Разработка программного модуля для сбора и анализа диагностических данных автомобиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 21.05.2017

Статья просмотрена: 1195 раз

Библиографическое описание:

Морозов, В. Д. Разработка программного модуля для сбора и анализа диагностических данных автомобиля / В. Д. Морозов, О. Г. Кинчак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 150-154. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43583/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: автомобили, диагностика, OBD-II

Автомобили давно стали неотъемлемой частью современного мира. Количество автомобилей постоянно растет, они уже давно стали доступным и удобным средством передвижения для огромного числа людей. Неудивительно, что для более эффективного использования и обслуживания машины стали оснащаться электронными блоками управления (ЭБУ) [1, с. 19] — устройствами, которые собирают и анализируют информацию, поступающую от бортовых датчиков. Данная информация используется для управления двигателем и другими системами автомобиля, а также для диагностики и выявления неполадок, о которых сообщается водителю при помощи различных индикаторов. Однако, в ряд задач, стоящих перед автомобильными ЭБУ, как правило, не входит сбор и хранение широкого круга статистических данных, собранных на основе полученной от датчиков информации — обычно ведется лишь учет пробега и критических ошибок.

На сегодняшний день существует множество протоколов и стандартов для подключения к автомобильному ЭБУ с целью получить диагностические данные. Самым популярным из них стал стандарт OBD-II (On-Board Diagnostics) [2] — он позволяет получать интересующую специалиста информацию от автомобиля в режиме реального времени. Данный стандарт был разработан в середине 90‑х и стал обязательным для реализации автопроизводителями во многих странах по инициативам экологов. OBD‑II предусматривает единый стек протоколов и стандартизированный аппаратный интерфейс (рис.1). Кроме того, в соответствии с данным стандартом, разъем для подключения должен располагаться в салоне автомобиля в пределах досягаемости водителя, что существенно облегчает работу с OBD‑II.

http://elm327.ru/wp-content/uploads/2009/09/OBD_connector.gif

Рис. 1. Схема разъема OBD-II с нумерацией контактов

Для того, чтобы получить с помощью OBD-II какую-либо информацию, используется специальное оборудование и программное обеспечение. Профессиональные средства, используемые автосервисами, предоставляют наиболее мощный функционал, но стоят дорого. Однако благодаря широкому распространению стандарта, на рынке появились дешевые адаптеры на базе чипа ELM327 [3] и других, предназначенные в первую очередь не для сервисов, а для рядовых автолюбителей. Эти адаптеры представляют из себя компактное устройство (рис.2), как правило, без экрана, которое подключается к разъему OBD-II в салоне автомобиля. После подключения устройство позволяет получать интересующие пользователя данные посредством беспроводного интерфейса Bluetooth или Wi-Fi. Таким образом, любой автомобилист может при помощи такого адаптера и смартфона или планшета с установленным специальным приложением получить диагностическую информацию автомобиля (рис.3).

https://ae01.alicdn.com/kf/HTB1eSCpPpXXXXX8aXXXq6xXFXXXw/Super-Mini-ELM327-Bluetooth-Interface-V2-1-OBD2-Auto-Diagnostic-Tool-ELM-327-Works-ON-Android.jpg

Рис. 2. Внешний вид Bluetooth-адаптера OBD-II на базе чипа ELM327

Рис. 3. Получение диагностической информации автомобиля при помощи специального адаптера и приложения на мобильном устройстве

Итого, для широкого круга водителей наиболее удобным и недорогим способом получить доступ к диагностической информации автомобиля является использование адаптера OBD-II вместе со смартфоном или планшетом, на котором установлено приложение для работы с такими адаптерами. Но нельзя забывать, что в соответствии со стандартом OBD-II данные поступают только в режиме реального времени.

Цель данной разработки — предоставить широкому кругу автомобилистов такое приложение, которое сделает возможным автоматизированный сбор статистики на основе информации, полученной от автомобильного ЭБУ в режиме реального времени, для любого автолюбителя, имеющего в своем распоряжении смартфон или планшет. Единственное, что понадобится автомобилисту кроме мобильного устройства — это специальный адаптер, однако его стоимость в разы ниже стоимости профессионального оборудования. При этом пользователю не нужно будет обладать специфическими знаниями в области автомобилестроения и бортовой диагностики. Кроме того, для удобного доступа к собранным данным в любое время с любого устройства эти данные будут храниться на удаленном сервере. Общая схема работы разрабатываемого программного модуля представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Получение и сбор диагностической информации автомобиля при помощи специального адаптера и разрабатываемого программного модуля, работающего на мобильном устройстве

Чтобы продемонстрировать актуальность разработки, покажем, что на сегодняшний день подобный функционал никем не реализован. Рассмотрим программные решения для получения диагностических данных автомобиля с использованием смартфона или планшета и адаптера OBD-II, а также выделим основные характеристики, представляющие интерес для потенциальных потребителей. Потенциальными потребителями подобных решений являются профессиональные водители, таксисты и рядовые автолюбители, интересующиеся статистикой использования своего автомобиля.

