Работа с большими расстояниями при создании космического симулятора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 20.05.2017

Статья просмотрена: 552 раза

Библиографическое описание:

Федоров, П. А. Работа с большими расстояниями при создании космического симулятора / П. А. Федоров, Р. А. Цветков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43577/ (дата обращения: 18.12.2024).



Одним из факторов, влияющих на скорость развития науки, является её популяризация. На данный момент, большинство методов популяризации науки — это в основном книги, научно-популярные журналы или видеоролики, однако главным недостатком таких методов является отсутствие какой-либо интерактивности.

Намного большего эффекта можно достичь, если в целях популяризации применять интерактивные приложения, где пользователь имеет возможность взаимодействовать с виртуальной средой, наблюдать последствия своих действий и приходить к различным выводам, используя метод проб и ошибок.

Таким образом возникла идея разработки проекта, в котором будут реализованы различные симуляции физических законов и явлений, а также интерфейс, который позволит в интерактивной форме ознакомить пользователя с некоторыми особенностями различных научных профессий.

Ключевые слова: алгоритмы оптимизации

Одной из первых задач с которой пришлось столкнуться при разработке интерактивного симулятора, это необходимость разработки специальных методик для работы с огромными числами для измерения размеров космических объектов и расстояний между ними.

Так как в космосе все находится на огромной дистанции, возникает проблема снижения точности расчетов при работе с числами с плавающей точкой.

Данное явление широко известно и именуется floating point precision.

В 3-х мерной графике, каждый объект имеет свою координату, в которой он расположен, не смотря на то что в используемой интегрированной среде разработке (Unity3D) нет фиксированных ограничений на максимальную дальность расположения объекта от центра координат, тем не менее нельзя обычным способом расположить планету в нужной координате.

Например, если в центр координат расположить Солнце, то Землю придется разместить на расстоянии 150000000000 метров от Солнца.

Проблема заключается в том, что для описывания координат применяется тип переменной «Vector3», который в свою очередь состоит из 3х переменных типа float для осей X, Y, Z.

Float это 32х битное значение которое имеет свойство снижения точности вычислений по мере удаления значения от 0. Float способен содержать числа с точностью 8 знаков включая точку. Например, числа 1.234567 или 123456.7 могут обсчитываться без потерь точности. Однако если попытаться выполнить операцию 12345678 + 0.1 то результат будет не 12345678.1, а все так-же 12345678, потому что новое значение выходит за пределы возможностей float.

Это причина, по которой нельзя разместить планету в координате 150 000 000 000, потому что при движении вокруг Солнца, она либо не будет двигаться, либо ее скорость движения будет не точной.

Однако существует метод, позволяющий получить требуемый результат, не выходя за пределы диапазона вычислений.

Метод заключается в том, чтобы для расчетов движения космических объектов, применять тип переменной double, это 64-х битный аналог float, который имеет точность не 8 знаков, а 16, и способен уместить в себя всю солнечную систему с точностью до метра или сантиметра (в зависимости от желаемого размера солнечной системы).

Однако тип переменной double невозможно применять для визуализации 3D графики на экране, все видеокарты работают именно с float. А нам требуется чтобы планеты были видны с расстояния миллионы или миллиарды километров.

Обойти это ограничение позволяет тот факт, что в данном случае по мере приближения или удаления наблюдателя от планеты, меняется не расстояние до планеты, а её размер.

Рассмотрим две ситуации:

  1. Наблюдается шар диаметром 1 метр с расстояния 10 метров.
  2. Наблюдается шар диаметром 10 метров с расстояния 100 метров.

В обеих ситуациях видимый размер шара будет одинаковым. Именно этот эффект и применяется для того чтобы отображать планеты в пределах допустимых координат. Например, требуется отобразить планету, которая имеет радиус 10000000 метров и находится на расстоянии 1000000000 метров. В таком случае следует уменьшить и планету, и расстояние в 1000000 раз и отобразить небольшой шар радиусом всего 10 метров на расстоянии 1000 метров. Это допустимые величины, которые могут отображаться без потерь точности, при этом планета будет выглядеть так, как будто она расположена на расстоянии 1000000 километров от наблюдателя, что является огромным числом для визуализации обычными методами. При этом координата планеты может вообще не меняться, но изменение размера будет создавать эффект движения.

Такой эффект можно объяснить благодаря понятию «угловой размер» или «угловая величина» и формуле его расчета.

Угловой размер — это угол между прямыми линиями, соединяющими диаметрально противоположные крайние точки измеряемого (рассматриваемого) объекта и глаз наблюдателя. [1]

Именно благодаря угловому размеру объекта наблюдатель оценивает расстояние до него (при условии, что наблюдателю известен примерный размер объекта), в ином случаи оценка расстояния будет ошибочной. Но в любом случае изменение углового размера объекта обозначает факт приближения или отдаления от объекта.

