут считать сентиментальной идеей, и она станет тем, чем она должна быть, — основой убеждений человека и общества» [2, с. 229].

Литература:

  1. Атфилд, Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 203–257.
  2. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. / Общ. ред. A. A. Гусейнова и М. Г. Селезнева. — М., 1992. — 576 с.
  3. Уайт, Л. Исторические корни нашего экологического кризиса// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 188–202.
  4. «Экология и жизнь» [Электронный ресурс]: К вопросу o коэволюции природы и общества. URL: http://www.ecolife.ru/jornal/ecap/1998–2-1.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, природа, природная среда, большинство людей, том, экологическая катастрофа, экологическая ответственность, экологический кризис.


Задать вопрос