Выберем для исследования наиболее популярные приложения для работы с адаптерами OBD-II, а именно Torque и OBD Car Doctor. Предметами исследования являются следующие факторы:

– качество интерфейса;

– сложность освоения новым пользователем;

– возможность автоматизированного сбора статистики;

– наличие синхронизации с удаленным сервером;

– интеграция с веб-интерфейсом;

– возможность автоматизированного взаимодействия с автосервисами.

Результаты анализа (таблица 1) показали, что современные программные решения получения диагностических данных автомобиля при помощи смартфона или планшета имеют ограниченную функциональность и не решают проблему автоматизированного сбора статистики. Разработка программного модуля, решающего данную проблему, несомненно является актуальной задачей. Разрабатываемый программный модуль не только позволит автоматизировать ведение статистики, но и обеспечит надежное хранение и удобный доступ к полученной информации благодаря синхронизации с удаленным сервером.

Таблица 1

Результаты сравнения программных средств для получения диагностических данных автомобиля Torque, OBDCarDoctor и разрабатываемого программного модуля

Параметр

Torque [4]

OBD Car Doctor [5]

Разрабатываемый программный модуль

Пользовательский интерфейс в соответствии с рекомендациями разработчика мобильной ОС

Нет

Частично

Да

Сложность освоения новым пользователем

Средняя

Средняя

Низкая

Автоматическое ведение статистики

Нет

Нет

Да

Синхронизация с удаленным сервером

Нет

Нет

Да

Возможность интеграции с веб‑интерфейсом

Нет

Нет

Да

Возможность автоматического взаимодействия с автосервисами

Нет

Нет

Да

Разрабатываемый программный модуль должен иметь два основных режима работы: сбор данных и отображение статистики на основе собранной и проанализированной информации. Общая схема данных представлена на рисунке 5. Опишем последовательно оба режима работы.

D:\Dropbox\Приложения\drawio\data.png

Рис. 5. Схема данных разрабатываемого программного модуля

Перед тем, как начать работу в любом из режимов, необходимо провести аутентификацию и авторизацию пользователя, так как каждый автомобилист должен иметь доступ только к своим данным. Чтобы получить возможность собирать диагностическую информацию автомобиля, программный модуль должен подключиться к адаптеру OBD-II при помощи встроенного в смартфон или планшет Bluetooth-модуля. После установки связи с адаптером начинается цикл получения информации от адаптера и отправки ее на удаленный сервер.

Для отображения статистики после авторизации пользователя необходимо получить от него информацию об интересующих его параметрах выводимой статистики, например, о периоде выборки. Ввод этих параметров осуществляется при помощи графического интерфейса. После получения от пользователя характеристик выборки, программный модуль производит запрос к удаленному серверу, обрабатывает полученные данные и выводит на экран.

Разрабатываемый программный модуль позволит широкому кругу водителей автоматизировать сбор и анализ статистики на основе диагностической информации автомобиля. Полученные данные могут использоваться для контроля расхода топлива и денежных затрат на поездки. Собранная статистика позволит проводить более глубокий анализ состояния различных узлов автомобиля. В перспективе эта информация может быть использована для прогнозирования неполадок и заблаговременного предупреждения о возможных поломках водителя.

Литература:

  1. К.А. Палагута. Микроконтроллеры в системах управления современных автомобилей: Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2007. — 217 с.
  2. Al Santini. OBD-II: Functions, Monitors and Diagnostic Techniques. — Cengage Learning, 2010. — 400 с.
  3. ELM327 OBD to RS232 Interpreter // Elm Electronics. URL: https://www.elmelectronics.com/wp-content/uploads/2016/07/ELM327DS.pdf (дата обращения: 17.05.2017).
  4. Torque — OBD2 Performance and Diagnostics for your Vehicle // Torque. URL: https://torque-bhp.com (дата обращения: 17.05.2017).
  5. OBD Car Doctor — Мобильное приложение для автодиагностики Android, iOS // OBD Car Doctor. URL: http://www.incardoc.com/ru/Overview (дата обращения: 17.05.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): OBD-II, OBD, разрабатываемый программный модуль, диагностическая информация автомобиля, удаленный сервер, данные, мобильное устройство, программный модуль, реальное время, специальный адаптер.