Формулу углового размера можно наглядно объяснить следующем изображением:

C:\Users\artaa\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Угловой размер чб angular size bw.png

Рис. 1. Формула углового размера и её графическое представление

По формуле видно, что если значение диаметра объекта и расстояния до него будет изменяться пропорционально, то угловой размер будет оставаться неизменным.

Угловой размер определяет не величина диаметра или расстояния, а их соотношение. Таким образом, можно использовать это свойство для того чтобы визуализировать планета в пределах допустимого диапазона координат сохранив при этом ее угловой размер путем изменения масштаба планеты.

Также стоит отметить визуализацию других звездных систем и галактик, для них используется тот же тип переменных double, но так как для описания масштабов вселенной недостаточно даже диапазона double, координаты галактик задаются относительно условного центра вселенной, а координаты звезд относительно центра галактики, и соответственно координаты планет относительно звезды.

Для подтверждения целесообразности применения чисел с двойной точностью, приведем расчеты допустимых диапазонов.

При необходимой точности вычисления до 0.01 метр (1 сантиметр) и использовать float значений, максимальная удаленность от центра координат будет составлять 100000 метров (пример дробного числа 123456.78), или 100 километров. Что очень мало не только в масштабах солнечной системы, но даже в масштабах планеты.

Однако при применении double значений, максимальное удаление от центра будет достигать 10000000000000 или 10 миллиардов километров (пример дробного числа 12345678901234.56). Что равно примерно 65 астрономических единиц (одна астрономическая единица равна примерно 150 миллионов километров), а расстояние до самой дальней планеты солнечной системы, Нептуна, составляет 30 астрономических единиц. Из чего следует что применение double вычислений как раз позволяет рассчитывать движение в солнечной системе, плюс остается еще в 2 раза больше пространства при необходимости обработки еще более удаленных объектов (карликовых планет или астероидов)

При этом, когда наблюдатель выходит за пределы солнечной системы. Масштаб координат переходит на более высокий уровень, для которого минимальная точность вычислений уже составляет не 0.01 метр, а более высокое значение. И хотя при таком условии будет существовать ограничение на минимальную скорость движения наблюдателя, но 1 сантиметр в секунду слишком низкая скорость для межзвездного пространства, и она в любые случаи будет не заметна для наблюдателя.

Для расчета нового минимального предела скорости используется следующий метод. Предполагается что более высокий уровень масштаба используется для расчетов передвижения в пределах галактик, поэтому нужно определить максимально допустимый размер процедурно генерируемой галактики.

Согласно информации, из NASA/IPAC EXTRAGALACTIC DATABASE [2], самой крупной из известных галактик, является галактика IC 1101. Её диаметр составляет примерно 6000000 световых лет (для сравнения, диаметр нашей галактики «Млечный Путь» составляет 100000 световых лет). Следовательно, возьмем значение 6000000 световых лет за максимальный размер и разделим его на максимальный диапазон double значений.

6000000 / 1E+16 = 0.0000000006 световых лет, что равно примерно 5000 километров в секунду. Что и является пределом минимальной скорости движения наблюдателя в межзвездном пространстве.

И хотя эта скорость кажется невероятно большой, на самом деле наблюдатель не заметит потери точности, так как расстояние до других звезд огромно и даже при движении к ближайшей звезде, угловая величина звезды будет изменяться очень плавно, и пользователь не ощутит никаких проблем с визуализацией перемещения.

Выводы.

На основе описанного в рамках данной статьи можно заключить, что архитектура из различных координатных уровней, применение double переменных и использование свойства углового размера, позволяет создать полноразмерную вселенную, где возможен бесшовный переход наблюдателя в диапазоне от галактик до поверхности планет с точностью до сантиметра.

Литература:

  1. Angular diameter https://en.wikipedia.org/wiki/Angular_diameter
  2. NASA/IPAC EXTRAGALACTIC DATABASE http://ned.ipac.caltech.edu/cgi-bin/objsearch?objname=IC+1101&extend=no&hconst=73&omegam=0.27&omegav=0.73&corr_z=1&out_csys=Equatorial&out_equinox=J2000.0&obj_sort=RA+or+Longitude&of=pre_text&zv_breaker=30000.0&list_limit=5&img_stamp=YES
Основные термины (генерируются автоматически): угловой размер, солнечная система, расстояние, метр, планет, потеря точности, тип переменной, центр координат, дробное число, межзвездное пространство.