Ключевые слова

диагностика, автомобили, OBD-II

Похожие статьи

Разработка автоматизированной системы ухода и мониторинга жизненно важных показателей больных в медицинских учреждениях разного типа

В статье представлена разработка устройства, способного упростить работу персонала в медицинских учреждениях разного типа, приведены расчеты себестоимости проекта.

Применение метода многопараметрического распознавания образов для диагностики технического состояния радиорелейного оборудования системы управления движением судов

Рассмотрено применение метода многопараметрического распознавания образов для диагностики технического состояния радиорелейного оборудования «Ericsson MiniLink-7Е» системы управления движением судов.

Концепция современного измерительно-вычислительного комплекса для контроля комфортности микроклимата

Кратко рассмотрена концепция современного ИВК для определения и контроля комфортности микроклимата в помещении на примере метеометра МЭС-200А

Автоматизированный анализ полётных данных для осуществления контроля и предварительного оценивания полетов

В статье автор описывает разработку и предоставление платформы, обеспечивающей автоматизированный анализ полётных данных на основе информации от средств объективного контроля (Garmin-1000), для осуществления контроля и предварительной оценки пилотиро...

Исследование надёжности систем электрооборудования автомобиля Урал-4320

В статье рассматривается расчет надежности электродвигателя отопителя салона автомобиля Урал-4320. Найдена оптимальная наработка исследуемого агрегата, при которой имеет смысл проводить техническое воздействие.

Разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта

В статье описана разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта. Описаны основные свойства работы датчиков, ориентировочная цена и план реализации данного проекта.

Отечественная BIM-система Renga как современная трехмерная программа для проектирования зданий и сооружений

В статье автор рассказывает о возможностях программного BIM-комплекса Renga. Отмечает ряд преимуществ и новшеств для быстрого создания и моделирования зданий и сооружений.

Разработка автоматизированной системы распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств

Повышение эффективности использования диагностического стенда «тахограф»

Рассматриваются преимущества модернизации учебно-диагностического стенда тахограф. Предложены направления совершенствования разработанного учебно-диагностического стенда.

Методика измерения параметров на координатно-измерительной машине GLOBAL CLASSIC 05.05.05

Измерение сложнопрофильных деталей на предприятиях машиностроения без использования современного оборудования практически невозможно. Модернизация предприятий направлена не только на приобретение современного измерительного оборудования, но и на подг...

Похожие статьи

Разработка автоматизированной системы ухода и мониторинга жизненно важных показателей больных в медицинских учреждениях разного типа

В статье представлена разработка устройства, способного упростить работу персонала в медицинских учреждениях разного типа, приведены расчеты себестоимости проекта.

Применение метода многопараметрического распознавания образов для диагностики технического состояния радиорелейного оборудования системы управления движением судов

Рассмотрено применение метода многопараметрического распознавания образов для диагностики технического состояния радиорелейного оборудования «Ericsson MiniLink-7Е» системы управления движением судов.

Концепция современного измерительно-вычислительного комплекса для контроля комфортности микроклимата

Кратко рассмотрена концепция современного ИВК для определения и контроля комфортности микроклимата в помещении на примере метеометра МЭС-200А

Автоматизированный анализ полётных данных для осуществления контроля и предварительного оценивания полетов

В статье автор описывает разработку и предоставление платформы, обеспечивающей автоматизированный анализ полётных данных на основе информации от средств объективного контроля (Garmin-1000), для осуществления контроля и предварительной оценки пилотиро...

Исследование надёжности систем электрооборудования автомобиля Урал-4320

В статье рассматривается расчет надежности электродвигателя отопителя салона автомобиля Урал-4320. Найдена оптимальная наработка исследуемого агрегата, при которой имеет смысл проводить техническое воздействие.

Разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта

В статье описана разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта. Описаны основные свойства работы датчиков, ориентировочная цена и план реализации данного проекта.

Отечественная BIM-система Renga как современная трехмерная программа для проектирования зданий и сооружений

В статье автор рассказывает о возможностях программного BIM-комплекса Renga. Отмечает ряд преимуществ и новшеств для быстрого создания и моделирования зданий и сооружений.

Разработка автоматизированной системы распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств

Повышение эффективности использования диагностического стенда «тахограф»

Рассматриваются преимущества модернизации учебно-диагностического стенда тахограф. Предложены направления совершенствования разработанного учебно-диагностического стенда.

Методика измерения параметров на координатно-измерительной машине GLOBAL CLASSIC 05.05.05

Измерение сложнопрофильных деталей на предприятиях машиностроения без использования современного оборудования практически невозможно. Модернизация предприятий направлена не только на приобретение современного измерительного оборудования, но и на подг...

Задать вопрос