Ключевые слова

алгоритмы оптимизации

Похожие статьи

Актуальность кластерного анализа данных при обработке информации

Данная статья рассматривает актуальность применения кластерного анализа данных при обработке информации в современном мире. В статье проанализированы преимущества кластерного анализа и его применение в различных областях, таких как маркетинг, медицин...

Актуализация технического оснащения школьных классов: какие новации технического обеспечения школьных классов сегодня востребованы и существуют ли перспективы развития

Проблема инновационного технического обеспечения процесса образования в России играет существенную роль и влияет на качество уровня знаний молодежи и на результаты в области научных достижений. Инновации (от англ. Innovation — нововведение) — это вне...

Основные методы продвижения в социальной сети Instagram

В настоящее время социальные сети являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Они позволяют реализовывать большое количество различных задач: коммуникация, ведения бизнеса, реализация творческого потенциала, получение различной информац...

Цифровая скульптура: возможности привлечения учащихся к трехмерному моделированию

Статья посвящена изучению возможностей и преимуществ цифровой скульптуры для привлечения учащихся к трехмерному моделированию. Цифровая скульптура часто ассоциируется с индустрией развлечений, так как в последние годы активно используется в кинематог...

Применение искусственного интеллекта в процессе физической подготовки

Статья рассматривает инновационные подходы и технологии, стоящие на стыке спортивной науки и информационных технологий. Искусственный интеллект (ИИ) проникает во все сферы жизни, включая спорт и физическую подготовку, где его применение открывает нов...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

3D-моделирование фракталов. Фрактальные антенны

Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается простыми фигурами и их комбинациями. Однако природные системы и их динамика могут быть весьма сложными. Например — модель горного хребта, легких человека, системы кровообраще...

Использование искусственных нейронных сетей для оценки и прогнозирования речных отложений

На сегодняшний день использование искусственных нейронных сетей (ИНС) для прогнозирования использования водных ресурсов быстро растет. Уже существуют примеры использования ИНС в инфраструктурных проектах, описанных с точки зрения выбора архитектуры с...

Современные подходы и технологии в модулях технического зрения для распознавания лиц в системах контроля доступа

Системы технического зрения для распознавания лиц представляют собой область активных исследований и разработок, обусловленную широким спектром прикладных задач от обеспечения безопасности до целей маркетинга. Несмотря на значительный прогресс в обла...

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Похожие статьи

Актуальность кластерного анализа данных при обработке информации

Данная статья рассматривает актуальность применения кластерного анализа данных при обработке информации в современном мире. В статье проанализированы преимущества кластерного анализа и его применение в различных областях, таких как маркетинг, медицин...

Актуализация технического оснащения школьных классов: какие новации технического обеспечения школьных классов сегодня востребованы и существуют ли перспективы развития

Проблема инновационного технического обеспечения процесса образования в России играет существенную роль и влияет на качество уровня знаний молодежи и на результаты в области научных достижений. Инновации (от англ. Innovation — нововведение) — это вне...

Основные методы продвижения в социальной сети Instagram

В настоящее время социальные сети являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Они позволяют реализовывать большое количество различных задач: коммуникация, ведения бизнеса, реализация творческого потенциала, получение различной информац...

Цифровая скульптура: возможности привлечения учащихся к трехмерному моделированию

Статья посвящена изучению возможностей и преимуществ цифровой скульптуры для привлечения учащихся к трехмерному моделированию. Цифровая скульптура часто ассоциируется с индустрией развлечений, так как в последние годы активно используется в кинематог...

Применение искусственного интеллекта в процессе физической подготовки

Статья рассматривает инновационные подходы и технологии, стоящие на стыке спортивной науки и информационных технологий. Искусственный интеллект (ИИ) проникает во все сферы жизни, включая спорт и физическую подготовку, где его применение открывает нов...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

3D-моделирование фракталов. Фрактальные антенны

Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается простыми фигурами и их комбинациями. Однако природные системы и их динамика могут быть весьма сложными. Например — модель горного хребта, легких человека, системы кровообраще...

Использование искусственных нейронных сетей для оценки и прогнозирования речных отложений

На сегодняшний день использование искусственных нейронных сетей (ИНС) для прогнозирования использования водных ресурсов быстро растет. Уже существуют примеры использования ИНС в инфраструктурных проектах, описанных с точки зрения выбора архитектуры с...

Современные подходы и технологии в модулях технического зрения для распознавания лиц в системах контроля доступа

Системы технического зрения для распознавания лиц представляют собой область активных исследований и разработок, обусловленную широким спектром прикладных задач от обеспечения безопасности до целей маркетинга. Несмотря на значительный прогресс в обла...

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Задать вопрос